На днях издательство ООО «СФК «Офис» выпустило из печати «Повесть о святом равноапостольном архиепископе Николае святителе Японском». Книгу написал известный тверской врач, краевед и писатель Валерий Годовицын. Беспримерным миссионерским трудом иеромонаха Николая, в миру Ивана Дмитриевича Касаткина, в Японии была создана православная церковь, существующая по сей день.
Ряду имен почитаемых тверских святых - святого благоверного князя Михаила Тверского, первого русского патриарха Иова и патриарха Тихона, первосвятителя постмонархической России - принадлежит и имя равноапостольного Николая, святителя Японского. Будущий архиепископ родился в семье дьякона небольшой церквушки на Березовском погосте Бельского уезда Смоленской губернии. Ныне это деревня Береза Оленинского района Тверской области.
Веселый и жизнерадостный Иван Касаткин окончил в 1860 году Санкт-Петербургскую духовную академию, а летом 1860 года был пострижен в монашество, выразив желание выполнить в Японии миссию распространения православия. Он знал, что совсем недавно, в 1855 году, по русско-японскому договору о мире и дружбе Япония открыла для русских судов порты Синода, Нагасаки и Хакодате. В то время японцы нетерпимо относились ко всем иностранцам. Отец Николай ревностно принялся за изучение японского языка.
Первым, кого иеромонах, служивший в Хакодате при русском консульстве, окрестил через несколько лет миссионерской деятельности, был служитель синтоистской веры - бонза Савабе-сан, получивший в православии имя Павел. Синтоизм - культ предков и божеств природы - являлся государственной религией, а второй религией, распространенной на Японских островах, был буддизм. Христианство до 1873 года находилось под запретом распространения: японцу-христианину грозила смертная казнь.. Но, несмотря на гонения, к отцу Николаю шли люди, прося крещения.
В январе 1872 отец Николай, сдав дела по консульской церкви появившемуся в Хакодате иеромонаху Анатолию, уехал в столичный Токио. Здесь надо было начинать все сначала: заводить знакомства, находить жилье, строить здание Духовной миссии и церковь в ней. На подмогу вызвал из Хакодате купца 2-й гильдии Петра Алексеева. Благодаря стараниям тверского самородка работа шла быстро. Но осенью Петр Алексеев простудился и слег. 26 октября 1872 года отпевал отец Николай своего бескорыстного помощника.
Жители Токио видели искреннее, неподдельное внимание и уважение отца Николая к собеседнику, кем бы он ни был - земледельцем, ремесленником, рикшей, священнослужителем-бонзой, чиновником. Отец Николай свято исполнял заповедь любви к ближнему.
Летом 1875 года миссионер встречал в Хакодате епископа Камчатского Павла. Тот прибыл, чтобы рукоположить Павла (Савабе) в православные священники. Отец Николай не мог сдержать слез, видя, как вырос его духовный первенец, вынесший многие невзгоды. А через три года священниками стали уже шесть японцев. Новой вере также учили 27 катехизаторов и полсотни их помощников.
2 марта 1891 года в Токио состоялось торжественное освящение храма Воскресения Христова, строившегося с 1884 года. Архитектор М.А. Шурупов прислал проект из Петербурга. Девятнадцать японских священников и более четырех тысяч христиан участвовали в этом празднике веры. Собор словно венчал тридцать миссионерских лет. А в ноябре 1892 года отец Николай освятил собор Благовещения Пресвятой Богородицы в городе Сендае. Православных там было около полутысячи.
…Тяжелейшие испытания принесла начавшаяся в 1904 году война между Японией и Россией. Епископ Николай не оставил японских мирян. На Соборе Японской православной церкви владыка сказал: «Кроме земного Отечества у нас есть еще Отечество Небесное. К нему принадлежат люди без различия народностей… Поэтому я не разлучаюсь с вами».
В «Окружном письме к христианам для успокоения Церкви, встревоженной объявлением войны Японии с Россией» владыка советовал: «Исполните все, что требует от вас в этих обстоятельствах долг верноподданных. Молитесь Богу, чтобы он даровал победы вашему императорскому войску, благодарите Бога за дарование победы, жертвуйте на военные нужды… Словом, делайте все, что требует от вас любовь к Отечеству…»
Но как епископ будет служить во время войны? Как уживется в Воскресенском соборе с теми, кто будет молиться за победу своего Отечества над его Родиной - Россией? И здесь владыка нашел мудрое решение: «Сегодня я по обычаю служу в соборе, отныне и впредь уже не буду принимать участия в общественных богослужениях нашей церкви… доселе я молился за процветание и мир Японской империи. Ныне же… Я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным Отечеством».
Когда в Японии стали появляться православные храмы, владыка, уважая обычаи японцев, благословил их сидеть во время службы. Все снимали обувь и усаживались на пол, поджав ноги. А в тот день японцы в храме стояли в течение всего выступления владыки. Они понимали, что, оставаясь с ними во время войны как брат по вере, владыка может лишиться жизни от рук какого-нибудь фанатика-самурая. Они видели, что их епископ не думает об опасности для себя. Епископ (по-японски «сикео») Никорай стоял перед ними, внешне спокойный. На груди - панагия и крест, на голове - митра, в руках - жезл, знак высшей пастырской власти. Японцы редко вставали на колени перед иконами. Но когда владыка закончил выступление на Соборе, японцы без всякого приказа, повинуясь внутреннему порыву, опустились на колени. Они отдавали дань мужеству, честности, самоотверженности сикео Никорая…
Владыка, к тому времени превосходно изучивший японский язык, занялся переводом Священного Писания. Изредка к нему заходили христианские миссионеры - католики, протестанты. Затворничество его закончилось, когда он узнал о появлении русских пленных. С этого времени начались бесконечные поездки владыки по лагерям, где содержались пленные солдаты, матросы и офицеры. Их было более 73 тысяч.
