Никто точно не может сказать, как в человеке рождается талант. Может быть, это «поцелуй ангела», а может быть, результат воспитания или удачного стечения обстоятельств. Только стоит ему появиться, и жизнь человека приобретает особый, не ясный окружающим смысл. Даже очень далекие от искусства люди, чувствуя магию таланта... помните, как у Пушкина: «...Вдруг остановишься невольно, благоговея богомольно...». Такие эмоции вызывал и вызывает у меня голос юной, но уже титулованной в Латвии певицы Илоны Бранте.
Упавший микрофон
Первые шаги были сделаны в начальной школе, когда в класс в поисках новых талантов пришла сама Ольга Пирагс. Именно благодаря ей в детском голосе Илоны появились бархатные джазовые нотки, которые слышатся и поныне. И вскоре в своем первом конкурсе в юношеском центре Altona Илона заняла второе место. Потом была музыкальная школа по классу флейты, этот инструмент отлично развивает дыхание, так необходимое для пения, и множество выступлений на школьной сцене. На первых порах юной певице очень мешала стеснительность. На одном из выступлений вдруг развеселился зал. Илона от смущения выронила микрофон и так и не смогла допеть песню. Оказалось, что смеялись не над ней, а над каким-то шутником, который, не оценив лиричность момента, строил рожицы из-за кулис. Этот конфуз надолго отдалил девушку от сцены. «Однажды, – вспоминает Илона, – в нашей Анниньмуйжской гимназии проходил вечер, где каждый класс должен был представить себя. Наш класс не успел отличиться в первых конкурсах, и я жутко испугалась, что мы проиграем. А потом было соревнование пародий. Я вышла и спела песню Земфиры «Небо Лондона» с таким чувством, что победа досталась нам. Это был настоящий успех». Кстати, Илона с детства одинаково хорошо говорит на русском и латышском, а поет еще и на английском.
Таинство
рождения песни
Серьезное развитие началось с такой легкомысленной вещи, как караоке. По мнению Илоны, это лучшая практика для голоса и, главное, возможность привыкнуть к публике. Не раз любители погулять по Старой Риге и иностранные туристы заслушивались ее пением. А параллельно были конкурсы и первые победы. Год назад, с успехом пройдя три тяжелых тура организованного латвийскими СМИ конкурса Jaunвs Zvaigznes, посвященного Раймонду Паулсу, она вошла в число победителей. Потом было турне по латвийским городам. «Выступать всегда и везде – это единственная возможность «примелькаться» и заставить людей запомнить твое лицо», – говорит Илона. Увидев ее на одном из туров конкурса, один из работников престижной Классической гимназии пригласил учиться в свою школу. Она приняла приглашение.
В этом году удача снова улыбнулась – совсем недавно в Лиепае завершился конкурс Jaunвs Zvaigznes, на этот раз посвященный композитору Иманту Калниньшу. И снова Илона среди лауреатов. На вопрос о том, что дают такие конкурсы молодому исполнителю, она смело отвечает – веру в себя.
«Самое главное, что необходимо для хорошего выступления на публике, – это вообще забыть про существование людей в зале, – рассказывает Илона. – Нужно полностью отдать себя песне, и тогда впадаешь в некое, ни с чем не сравнимое состояние транса. Эмоций не должно быть слишком много, иначе они будут «душить» и мешать петь, в то же время даже самый лучший голос при каменном лице произведет на слушателя отталкивающее впечатление. Интересно то, что когда берешься за новую песню, связываешь ее со своей жизнью и чувствуешь особую близость с ней, то петь очень просто. Но проходит время, и эмоция стирается, и начинается профессионализм. Вообще рождение песни – это таинство, поэтому во время репетиции я стараюсь остаться одна. Не хочется, чтобы кто-то слышал ошибки и погрешности, возникающие во время учебы».
На перепутье
У многих латвийских исполнителей сложился стереотип: для того чтобы сделать карьеру певца, стремиться нужно или на российскую, или на западную большую сцену, Латвия слишком мала для этого. По мнению Илоны, это не совсем так, потому что признание в родной стране – это уже немало, а говоря о «хлебе насущном», позволит заработать на достойную жизнь.
«Существует три пути к славе певицы, – говорит она. – Первый самый простой – через «неделовые» отношения с нужными людьми, второй – идеальная внешность, затмевающая даже слабый голосишко, и третий, самый трудный, постоянное самосовершенствование и развитие. Каким бы ни хотелось видеть конечный результат, начинать нужно с классического пения, потому что именно оно учит правильно управлять голосом. Уже на его основе выстраивается пение эстрадное, которому у нас в Латвии обучает, например, студия Pumpurini. Начинать надо как можно раньше, тогда больше шансов найти спонсора. Ведь в юном возрасте есть возможность что-то «лепить», талант еще словно неотшлифованный алмаз. А вот в 25 лет, например, уже нужно обладать чем-то необычайным, чтобы пробиться».
Помните, у Блока «Девушка пела в церковном хоре...». Ведь действительно искусство – это то немногое, что не дает потонуть в серых буднях и заботах. Мы встретились с Илоной накануне джазового фестиваля, который проходил в Саулкрасты с 21 по 27 июля. Желаем удачно выступить!