66 лет назад, 23 июля 1944 года, советские войска завершили освобождение Калининской области. Летят годы, уходят родные и близкие, но память о них остается, и жизнь продолжается.
Председатель Московского совета ветеранов 139-й стрелковой дивизии Владимир Селихов, которому на днях исполнилось 70 лет, в поисковом движении участвует лишь с 2007 года, но возраст ему не помеха. Ветеран труда В.А. Селихов — физкультурный работник с высшим образованием, но самое важное — он сын командира батареи, погибшего за освобождение Калининской области. Сыновняя любовь горячит сердце Владимиру Алексеевичу. Работает он активно, отдавая поиску всего себя, и лишь жалеет, что раньше не взялся за святое дело. Время берет свое, в совете ветеранов дивизии сегодня всего 18 человек.
Владимир Селихов пригласил меня к себе в Шаховской район Подмосковья. Обратиться к нам в редакцию ему подсказали двоюродные племянники — Андрей и Юлия Тагаевы, с которыми (удивительнейшее совпадение!) автор этих строк учился в одном классе в далеком Кузбассе, а их мама преподавала у нас химию и биологию.
Сборы были недолги, и в прошедшую субботу я был у Селихова в деревне Бухалово. Владимир Алексеевич рассказал о своем роде, о боях за освобождение Калининской области и Подмосковья и об отце-герое, погибшем на Ржевско-Вяземском плацдарме 13 августа 1942 года.
ЗОВ ПРЕДКОВ
Селиховские предки в XIX веке жили на Орловщине. Семейные предания гласят, что прадеды Владимира Селихова участвовали в освободительных войнах против турецкого ига, освобождали Болгарию и Крым. В рядах армии Кутузова гнали французов. А дед Владимира Алексеевича (и прадед моих одноклассников) Матвей Селихов в 1901 году с молодой женой переехал с Орловщины в Нижнеудинск, получил там земельный участок, построил самый большой дом в городе и завел восемь детей. Старшие успели получить образование, но в 1930 году Матвея Селихова арестовали, и вскоре он умер в Красноярских лагерях. Его дети устремились обратно на запад — в Томск, Челябинск, Свердловск…
НА УРАЛЕ
Перед войной Алексей Матвеевич Селихов работал в школе №5 рабочего поселка Среднеуральска Свердловской области. Его воспитанники, которым сейчас уже за 80, до сих пор вспоминают его добрым словом. Учитель виртуозно играл на балалайке и побеждал на областных конкурсах народных талантов. Не пил и не курил. В мирной жизни он не только преподавал физику и был членом Верхне-Пышминского райкома комсомола, но и слыл хорошим охотником и лыжником.
Долг перед Родиной позвал его на мобилизационный пункт в Свердловск. К войне он был уже подготовлен, еще в 1933 — 1936 годах служил в Бигоссовском погранотряде, получил 12 благодарностей за службу. И в августе 41-го он добровольцем пошел на войну. А с августа по ноябрь 1941 года в городе Красноуфимске из уральцев формировалась 82-я кавалерийская дивизия, командир — полковник В.К. Рощиненко. Лейтенанта А.М. Селихова назначили сперва на должность командира сабельного взвода, а затем — заместителя командира батареи в 206-й кавполк. В конце ноября 82-я кавдивизия прибыла на Калининский фронт, где ее включили в 28-ю резервную армию, а затем переподчинили 30-й армии.
РЕЙД ПО ТЫЛАМ
В первых числах декабря южнее Клина 82-я кавдивизия вступила в бой с захватчиками, пересекла линию фронта и пошла по тылам врага. Сохранились две ученические тетради с воспоминаниями А.М. Селихова о рейде дивизии в составе отряда полковника П.Г. Чанчибадзе. На вооружении полков кавдивизии были пушки, минометы, автоматическое оружие, а кавалеристы могли вести самостоятельные действия в глубоком тылу врага, ведь бойцы и командиры, выросшие на Седом Урале, не боялись морозов и бездорожья.
Только с 11 по 18 декабря отряд Чанчибадзе, костяком которой была 82-я кавдивизия, захватил 13 немецких танков, 4 бронемашины, 336 грузовых и 35 легковых автомашин, 35 орудий, 77 минометов, 85 мотоциклов. Взято в плен 42 солдата и офицера, убито и ранено 1883 гитлеровца. Потери наших составили: убитыми 74 человека, ранеными 1112, без вести пропало 292 человека.
…Работая в Центральном архиве Минобороны, Владимир Селихов подсчитал, что с 6 по 29 декабря 1941 года войска Калининского фронта взяли около 500 населенных пунктов, освободили десятки тысяч жителей. Остатки 56-го армейского корпуса противника поспешно отходили в западном и юго-западном направлении и 16 декабря, когда 29-я и 31-я армии Калининского фронта освободили город Калинин, 30-я армия, вновь вошедшая в состав войск Калининского фронта, получила приказ наступать на Старицу.