Епископ отправлял на родину письма пленных, получал для них ответы, отпевал усопших, собирал деньги на похороны, ставил кресты, памятники и часовни в местах захоронений. Пленные стали покидать Японию после заключения мирного договора, подписанного 5 сентября 1905 года в американском городе Портсмуте. По всей России разнесли они весть об удивительном человеке - епископе японском Николае, так и оставшемся в Стране восходящего солнца для продолжения миссии. Имя его стало широко известно в России.
Поражение в войне заставило правительство Российской империи серьезнее относиться к восточному соседу. Были созданы Русско-японское общество, Императорское общество востоковедения. Благодаря хлопотам императрицы Александры Федоровны и великой княгини Елизаветы Федоровны улучшилось материальное положение Духовной миссии в Токио, до того весьма тяжелое. А в октябре 1905 года рескриптом императора Николая II владыку Николая наградили орденом Святого Александра Невского, третьим по значимости в ряду российских наград. «Вы явили перед всеми, что православная церковь Христова, чуждая мирского владычества и всякой племенной вражды, одинаково объемлет любовью все племена и языки», - писал царь.
Владыке шел семидесятый год. Наваливались хвори, но где тут болеть!.. Он возобновил богослужения в Воскресенском соборе Токио. Славно пел хор, регентом которого стал скрипач Иохиносин Кису, выпускник Петербургской консерватории. Надумал епископ собрать останки русских моряков, погибших в плену от ран и болезней, и похоронить их в братской могиле старинного Русского морского кладбища Нагасаки. Нужно было помогать и присланному из России епископу Киотскому - Сергию (Тихомирову).
Однажды в апреле 1910 года владыка Николай вышел из дому, решив полюбоваться цветением сакуры. Сзади зацокали копыта. Его обогнала коляска. С нее сошел немолодой японец в европейском костюме, одежде, на которую многие японцы смотрели тогда с неодобрением. Это был губернатор Токио Абе Коо. Он поздоровался с сикео и предложил поехать с ним на праздник сакуры. Владыка прижал руку к груди в знак благодарности, но сказал, что ему уже недалеко идти. «Вы очень добры, ваше превосходительство», - наклонил голову владыка.
Коляска тронулась, и жена губернатора процедила: «Зачем так упрашивать этого русского?» - «Он не просто русский, он великий русский». - «Еще чего! Мы же их победили». - «Как раз его-то мы и не победили. Рассуди справедливо. На пустом месте в чужой стране он создал Божий дом - православную церковь. В войну остался один среди врагов… Остался, чтобы защитить свое дело… Показал мужество, стойкость, терпение… Не дал разрушить свою веру… И сам остался жив, хотя мог погибнуть. Выходит, он победил нас». Губернатор говорил медленно, замолкая после каждой фразы, с искренним уважением к сильному духом и умному человеку.
Число православных японцев к середине лета этого года достигло 34 тысяч, и решением Святейшего синода епископ Николай был возведен в сан архиепископа. На празднование полувекового миссионерского служения прибыл господин Абе Коо. Собравшиеся в храме японцы замерли, боясь пошевельнуться. Губернатор начал с напоминания о том, что приезд отца Николая пришелся на то время, когда в Японии сохранялась ненависть к иностранцам. Преодолевая лишения, бедствия, страдания, отец Николай спокойно, разумно, уважая обычаи японцев, воспитал множество христиан. Губернатор благодарил сикео не только за миссионерскую деятельность, но и за то, что тот содействовал развитию цивилизации: «Молю Бога, чтобы Он ниспослал неисчислимые лета и блага на главу маститого учителя».
3 февраля 1912 года сердце владыки остановилось. Похоронили его на кладбище Янака в Токио. В последний путь его провожали десятки тысяч японцев.
Священный синод Русской православной церкви 10 апреля 1970 года признал архиепископа Николая (Касаткина) - апостола Японии - сущим в лике святых, благодатью Божией прославленных.
Архиепископ Николай стал первым святым Японской автономной православной церкви. …После кончины архиепископа некоторые полагали, что православная вера в Японии угаснет. Но этого не произошло. Во время канонизации в 1970 году верующие хотели перенести мощи владыки в Воскресенский храм. Однако власти не разрешили, объяснив, что святой Николай принадлежит всему японскому народу, независимо от вероисповедания, а посему мощи должны лежать на народном кладбище.
В настоящее время предстоятелем Японской автономной православной церкви является высокопреосвященнейший Даниил, архиепископ Токийский, митрополит всея Японии.
Повесть Валерия Годовицына иллюстрирована фотоснимками, сделанными в Токио протоиереем Павлом Сорочинским и предоставленными Т.В. Дубовой.