С 26 по 29 августа по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора и при поддержке Ассоциации тверских землячеств состоялось первое паломническое прохождение по следам преподобного Нила Столобенского от его родины, села Жабны Фировского района, до места его духовных подвигов - острова Столбного на озере Селигере, где более 400 лет назад возник монастырь Нило-Столобенская пустынь.
Публикуем фрагмент путевого дневника руководителя маршрута тверского историка Вячеслава Воробьева.
Многолетние археологические разведки в Тверской области приводили меня помимо собственно археологических открытий к результатам и идеям, не связанным напрямую с этой наукой. Знакомство с местностью по географическим картам, письменным ис-точникам и литературе, в полевых маршрутах и беседах со специалистами позволяло оценивать природно-культурный потенциал каждого ландшафта.
Несколько разведочных археологических экспедиций, которыми мне довелось руково-дить, были проведены, в частности, на смежных территориях Фировского и Осташков-ского районов, лежащих на обоих склонах балтийско-каспийского водораздела. Так, в 1978 году я оказался впервые в селе Жабны - родине преподобного Нила Столобенско-го. Средневековые биографы говорили о нем: «Нил Столобенский - уроженец жабен-ский». Постепенно у меня зародился интерес к личности великого русского святого, стало приходить понимание того, что появление его на свет именно в Жабенской во-лости не случайно, а подготовлено многовековым ходом истории.
«Житие Нила Столобенского» сообщает, что он родился «в области богоспасаемого Нова града, в пределах Деревской пятины, в селе, называемом Жабенское». Известно, что, стремясь к уединению, он вернулся в возрасте тридцати лет на родину. В 1515 году преподобный Нил поставил келью в глухом лесу на берегу речки Серемухи, которая соединяет озера Верхнее и Нижнее Серемо, связанные с Селигером. Молодой монах возделывал землю, а душу укреплял постом, бдением и молитвами. Когда жители окре-стных деревень стали часто приходить к нему ради благословения и святых молитв, ра-ди поучения и врачевания недугов, то суетой нарушали безмолвие преподобного. Про-жив здесь 13 лет, он ушел на остров Столбный, выкопал небольшую пещеру в горе, а через год поставил кельицу и часовню. Проводя дни и ночи в молитве, святой Нил при крайнем изнеможении стоял опираясь на деревянные крюки, вбитые в стену кельи. Очистившись от страстей и угодив Богу духовными подвигами и трудами, преподоб-ный Нил удостоился от него особых дарований, прозревая тайные помыслы и дела лю-дей и направляя согрешающих на путь покаяния и спасения.
Православные люди хорошо знают «Житие Нила Столобенского», поэтому напомню лишь, что преподобный скончался 7(20) декабря 1555 года, а через 40 лет на острове Столбном была учреждена по грамоте первого Патриарха Московского и всея Руси Ио-ва, уроженца города Старицы, иноческая обитель Нило-Столобенская пустынь. Многие православные люди стремятся ныне помочь ее новому возрождению, а внутри мона-стырских стен заняты ежедневными заботами монахи, послушники и трудники. Слава о преподобном Ниле Столобенском вновь распространяется все шире и шире в право-славном мире. Это подвигает к размышлениям о разработке и обустройстве паломниче-ского маршрута, который бы пролег от места его рождения, села Жабны, до Нило-Столобенской пустыни, где пребывают в Богоявленском соборе его святые мощи.
Идея такого маршрута получила положительный отклик и в Тверском епархиальном управлении, и в администрации Тверской области, и в среде специалистов по геогра-фии, истории и культуре тверской земли. Ассоциация тверских землячеств, возглав-ляемая поэтом Андреем Дементьевым, одобрила представленный рабочий проект и включила его в свой план на 2006 год.
