В Жарковском районе и рядом с ним остались названия, связанные с передвижениями праславян. Например, огромное озеро Велисто, простиравшееся на много верст в нынешнем Жарковском районе и в соседней Смоленщине. Слова «велисто» сейчас в русском языке нет, но в XII - XIII веках оно еще бытовало. Имеет смысл отнести его тоже к временам изначального заселения. Но первопоселенцы сначала прошли по Двине, а заселять более мокрые и болотистые земли стали позже. И поэтому в этом районе и по соседству появилось и сохранилось большое количество названий, связанных со словом «жарки» - сухое место, остров в болотах, участок земли, пригодный для земледелия. Такой же куст названий в области есть еще в Бежецком районе - Жар, Жарки, Жары (видимо, связан с подобными обстоятельствами). Но здесь повторное заселение славянами проходило во второй половине I тысячелетия н. э.
Я, конечно, не единственный, настаивающий на законном и достойном месте славянства во времени и в пространстве, но не могу сказать о совпадении. Уже завершив предлагаемый очерк, я приобрел книгу В. Н. Демина «Русь Нордическая». А в ней нашел такие строки: «Исходя из всего вышесказанного, истинная этническая картина Европы в I тысячелетии н.э. и в предшествующие века представляется совершенно иной, нежели она рисуется в учебниках, справочниках и исследованиях большинства ученых. На рубеже старой и новой эр отнюдь не угро-финны доминировали в Центральной и Северо-Западной России, а славянские племена, расселившиеся уже тогда от Черного и Азовского морей до Ладожского, Онежского озер и далее - на север, включая, естественно, практически все Верхневолжье и Приокский регион. Вся Прибалтика и далее по Балтийскому побережью на запад - вплоть до территории современной Дании - также представляла собой исконную отчину славянства. Угро-финны и балты, конечно, присутствовали, но не в таких масштабах, как это обычно изображается: ареал их распространения и проживания был, скорее всего, не сплошным, а очаговым».
8.«ЛИТОВСКИЕ» ГОРОДКИ
Итак, Тверская область была разделена в древности на две части полосой жестоких и многолетних военных столкновений. Полоса шла вдоль верхневолжских озер, Волги и ее притоков Осуги и Вазузы и уходила в Смоленщину. На ней сохранились величественные и грозные городища. Здесь были не просто опорные пункты, а настоящие крепости. Сама природа в этих местах помогала этому. Вдоль левого берега Волги идут крутые обрывы, прорезанные в известняковых пластах мощным потоком постледниковой Праволги. Люди бронзового века, конечно, издавна обратили внимание на эти мощные холмы и откосы. Здесь в глубокой древности были заложены языческие капища, площадки для молений, жертвенники. А позже священники христианской церкви постарались освятить эти места, стереть память о языческих требах и во многих местах построили храмы или часовни, приуроченные к этим и до того намоленным местам. Городища стоят на расстояниях друг от друга в 25 - 40 верст. Историки не столь давно - пожалуй, в XVII - XIX веках - стали называть их «литовскими» городками. Какие-то основания к тому были. В период татаро-монгольского ига Литва, пользуясь разгромом почти всех русских княжеств, начала прибирать к рукам русские земли. Постепенно были захвачены Смоленская, Полоцкая, Витебская земля, Белая Русь, Черная Русь, Волынь и Подолия, Чернигово-Северское и Киевское княжества. Маленькая Литва в этот период вышла на Волгу, а на юге добралась до Черного моря. В этом ставшем огромным государстве более девяти десятых земель были русскими. Но после 1480 года русские под главенством Москвы начали отвоевывать свои земли. Борьба была жестокой. Боролись в основном Москва и Литва. Но Тверь тоже стремилась соблюсти свои интересы. В целом русские границы постепенно отодвигались на запад. Был даже случай, когда великий литовский князь Ольгерд жаловался константинопольскому патриарху Филофею, что Иван Калита пожег и отнял у Литвы 14 городков. И среди них Ржева, Сишка, Туден, Горышен, Осечен, Рясна, Кличен, Вселук, Волго.
