Недавно в Конакове отметили 100-летие со дня рождения Владимира Дмитриевича Трубина, много труда положившего на создание Конаковского краеведческого музея. Одновременно отмечалось 30-летие музея. К этой дате вышла книга «От первого до последнего десятилетия ХХ века». В этом сборнике очерков, воспоминаний и документов описываются как исторические события, участником или свидетелем которых был В.Д. Трубин, так и жизнь его семьи.
В Конакове Владимир Дмитриевич и его жена Александра Ивановна приехали в 1982 году — поближе к семьям старших дочери и сына, чтобы пожить на покое. В горкоме партии стало известно, что в городе Котласе Архангельской области Трубин уже создал краеведческий музей. Трубин получил предложение создать такой же музей в Конакове. Трубин воспринял это как партийное задание — и работа закипела. О покое не могло быть и речи. Обладая хорошими организаторскими способностями, Трубин привлек к работе многих людей. По его инициативе расширилась площадь музея, число экспонатов достигло более тысячи. В 1988 году общественному музею города Конакова Министерство культуры присвоило почетное звание «Народный музей». Пребывая на посту председателя совета музея, Трубин добился большой популярности музея и роста его значения в культурной жизни города. Городские власти решили предоставить музею новое, приспособленное помещение площадью 500 кв. м. Одновременно музей был преобразован в филиал Тверского областного краеведческого музея. Был утвержден штат служащих, назначен директор — Ефросинья Валентиновна Журавлева.
Конаковский музей принял современный вид, приличествующий государственному музею. Прежние внештатные энтузиасты больше не участвовали в работе музея. Ушли в прошлое экспозиции, изготовленные руками энтузиастов, но осталась память об их трудах. Надеемся, что книга о Владимире Трубине продлит эту память.
Идею написать книгу о В.Д. Трубине поддержала депутат ЗС Надежда Егорова, она приняла участие в издании сборника. В своих воспоминаниях, вошедших в книгу, она отдает должное большой работе, проделанной Трубиным на посту председателя совета музея.
Но главным делом всей жизни Владимира Трубина было все-таки не музейное дело, а сельское хозяйство северного края России. В 1929 году он закончил Великоустюгский сельскохозяйственный техникум и начал работать агрономом в районном центре — селе Подосиновец Кировской области. Село переживало тогда упадок и разорение. Войны, революции, раскулачивание, создание коммун привели сельское хозяйство Северного края на грань краха. На таком вот витке «спирали многовековой драмы» началась служба молодого агронома.
С 1932 года Трубин — главный агроном районного земельного отдела. Ему всего 23 года, но его считают знающим, способным, старательным и умелым работником. Но в 1937 году последовал арест. Его осудили на 12 лет лишения свободы, но в 1939 году освободили за отсутствием состава преступления (только в 1992 году получен документ о реабилитации).
Спрятав подальше обиду на Советскую власть, Владимир Дмитриевич вернулся на работу в сельское хозяйство. Бывшего «врага народа» приняли на Архангельскую опытную станцию по полеводству в деревне Губино Котласского района. Они с женой Александрой Ивановной (ее специальность — землеустроитель) решили посвятить себя науке. Собирались в 1941 году поступить в институт на заочное отделение, но не сбылось — грянула война. Родина, фронт нуждались в хлебе. Владимира Дмитриевича перевели на должность главного агронома Удимской машинно-тракторной станции. На войну его не взяли из-за порока сердца. А в 1944 году назначили директором Каргопольской МТС. Это была самая отстающая МТС Архангельской области. Город Каргополь находился в прифронтовой полосе. Все мужчины МТС были на фронте. На тракторах работали девушки и молодые женщины. Близость фронта чувствовалась во всем — в отдаленном гуле канонады, строгом соблюдении светомаскировки, всеобщей настороженности.
Лишь в конце войны стали возвращаться с фронта трактористы, шоферы, механики. Часто с ранениями. Но девушки еще долго работали на тракторах: не на каждый трактор возвращался его прежний хозяин, многие погибли на войне. Были убиты три брата Владимира Дмитриевича и два брата его жены.
Через три года директорства Трубина Каргопольская МТС занимала одно из первых мест в области по выполнению плана. В кабинете директора стояло Переходящее Красное знамя.
Чем объяснить, что дела в Каргопольской МТС с приходом Владимира Трубина сразу пошли хорошо? «Может, он слово какое знает», - шутили люди. Только его семья знала, в чем тут дело. Владимир Дмитриевич круглосуточно занимался делами МТС. Когда спал, в изголовье висел телефон — могли позвонить хоть ночью. Дверь в квартиру не запиралась — могли прийти по срочному делу в любое время суток. Но не только в этом был секрет успеха. Как пишет в своих воспоминаниях бывший секретарь Архангельского обкома КПСС по сельскому хозяйству Илья Долгих, Трубин был профессионалом-аграрием высокого класса: «Он хорошо разбирался как в агрономических вопросах, так и в животноводстве, экономике, сельскохозяйственном строительстве, не говоря уже о механизации. Он отлично знал марки и технические характеристики всех машин, которые производились на заводах Россельмаша».
В 1952 году Трубина перевели на работу в Арханегльское облсельхозуправление начальником управления по делам МТС. Теперь под его руководством — 60 машинно-тракторных станций, в которых сосредоточилась почти вся сельхозтехника области. Но работа в управлении не удовлетворяла. Тянуло на производство, к живой работе. Когда сентябрьский пленум ЦК КПСС обратился с призывом к коммунистам о переходе на работу в колхозы, совхозы, МТС, Трубин подал заявление о переводе его на работу в МТС. В 1955 году он был назначен директором Удимской МТС, где он в 1942 году начинал работать главным агрономом. Когда на базе МТС образовался совхоз, стал его директором. Он был награжден орденом «Знак почета», но и получил серьезную болезнь сердечно-сосудистой системы. А когда Трубин стал персональным пенсионером республиканского значения, он с присущим ему энтузиазмом взялся за создание в городе Котласе народного историко-краеведческого музея. Кроме того, он был консультантом в Котласском историко-революционном музее, состоял в президиуме общества по охране памятников искусства и культуры (ВООПИиК). За эту деятельность его наградили четырьмя медалями общества.
Котласский народный историко-краеведческий музей, созданный трудами Владимира Трубина и его добровольных помощников, открыв свои двери для посещения, стал одним из интересных мест города, что позволило преобразовать его в филиал Архангельского государственного краеведческого музея. А Конаковский народный музей дал начало еще одному филиалу государственного музея, теперь уже Тверского. В настоящее время Конаковский краеведческий музей насчитывает около 7 тысяч единиц хранения. Музей посещают жители Конакова, школьники и студенты, гости города. Здесь можно многое узнать о прошлом и настоящем нашей жизни. Кроме того, в музее регулярно организуются выставки из фондов Тверского музея, экспозиции авторских работ конаковских художников, мастеров прикладного искусства, проводятся выставки, а 14 августа в музее открылась выставка под названием «Дело его жизни», посвященная жизни и деятельности Владимира Дмитриевича. Он умер 14 февраля 1996 года. В его партбилете стоит запись об уплате членских взносов по март 1996 года включительно. В день его столетия мы вспоминали этого замечательного человека. Он пронесся как метеор от первого до последнего десятилетия ХХ века. Кого-то согрел, а кому-то осветил дорогу.