Дата не круглая. 437 лет назад, осенью 1569 года, погиб во цвете лет князь Владимир Андреевич Старицкий по обвинению в попытке отравления Ивана Грозного. Вместе с князем сложили головы более 2000 человек - жители Москвы, Новгорода, Торжка и Твери. Примерно половину из них составляли женщины и дети. Это было одно из самых кровавых злодеяний царя, показавшего его в облике не человека, но зверя.
Неожиданную точку зрения о причине, лежавшей в основе действий Ивана Грозного, высказывает наш внештатный корреспондент волонтер Библиотеки Конгресса в США Саша Антонова.
Всем известно, что единорогов в природе нет, это - мифические существа. Однако жезлы из их рогов до сих пор хранятся в сокровищницах европейских королевских домов, а также в соборах Милана, Венеции, Парижа, Мальты, Лондона.
До XVI века считалось, что рог единорога (аликорн) черного цвета. Однако признанный авторитет того времени Андреа Баччи после долгих размышлений пришел к выводу, что, судя по изображениям в старинных манускриптах, рог имеет светлую окраску.
Рог единорога ценился в 10 - 20 раз дороже золота в первую очередь за его способность определять наличие яда, а также излечивать в случае отравления. Интерес коронованных особ к аликорнам и резкий скачок цен на товар были не случайны. Европейские монархи всерьез опасались за свою жизнь, так как сведения о поразительных ядах, изготовленных в алхимических лабораториях Борджиа и Медичи, подтверждались. Изобретательность алхимиков не знала границ: смертоносное зелье могло таиться в духах, косметике, тканях, бумаге, ювелирных изделиях.
Спрос, как известно, рождает предложение. Европу наводнили фальшивые аликорны из слоновой кости и зуба нарвала. Многостраничные трактаты приводили описания способов определения подлинности аликорна. К середине XVI столетия в Европе и Англии насчитывалось всего около 15 настоящих рогов единорогов.
Царь Иван Грозный также пожелал приобрести аликорн.
В 1561 году Константинопольский патриарх Иоасаф утвердил соборной грамотой Ивана IV в царском сане, благословив «быти и зватися царем законно и благочестиво». Регалии «вселенского государя» требовали «утяжеления». По традиции символом великокняжеской власти являлся посох или жезл. Среди царских регалий уже имелся один, который отражал воинствующий дух государя, - рогатина тверского князя Бориса Александровича. Доподлинно неизвестно, каким образом парадное копье попало в сокровищницу московских великих князей. Ученые предполагают, что рогатина стала подарком Ивану III к его свадьбе с Марией Тверской. Однако это великолепное оружие тонкой работы не привлекло внимания Ивана Грозного.
Рог единорога, или, как его еще называли, «копье», олицетворял силу, власть и торжество христианства. При Иване Грозном единорог стал личной эмблемой царя. В 1561 году его изображение появилось на малой государственной печати. Скорее всего примерно в это же время список царских регалий пополнился единороговым жезлом. Он был куплен через немецкого купца Крамера и обошелся казне в 30 0.00 рублей.
Однако аликорн, приобретенный Иваном Грозным, оказался фальшивым. Посох из рога единорога не только не спас государя, но и сам стал причиной хронического отравления царя, а также смерти его сына - царевича Ивана Ивановича.
Явные признаки болезни Ивана Грозного появились в «день Сретения Господня» (2 февраля 1564 г.). Его внешний вид поразил современников «таким извращенным и быстрым изменением своего прежнего облика, что многие не могли узнать его. Большое изменение, между прочим, внесло то, что у него не сохранилось совершенно волос на голове и в бороде, которых сожрала и уничтожила его злоба и тиранская душа».
В тот же день государь объявил о введении в стране опричнины.
С этого момента на Руси начинается эпоха кровавого террора. Массовые казни сопровождались неслыханным глумлением над живыми и мертвыми. Царь лишал тела погребения, а души - покаяния. Помазанник Божий попирал законодательство, им же установленное и одобренное Освященным Собором, без суда и следствия обрекая своих подданных на мучительную смерть. Государь лично принимал участие в пытках, предавался содомии и свальному греху, вел себя несообразно царскому титулу: плясал со скоморохами на пирах.
За годы опричнины Иван Грозный загубил около 4000 христианских душ, их имена внесены в поминальный Синодик. Среди казненных и князь Старицкий с женой, двумя сыновьями и дочерью. Расправой руководил знаменитый Малюта Скуратов. (Думный дворянин Григорий Лукьянович (Малюта) Скуратов-Бельский - участник убийств князя Владимира Старицкого, митрополита Филиппа и др. Погиб в сражении в Ливонии. Происхождение определения «Бельский» связано с Бельским уездом, ныне Бельским районом Тверской области. В местном краеведческом музее Малюте Скуратову посвящены материалы одного из стендов. По словам директора Бельского музея Галины Муратовой, в так называемой «Дворовой тетради», составленной около 1572 года и включавшей имена четырех тысяч служивших людей - государевых дворян, упомянуты Григорий Лукьянович Скуратов и два его старших брата. Они служили в Москве вместе с другими дворянами Бельского уезжа. - Ред.)