Почти на всех этих городищах мне довелось побывать. Они действительно были грозными военными сооружениями, при их создании умело использовались природные условия - обрывы, овраги, холмы, мысы, крутые берега притоков. И создавались они, конечно, не от случая к случаю, а массы людей трудились здесь долгими десятилетиями. Эти городки родились не в войнах Литвы и Москвы, а на два тысячелетия раньше. Археолог Ю. Шилов с трепетом и восторгом описал некоторые курганные сооружения на Полтавщине и под Мелитополем. Мне доводилось бывать на нескольких из них, и смею заявить, что тверской Горышен не менее грандиозен. Еще раз перечислю названия некоторых городков: Хачин, Кличен, Горышен, Осечен, Туден, Рясен, Роден, Хлепень. Согласитесь, что само звучание имен заставляет окунуться в глубокое прошлое. Явно звучит музыка древней славянской речи. А их дополняют и Селуг (Вселуг), Ржева, Зубец, Фоминское городище, Погорелое Городище или Хорвач, Негомир и еще многие. И городок городку рознь. Сишка производит впечатление более позднего. Пожалуй, и Зубец тоже. Здесь роль древнего капища, скорее, играла Полустова Гора. Древние названия городков русскому понятны. Кличен мог произойти от племенного названия кличан, близкого к общему имени славян. В работах О. Трубачева со ссылкой на Шафарика приведено этническое название славянского племени кличан, причем Шафарик связал это название именно со словом «славяне», а его в свою очередь произвел от «слово». Кличен - предшественник Осташкова, какое-то время был литовским (грамота Ольгерда 1371 г. ). В.З. Исаков в книге «Озеро Селигер» упомянул городок Хотошин, принадлежавший в XII - XIV веках Смоленску. О Хачине сведений нет, есть лишь сообщение, что на острове с этим названием стоял средневековый каменный крест. Горышен будто пришел из легенд о Змее Горыныче. Осечен - древнее укрепление, засека, осек. Роден сохранил имя славянского бога Рода и смело выдвинут вперед, на восток, навстречу врагам. Хорвач напоминает уничтоженных кочевниками южных хорватов - не сумела ли часть племени уйти сюда от врагов? Почему-то это название позже возродилось в хорватах-католиках, ставших заклятыми врагами православных сербов.
Историк-краевед А. Спицын издал в XIX веке книгу с описанием городков. Некоторые из них вошли в «Список городов русских». Роден и Рясен (Родня и Рясня) у Спицына - литовские города. Осечен и Рясна действительно сожжены в 1333 году Иваном Калитой: «…посла князь велики рать свою и пожег Литовские Осечен и Рясну и другие городки». Спицын считал некоторые из городков русскими, некоторые литовскими, а иные отнес к неучтенным и неописанным - среди них Опоки, Никола-Городище, Березуй, Семенов Городок, Микулин. Осечен и Рясна возобновились, они упомянуты в грамотах князей Волоцких в 1407 и 1506 годах. В духовной грамоте 1506 году упомянуты Селук и Горышен. Н.Д. Квашнин в «Исследовании об истории княжеств Ржевского и Фоминского» описал городки от Ржевы до Хлепеня. Фоминское городище находится на мысу при слиянии Осуги и Вазузы. Городок защищен валом. Город Хлепень (рядом сейчас - село Хлепень) стоял на Вазузе близ речки Городенки. Сейчас городок полностью разрушен. На его месте - бесформенные груды грунта, городок сгубили гидростроители. Выше по Вазузе - Негомир. Сейчас его найти трудно, хотя поблизости проходит дорога. Далеко на юге, близ станции Осуги: деревня Рогачево, бывший городок Рогачев, позже центр погоста. Молодой Березуй (городище) находится между Фоминским и Хлепенем, отгороженный от последнего разлившейся Вазузой. В «Типографской летописи» под 1368 годом записано, что Хорвач и Роден захватил князь Андрей Полоцкий, а Ржеву - князь Владимир Андреевич. Следы укреплений, рвы и валы сохранились в Хорваче (Погорелом Городище, а само городище издавна стало памятным местом для жителей, на нем разместилось кладбище. Видимо, и здесь церковь, да и давние поселенцы учли намоленную предками святость этого места. В Рясне место городища еще заметно. В писцовой книге 1624 - 1625 годов записано: «В Рясенской волости вдовы княгини Марьи, князь Григорьевской жены Елизаветы, пустошь, что был погост Рясна на ручью, а в нем церковь Воскресения Христова…» Часовня близ городища есть и в Родне. Как видим, церкви или часовни ставились на всех городищах или неподалеку. Считается, что целью было стереть память о язычестве. Думаю, суть не в этом. Места были особыми, известными, намоленными, а православие зачастую стремилось учесть приверженности народа, его обычаи. В летописях чувствуется часто дух писцов- монахов, трудившихся под присмотром греческих выходцев, но русские православные священники глубже понимали свой народ.
