Под редакцией доцентов ТвГУ Валентины Успенской и Веры Кулик вышел одноименный сборник из четырех частей, в котором женщины предстают не в виде жертв патриархата, а скорее как агенты цивилизации.
ДРЕВНЯЯ ТВЕРЬ
Кандидат наук Галина Гадалова повествует о женском окружении Михаила Тверского -его матери великой княгине Ксении Юрьевны, родной сестре Софье Ярославне и жене - Анне Кашинской. Когда Михаил вступил на Владимирский престол, преподобная Ксения, даже приняв постриг, не удалилась от дел. После смерти митрополита Максима мать и сын сообща стоят за кандидатуру в митрополиты всей Руси своего ставленника - Геронтия. Некоторые историки считают этот шаг дерзостью, но бесспорно: «Мысль обратиться к содействию митрополитов в государственной борьбе принадлежала собственно Твери».
А смерть Софьи в том же 1305 году, когда ее брат отправился в Орду за ярлыком на великое княжение, при любых обстоятельствах характеризует княжну как переживающую за исход конфликта между Москвой и Тверью. Возможно, несостоявшаяся канонизация Софьи - это результат того конфликта.
До дна испила Анна горечь выпавшей ей доли. В Орде убили ее сыновей Дмитрия Грозные Очи и Александра, внука Феодора. В 1346 году умер сын Константин, тот, которого она женила на дочери убийцы отца, чтобы избежать брака с ордынкой. А в 1365 году страшный мор выкосил ее семью… Святую Анну запретили почитать на соборах 1677 и 1678 годов. Виной всему - двуперстие десницы княгини. Деканонизация совершена, скорее всего, из-за того, что в составлении жития кашинской святой участвовал знаменитый Игнатий Соловецкий, один из лидеров старообрядчества. «Благоверную Анну нельзя отделить от религиозной «весны» при Алексее Михайловиче, от раскола - отвержения национальной Русской церковью своих исповеднически верных православной старине братьев…»
Первая часть завершается рассказом старшего преподавателя Юлии Степановой о древнерусской женской погребальной одежде Верхневолжья.
ТВЕРИЧАНКИ В XVІІІ - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА
Эта часть посвящена разным темам. Так, Валентина Рогова исследовала быт крепостных крестьянок во второй половине XVІІІ века, а доцент Анна Белова - процедуру замужества провинциальной дворянки.
Вера Кулик на местном, впервые опубликованном материале опровергает мнение о том, что женщины первой половины ХІХ века не проявляли себя в культуре:
- Тверская губерния практически центр, место между двумя столицами, со множеством родовых дворянских гнезд. Женская роль в их формировании очень велика. Так, тверской салон сестры Александра І - Екатерины Павловны был не просто политическим центром консерватизма, а средоточием культурной жизни. Благодаря усилиям матушки Назареты большим влиянием пользовался Христорождественский женский монастырь. Тверское дворянство даже решило учредить при нем «институт для воспитания дочерей своих» и было готово пожертвовать для этого 50 тысяч рублей. Синод рассмотрел это предложение, но институт благородных девиц, увы, в Твери так и не был открыт.
Настоятельница Мария ІІ, из дворян Тверской губернии, возглавила монастырь в 1849 году и вновь возвысила его. Брат настоятельницы граф П.Н. Игнатьев возглавлял МВД, поэтому гражданские власти с готовностью исполняли просьбы матушки и сами искали у нее протекции. Вокруг игуменьи сложился интересный кружок монашествующих и светских лиц.
К началу ХХ века в Тверской губернии имелось 8 женских монастырей (и 4 общины). Вера Кулик обратила внимание на то, что их насельницы работали в основном за стенами монастыря, жили не на пожертвования, а на заработки. Любопытно, что судебные ведомства направляли сюда малолетних преступниц на перевоспитание и покаяние. Тверские монахини отрицательно относились к такой практике, но монастыри вынуждены были с этим мириться и каждый раз требовали кормовые деньги за те годы, которые юные злоумышленницы провели за их стенами. А вот женщин, присланных на покаяние или на заточение за супружескую неверность, монастыри принимали без возражений. По мнению В.Н. Кулик, вопрос о месте и роли женских монастырей в пенитенциарной системе России практически не исследован.
Научный кругозор Веры Кулик весьма широк. Считалось, что для первой половины ХІХ века женщины-художницы не правило, а редчайшее исключение. Кулик же нашла сразу несколько художниц - Елену Ивановну Рождественскую, Александру Алексеевну Венецианову, сестер Евдокию и Екатерину Бакуниных.
Отдельную статью она посвятила женщинам тверских династий Рябушинских и Морозовых. Из жен братьев Рябушинских самой интересной, вероятно, была Вера Сергеевна, супруга основателя Аэродинамического института Дмитрия Павловича. С ним она познакомилась в Париже, куда Рябушинского пригласили выступить во Французском аэроклубе. Бывшая фрейлина двух императриц, Вера Зыбина по линии матери происходила из княжеского рода Тенишевых.
Но самой значительной фигурой была хозяйка тверской мануфактуры - Варвара Алексеевна Морозова (в девичестве Хлудова). Фабричные работницы, состарившись, уже в советское время с теплотой вспоминали о приданом, которое она давала ткачихам-невестам. Ей не раз случалось удивляться ожесточению бастовавших пролетариев Товарищества Морозовской мануфактуры, однако это неприятности не отвратили ее от желания помогать людям.