Восемнадцатого декабря лейтенант А.М. Селихов получил два ранения, но 19-го он все еще воюет. Его батарея ведет огонь по деревням, занятым фашистами. Вечером его доставили в санбат в деревню Курбатово.
«Мимо идут наши части, — записал он в дневнике. — В деревне все разграблено немцами. Нашли мелкой картошки, варим для еды. Соли нет, хлеба тоже. Зарезали раненого коня. Живем 2-3 дня, идем в освобожденный город Клин. Проходим санобработку. Два дня везут на полуторке в Москву в госпиталь Тимирязевской академии. Затем едем 5 суток до госпиталя Зубова Поляна в Мордовии».
«ВЗЯТЬ РЖЕВ!»
После выздоровления А.М. Селихов получил в апреле 42-го назначение в 139-ю стрелковую дивизию, проходившую в Чебоксарах уже третье формирование. Эта дивизия с первых дней войны воевала на Юго-Западном фронте, обороняла Киев, была в окружении под городом Умань, понесла тяжелые потери... Сначала лейтенанта А.М. Селихова назначили командиром батареи 76-миллиметровых орудий 609-го стрелкового полка. В начале мая дивизия находилась в Иванове, где ей торжественно вручили Боевое Знамя. Затем дивизию направили в действующую армию. В Ворошиловских лагерях на станции Решетниково в июне 1942 года старшего лейтенанта А.М. Селихова назначили командиром батареи 718-го стрелкового полка 139-й дивизии.
Так он во второй раз попал в 30-ю армию Калининского фронта, в рядах которой уже участвовал в контрнаступлении под Москвой. Теперь с боевыми товарищами он шел освобождать старинный Ржев.
Ржевско-Сычевская операция в августе 1942 года была единственной наступательной операцией на Калининском фронте. В ней участвовали полтора десятка армий Калининского и Западного фронтов, оборону оккупантов ломали более 345 тысяч красноармейцев и командиров.
Операция готовилась скрытно от противника. 139-я дивизия получила приказ овладеть северной окраиной Ржева. Но 30 июля после артподготовки пролились ливневые дожди, проселочные дороги раскисли, лесные ручьи превратились в реки, техника увязала в непролазной грязи, авиация тоже не могла помочь пехоте. Пропала внезапность! А связь стала неустойчивой. Приостановился подвоз боеприпасов, горючего, фуража и провианта.
Противник яростно защищался. Наши войска встретились с глубокоэшелонированной и продуманной обороной с сетью дзотов, блиндажей в два-три подземных этажа, траншеями в полный профиль и минными полями. Большой урон нашим войскам наносила артиллерия и авиация. Потери 139-й дивизии были очень велики. В одной из боев погиб и комбат Селихов, которому в июле исполнился 31 год. Его похоронили в березовой роще около деревни Харино Ржевского района (деревни нет с 1942 года).
Тяжелые бои завязались в новом направлении с задачей выхода к Волге восточнее Ржева. Дальнейшие бои носили затяжной характер за улучшение занимаемых позиций...
Остатки 139-й дивизии были переданы в подчинение 29-й армии и переброшены под Зубцов.
…В ликвидации Ржевского-Вяземского плацдарма участвовали все рода войск Калининского и Западного фронтов, а также подразделения других фронтов.
Владимир Селихов, избранный председателем совета ветеранов 139-й стрелковой дивизии, подсчитал, что в «ржевской академии» обучались Г.К. Жуков, И.С. Конев, В.Д. Соколовский, К.А. Мерецков, А.И. Еременко, М.А. Пуркаев, М.В. Захаров, Д.Д. Лелюшенко, М.М. Громов, М.Е. Катуков и многие другие известные советские военачальники. Ни один из них не получил за ржевские операции Золотую Звезду Героя, хотя десятки подчиненных им командиров и солдат заслужили это почетное звание.
ПОИСК НЕ ЗАКОНЧЕН
Пожилые немцы приезжают в старинный русский город и нередко просят у старожилов Ржева прощения за причиненные разрушения и страдания. А Народный союз Германии по уходу за военными могилами обихаживает захоронения советских солдат на территории Германии.
В окрестностях Белого, Зубцова, Ржева, Оленина, Вязьмы, Гжатска, других городов и поселков поисковые отряды каждое лето поднимают по нескольку тысяч останков погибших. Идентифицируются всего 1 — 2 процента. К сожалению, остальные так и остаются неизвестными…
Но благодаря ржевским поисковикам и краеведам удается определить некоторые места захоронений. Когда Владимир Селихов с сыном Алексеем в октябре 2007 года приехал в Ржевский район, в Глебовской сельской школе они выяснили все, что их интересовало. В течение дня они нашли место захоронения комбата Алексея Матвеевича Селихова. В березовой роще, выросшей после войны, покоится прах около тридцати бойцов и командиров 718-го стрелкового полка.