В летописи по Воскресенскому списку: «Се грады литовстие: Селук, Осечен, Горышен, Сишка, Рязна, Туд». Возможное место города Селуга - на южном берегу озера Волго. Особых приметных отличий здесь, пожалуй, нет. А Горышен истинно грандиозен. Он представляет собой два холма, соединенных узким перешейком. Явно видны следы огромных работ древних людей. Западный холм имеет плоскую срезанную вершину, он круто обрывается к Волге. На плоскости воздвигнут еще один крутой холм. Здесь нет следов въезда, есть лишь чуть намеченная тропа по восточному склону. Место отдаленное и редко посещаемое, поэтому здесь растут редкие растения, и надо бы их сохранить. На восточном, более пологом холме - храм. С западной части городища прекрасно просматриваются берега Волги. Укрепление здесь было рассчитано на длительную осаду.
Осечен тоже располагался на плоской вершине холма. Городище над берегом и течением Волги возвышается на несколько десятков метров. Холмы здесь, конечно, изначально природные, но и здесь над ними серьезно трудились многие годы. Спуск к Волге очень крут. На соседнем холме остатки валунного фундамента. По описаниям, здесь тоже стояла часовня. Городок Туден находился на правом берегу Волги. Он был обнесен валом и рвом, но природных особенных препятствий здесь нет. Неподалеку при впадении Тудовки в Волгу находился погост Сковоротыня. В 1857 году здесь была церковь и проживало 25 жителей. Городок Сишка, скорее всего, был создан в период XIV - XV веков. Укрепления его хорошо заметны - откосы, ровная верхняя площадка, въезд со стороны неглубокого оврага. Вверх по Волге на соседнем холме - храм с кладбищем, где есть могила участника Отечественной войны 1812 года Сеславина. Городище Ржева хорошо сохранилось, раскопки там не велись. Оно лишь несколько потревожено со стороны Голынки при прокладке дороги. Средневековая крепость в Зубцове расположена так, что она могла контролировать место впадения Вазузы в Волгу. Но более грозно в Зубцове выглядит Полустова Гора. По преданию именно на ней была воздвигнута первая в этих местах крепость. Иногда ее условно относят к варягам. Скорее новгородские словене отсюда нацелились на будущий их форпост Волок Ламский, а из Волока - на плодородное Ополье. Но помешали татаро-монголы. А в общем, место это вполне достойное, и укрепления наверняка стояли здесь задолго до варягов.
Факт отступления, а иногда, возможно, и бегства фатьяновцев с давным-давно освоенных земель следует признать. И величественным памятником этой первой известной из предыстории битвы стали эти называемые неправильно литовскими городки. На них твердо встали наши пращуры и отстояли свои жизни, свою свободу, свою землю. Первое известное нам нашествие с Востока праславянами было отбито. А впереди была «реконкиста» - движение словен и кривичей обратно на Волгу и за Волгу. Но это движение было мирным. Распространялась более высокая культура, вперед шли отряды земледельцев и скотоводов. И в период этого движения зафиксировано оставление своих городищ весью и мерей. Племена спускались на равнину, осваивали новые хозяйственные приемы, а поселения начала II и конца I тысячелетий уже представляли собой чересполосицу жилищ кривичей и мерян, веси и словен.
В это же время южные славяне (поляне и прочие) испытали нашествие хазар, а на западных славян начали наступление германцы. И дальше - татаро-монголы, поляки, немцы: и Запад и Восток пытались поработить и уничтожить славян. Не получилось! Тяжелые годы переживает славянство и сейчас. Но заветы предков гласят: выдержит и победит!
Юрий СМИРНОВ, председатель областного краеведческого общества, профессор