В 1908 году Мариинская женская гимназия торжественно отметила 25-летний юбилей службы В.А. Морозовой на посту председателя попечительского совета. совет ходатайствовал о ее награждении бриллиантовым браслетом из кабинета его величества. Получить награду помешала, очевидно, общественная деятельность В.А. Морозовой: та была членом кадетской партии, издавала либеральную газету «Русские ведомости», еще в 1905 году одной из первых в России пыталась осуществить главный кадетский лозунг «народной свободы» и создать в Твери внепартийный женский союз для всех сословий.
Ее литературный салон в доме на Воздвиженке посещали поэты Белый, Брюсов, Блок. Она хорошо знала Льва Толстого, давала деньги для высланных духоборов. Была знакома с В.А. Серовым, А.М. Васнецовым, В.И. Суриковым, а К.Е. Маковский написал ее портрет.
Завершает эту часть статья доцента Татьяны Любиной о женщинах-госслужащих дореволюционной эпохи. Они могли назначаться, к примеру, на штатные должности до 8 класса включительно (секретари окружных судов, съездов мировых судей и т.п.). Но чиновничья каста искала противоядие от разрушения традиционной бюрократической системы.
НА РУБЕЖЕ ХІХ И ХХ ВЕКОВ
Профессор Ирина Воробьева поведала об участницах «Дамского кружка в пользу славян» времен русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Одна из них, внучка старицкого помещика Мария Валентиновна Ватсон, была младшей сестрой известного социолога Евгения Де Роберти. Другая участница благотворительного сбора в пользу славян в Твери, Александра Александровна Панаева, жила в Бежецке на Дворянской улице в доме Головкина и значилась вдовой ротмистра.
Заместитель декана истфака В.П. Суворов (Валерию Павловичу 15 июня исполнилось 60 лет, и мы поздравляем его с замечательной датой) в соавторстве в Г.В. Суворовой рассказали о 36-летней Софье Александровне Соколовой, в 1890 году вышедшей замуж за 72-летнего Николая Бакунина, брата знаменитого анархиста. Она овдовела в апреле 1901 года. Через два года Софья создала в Новоторжском уезде «Союз народных учителей», к 1907 году жандармы считают ее «крайне неблагонадежной». За то, что она в 1909 году была в Твери казначеем нелегального «Красного креста», ее выслали в Самарскую губернию. 5 мая 1911 года она вернулась в Тверь и купила дом на Рыбацкой. В госархиве на улице Горького сохранился «филерский дневник», в котором Софья Александровна проходит под кличкой «Дряхлая». В 1917 году она с двумя приемными дочерьми уехала из Тверской губернии, возможно, в Прибалтику. Ее дальнейшая судьба неизвестна.
Другая статья В.П. Суворова называется «Надежда Тимофеевна Кропоткина в Твери».Та была внучатой племянницей Михаила Бакунина. Познакомилась с будущими лидерами кадетов И.И. Петрункевичем и Ф.И. Родичевым, а впоследствии оказывала ценные услуги социал-демократам, эсерам и анархистам. Умерла она в 1950 году и похоронена на Новодевичьем кладбище.
«Тверитянки в 1917 году» - это название следующей статьи Веры Кулик. Она о том, что в тот год идею равноправия полов с трудом воспринимали даже интеллигенты, хотя многие партии, особенно большевиков, активно работали среди женщин.
Доцент Наталья Козлова рассказала о женотделах в контексте эмансипаторского проекта большевиков. Некоторые большевики предлагали освободить тверитянок от семьи - в награду за участие в событиях 17-го года. Но женщины отрицательно отнеслись к идее ликвидации семьи, атеизму и бесплатному общественному труду. Из-за распространения болезней поначалу дискредитировала себя даже идея детских садов и приютов.
ЖЕНЩИНЫ В НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИИ
Профессора Евгению Строганову заинтересовала судьба Елизаветы Петровны Свешниковой (1847 - 1918), начальницы женской школы Максимовича. Свешникова считала, что малограмотные не могут приобщаться к литературе образованных сословий: один из ее докладов, иллюстрированный большой коллекцией, позволил аудитории «убедиться в том, какой крупный шаг вперед сделала в последнее время лубочная картинная литература».
Доцент Татьяна Ильина и сотрудница библиотеки Ирина Феоктистова рассказали о директоре библиотеки ТвГУ Ольге Никандровне Овен - примере изысканности и подкупающей простоты, создательнице отдела редких книг. А заслуженный деятель науки РФ Роза Дмитриевна Кузнецова в воспоминаниях Розы Санатриевой и Розы Туркиной (такое чудесное сочетание имен) предстает защитницей студентов, их она считала главными людьми в вузе.
Собственным археологическим музеем вуз обязан доценту Фирое Хабибулловне Арслановой. Об ее интересе к исчезнувшим цивилизациям поведали Елена Жукова и Ю. Степанова.
А материал об историке М.М. Червяковой писали сразу семь человек: В.Н. Кулик, Т.И. Макарова, И.Г. Серегина, Т.И. Любина, Е.Н. Жукова и В.П. Суворов. Все они с глубочайшей признательностью отзываются о Майе Макаровне. Та работала на кафедре истории КПСС, но диссертацию писала по непролетарским партиям и это звучало новым словом в советской науке. В ее роду - несколько лауреатов Нобелевской премии: сестра прабабушки Мария Склодовская-Кюри (дважды лауреат), Пьер Кюри, Ирен.и Фредерик Жолио-Кюри.
Сборник получился очень интересным. Директор центра женской истории и гендерных исследований ТвГУ Валентина Успенская выразила особую благодарность Вере Кулик, стоящей у истоков просветительских и издательских проектов центра.