Существенным предварительным наблюдением стало то, что гидрографическая сеть в данной местности очень стабильна. Это позволяет достаточно точно проложить путь, которым мог следовать от села Жабны к берегам озера Селигера преподобный Нил. Дополнительные опорные точки выявились за счет исторических и легендарных сведе-ний. Так, в деревне Гребенево на озере Граничном есть легенда, что первую остановку преподобный сделал здесь, в честь чего у окраины селения была выстроена часовня, обветшавшая уже в XX веке. А на восточном берегу озера Верхнее Серемо есть урочи-ще Поселье, где прежде разрабатывали землю монахи Нило-Столобенской пустыни и была часовня в честь преподобного Нила, якобы жившего здесь некоторое время. На-конец, на реке Серемухе, где преподобный Нил действительно жил 13 лет, и ныне вы-сится Троицкая церковь с приделом во имя этого святого.
В задачи нашего маршрута входили рекогносцировка, выявление особенностей местно-сти и оценка возможностей прохождения по ней групп паломников, составление опи-сания маршрута, фотофиксация, съемка видеофильма. В состав участников маршрута вошли помимо меня двое молодых тверичей - Евгений Константинов и Никита Во-робьев, люди православные, воспринявшие участие в маршруте по благословению ар-хиепископа Тверского и Кашинского Виктора как высокую честь и ответственность. Помимо снаряжения, продуктов и информационных материалов мы взяли с собой том «Житие Нила Столобенского», подготовленный и выпущенный в Твери стараниями ис-торика русской культуры, писателя и журналиста Владимира Захаровича Исакова.
Село Жабны стоит на водоразделе рек Шлины и Граничной, берега которых были плотно заселены с первобытности. Эти древности изучал еще Н.К. Рерих, а потом мос-ковские и тверские археологи. В 1983 году мне посчастливилось открыть и обследовать огромный культовый камень-валун, на котором выбиты чашевидное углубление, изо-бражение ловушки-капкана, сходящиеся под прямым углом полосы и узор из десятков мелких углублений, напоминающий карту звездного неба.
Исследователь истории Жабенской волости археолог В.А. Буров пишет: «Только здесь, среди дикой природы, мог выковаться столь твердый характер, закалиться сила духа. И все жители средневековой Жабенской волости мне начинают представляться такими же суровыми людьми, готовыми перенести все невзгоды, вынести любые испытания, ка-кие бы ни преподнесла им судьба».
После похода московского князя Ивана III на Новгород в 1478 году Жабенский погост вошел в состав Московского государства. В писцовой книге конца XV века упоминает-ся деревянная Никольская церковь. Каменные церкви были построены в Жабнах позд-нее: Никольская - в XVIII, а Нило-Столобенская - в XIX веке. Рядом с Никольским храмом В.А. Буров выявил пятно культурного слоя, идентифицировав его как место кладбища. Здесь и были похоронены родители Нила Столобенского. Их символическая могила обозначена крестом.
В Жабнах примерно в 1485 году родился мальчик, которому впоследствии было сужде-но свершить немало духовных подвигов и который прославился как великий русский святой преподобный Нил Столобенский.
В настоящее время село утратило прежнее экономическое и административное значе-ние, но духовная его сила сохранилась. Не случайно в последние годы предпринимают-ся большие и небезуспешные усилия по подготовке к восстановлению обеих церквей, что, несомненно, произойдет в недалеком будущем.
Дорога от Жабен до Ходунова поднимается на холмы и плавно опускается в понижения рельефа, идти по ней приятно и нетрудно. Ходуново не подходит к озеру Граничному меньше чем на полкилометра, поскольку берег довольно низкий и подболоченный. Следующая деревня - Гребенево имеет средневековый возраст и в писцовой книге 1495 года именуется Гребень. Она очень красиво расположена на повышающемся бере-гу озера, в уличной застройке выделяются несколько кирпичных домов XIX века. Тра-диции каменного домостроительства сложились здесь еще в XVIII веке и основаны на зажиточности жителей и многочисленных месторождениях качественной глины, что позволяло иметь небольшой кирпичный заводик едва ли не в каждой крупной деревне.
