Михаил Иванович Хилков (1834 — 1909) навеки вписал свое имя в славную историю Российского государства. Князь, прямой потомок Рюрика, он прошел трудовой путь от кочегара до министра путей сообщения России. Период его управления железнодорожным ведомством — с 1895-го по 1905 год — отмечен оживлением железнодорожного строительства в России, сооружением Великого Сибирского пути, открытием Московского высшего инженерного училища, установлением профессионального праздника железнодорожников и многими другими событиями. Жизнь и деятельность М.И. Хилкова была тесно связана с историей Тверского края. Здесь, в Бежецком уезде Тверской губернии, находилось родовое имение князей Хилковых. Носитель передовых взглядов, противник крепостничества, Михаил Иванович Хилков примкнул к либеральному движению и стал одним из активных деятелей тверского дворянства. В апреле 1861 года М.И. Хилков был утвержден мировым посредником по Бежецкому уезду Тверской губернии. Главным направлением его деятельности стала реализация крестьянской реформы в уезде. Позже, перейдя на государственную службу в ведомство путей сообщения России, Хилков сохранил постоянную связь с Тверским краем. Трогательное и бережное отношение он проявлял к сохранению истории, к развитию музейного дела. Известно, что М.И. Хилков являлся постоянным членом тверской ученой архивной комиссии, с огромным уважением относился к лучшим представителям тверской интеллигенции.
Среди его знакомых был Август Казимирович Жизневский — ученый, археолог, основатель музейного и архивного дела в Тверской губернии. Тверской губернский музей был открыт в 1866 году. На открытии музея присутствовал наследник цесаревич Александр Александрович (будущий император Александр III). Тверской музей был одним из лучших провинциальных музеев России. В его фондах находилось более 14 тысяч предметов старины, около семи тысяч свитков, более 900 рукописей, частные дворянские архивы, свыше 150 старопечатных книг. В фондах Тверского государственного областного архива сохранилась переписка министра путей сообщения М.И. Хилкова с директором музея А.К. Жизневским. В письме М.И. Хилкова от 5 января 1896 года читаем: «Мне, как дворянину Тверской губернии, особенно дороги все памятники старины, собранные Вами в течение долголетнего пребывания Вашего на службе в этой губернии…»
Продолжая мысль о трепетном отношении министра путей сообщения к сохранению истории страны, следует напомнить о мероприятиях, проведенных железнодорожным ведомством под руководством Хилкова в юбилейный год 50-летия со дня открытия Николаевской железной дороги.
Издана история Николаевской железной дороги; открыта библиотека при управлении дороги; в здании Санкт-Петербургского пассажирского вокзала устроен музей.
Созидательная деятельность одного из блестящих деятелей железнодорожного транспорта в России Михаила Ивановича Хилкова по сохранению истории страны и развитию музейного дела представляется нам сегодня важно, особенно в год 170-летия открытия первой в стране железной дороги.
Светлана Дмитриева, заведущая музеем локомотивного депо станции Тверь