Беседы с жителями Гребенева относительно дороги к деревне Хриплы, лежащей уже по другую сторону водораздела, на берегу озера Верхнее Серемо, были неутешительны: решительно все они считали, что к Хриплам нам не выйти, поскольку все лесные доро-ги в этом направлении заброшены, стали непроезжими и заросли настолько, что найти их и двигаться по ним невозможно, вероятность заблудиться абсолютная, поэтому не стоит и пробовать. Этот вывод не соответствовал целям нашего путешествия, поэтому мы все же приняли решение идти вперед, имея в виду, что слева от нас в качестве ори-ентира довольно скоро будет полузаросший канал между озерами Граничным и Верх-ним Серемо, прорытый в начале XVIII века через полосу главного европейского водо-раздела и соединявший в хозяйственных целях берега этих озер. Этот канал - один из первых в России. За ним должно было показаться и побережье озера Верхнее Серемо, на вершине которого стоят Хриплы.
Двигаясь по старой полевой дороге, проходящей в стороне от канала, мы достигли вышки для охоты на медведей - недавно возведенного монументального строения ба-шенного типа, заметного издалека и в будущем могущего служить хорошим ориенти-ром для паломников. Конечно, необходимо будет в целях безопасности путешествую-щих урегулировать вопросы прохождения маршрута на этом участке с арендаторами охотничьих угодий.
Лес смешанный, частый, очень засорен, требует чистки, местами придется гатить тро-пинку. Установив разметку лесной дороги, в последующем надо ее поддерживать си-лами организации, ведущей реализацию нашего проекта.
Перед выходом от вышки к каналу мы взяли слишком вправо и, проделав лишний путь, вышли на большак севернее Хриплов. Эта ошибка стоила нам потери времени и сил, но позволила попасть на участок коренного берега болотца, где белых грибов местами го-раздо больше, чем деревьев…
Деревня Хриплы стоит на очень высоком берегу озера Верхнее Серемо. Озеро славится крупным судаком, впрочем, в нем наличествуют и все другие породы рыб, типичные для Валдая. Бич современного рыболовства - электроудочки, от него страдают и мест-ные рыбные запасы. За обратным склоном береговой гряды лежит большое болото. Наибольшая достопримечательность болота - ягода морошка (по-местному, куманица), редкий северный гость в Тверской области. Варенье из куманицы - одно из самых сильных впечатлений от пребывания в Хриплах.
Здесь живут интересные, добрые, хозяйственные люди. Но сама деревня в ее современ-ном виде перспектив не имеет. Будущее здесь за туризмом и отдыхом, для чего нужен серьезный инвестор. Вложения окупятся, но на них нужно решиться. Плюсы очевидны: неплохая дорога от райцентра, поддающиеся восстановлению бесхозные каменные до-ма, обилие земли, огромное озеро, леса и болота с их бесчисленными дарами, вблизи еще несколько озер, болот, урочищ и лесных массивов, привлекательных в рекреаци-онном отношении.
В Хриплах родился Василий Георгиевич Захаров, министр культуры СССР в 1986 - 1989 годах. Ныне он на пенсии, живет в Москве. В деревне его помнят, а 80-летняя Клавдия Алексеевна Хабарева даже нянчила его, будучи 9-летней девочкой. Кстати, и нынешний министр культуры России Александр Сергеевич Соколов провел детство на тверской земле - в селе Карачарове Конаковского района. Многолетний министр куль-туры СССР Екатерина Алексеевна Фурцева тоже наша землячка, начинала рабочий путь простой ткачихой в Вышнем Волочке. Не случайно все это: историческая земля рождает исторических личностей.
В деревне можно оборудовать странноприимный дом для нуждающихся в ночлеге и горячей пище паломников, используя для этого и отремонтировав одну из каменных построек, или договорившись с хозяевами жилья о регулярном постое за плату, или вы-строив новый дом…
Вячеслав Воробьев, доктор культурологии, профессор