Тверь и Торжок стали свидетелями одной из самых жестоких расправ с пленными поляками, которые были уведены сюда после взятия Полоцка. Их утопили вместе с женами и малолетними детьми.
Вполне вероятно, массовые казни, изощренные пытки, неадекватность поведения царя явились результатом временного (с 1564-го по 1575 год) психического расстройства, вызванного действием ядов.
Факт отравления Ивана Грозного был подтвержден при исследовании останков царя, которое проводилось в 1964 году советскими специалистами. Экспертизой установлено, что «показания естественного фона по ртути превышены в 32 раза и по мышьяку - в 1,8 раза». Это позволило сделать вывод о длительном и систематическом характере отравления государя примерно с 1565 года.
Как определили историки, имена поминаемых в Синодике расположены в хронологическом порядке. Количество жертв постепенно увеличивается с января 1564, достигая пика в августе 1570 года, а затем резко снижается и полностью прекращается в ноябре 1575 года.
Сокращение вспышек жестокости, которые явно наблюдаются с сентября 1570 года скорее всего связано с успешным лечением, которое провел прибывший из Англии в начале осени того же года доктор Бомелиус. Русские и иностранные источники называют Элезиуса Бомелиуса злым колдуном и шарлатаном, жалким неучем, который покинул Англию, чтобы избежать тюремного заключения и выплаты огромных долгов.
На самом деле это не так. Здоровье царя - дело государственной важности. На должность царского лекаря мог претендовать только доктор с университетским образованием, подтвержденным соответствующими документами, а также рекомендациями правительства той державы, которая отпускала врача. Отбор кандидатур был строгим и придирчивым. Доктор Элезиус Бомелиус стал царским лекарем. Следовательно, он представил выправленные по всем правилам документы и рекомендации.
Бомелиус оказался действительно прекрасным врачом. Его лечение не только помогло стабилизировать психическое состояние государя, но также вернуть волосяной покров, восстановить зубы и омолодить весь организм. Некоторые летописи свидетельствуют, что до сорока лет Иван Грозный имел молочные зубы. Сорок лет ему исполнилось в 1570 году. Исследование останков царя, проведенное специалистами НИИ судебной медицины, позволило установить, что зубы были «ровные, крепкие, нестертые, особенно резцы. Швы свода черепа свидетельствовали о более молодом возрасте чем 53 года».
Любопытно, что в 1570 году завершилось использование символа единорога на государственных печатях. Царские посохи и жезлы утратили статус регалий первой степени, их заменил скипетр. Государь отныне выходил с единороговым посохом только в соборную церковь и на иордань. В последующие пять лет вспышки немотивированной жестокости повторяются не чаще двух раз в год - весной и осенью. В Синодике за этот период упомянуты лишь 80 жертв.
Окончательное выздоровление Ивана Грозного произошло в начале ноября 1575 года, когда на великокняжеском престоле появляется загадочная фигура Симеона Бекбулатовича. Историки до сих пор пребывают в состоянии стойкого недоумения: зачем государь вместо себя посадил в Кремле крещеного татарского хана, одел его в царские одежды, дал в руки регалии, а сам поселился на Петровке и смиренно именовал себя князем Московским?
Ответ скорее всего самый простой: это был остроумный способ определить, каким образом царь систематически получал дозу отравляющих веществ. Как бывший мусульманин, Бекбулатович по привычке не ел свинину, не пил спиртных напитков и пять раз в день омывал руки. Ровно через год, в ноябре 1576 года, Симеон сложил с себя полномочия Государя всея Руси и получил во владение земли Тверского удела.
С тех пор Иван Грозный следовал привычкам крещеного татарина. Омывая ладони, царь смывал отраву. Вспышки неукротимой ярости и периоды неадекватного поведения прекратились, однако царь так и не догадался, что именно несло в себе опасность.
Прозрение наступило 9 ноября 1581 года, когда государь нанес «осном» посоха рану царевичу Ивану. «Осно» означает «основание», в применении к рогу - это утолщенная часть, которая соединяется с черепом животного. Царь нанес удар рукояткой единорогового жезла.
Прометавшись в горячке десять дней, царевич скончался. В ходе исследования его останков обнаружено, что содержание мышьяка в 32 раза превышает норму. Причиной смерти царевича, несомненно, стал яд, нанесенный на «осно» посоха и проникший в организм через небольшую царапину на лице.
Спасти царевича мог только настоящий аликорн. Как сообщил сэр Джером Горсей, «царский жезл, сделанный из рога единорога, с великолепными алмазами, рубинами, сапфирами, изумрудами и другими драгоценными камнями» был приобретен Иваном Грозным «у аугсбургских купцов в 1581 г., что стоило ему 70000 рублей». Однако волшебная сила аликорна не смогла вернуть к жизни сына Ивана Грозного.
Столь же печальная участь постигла Россию. Безудержная кровожадность царя на протяжении шести лет привела страну на грань полного экономического упадка. Задавленная непомерными налогами, обескровленная непрерывными казнями, неурожаями и чумой, страна агонизировала. Причиной тому стало хроническое отравление царя ядом, который превращал его в «монстра, пожирающего своих детей».
Но кто же начинил «осно» единорогового жезла медленно действующим зельем? Кому было выгодно уничтожение России изнутри, руками больного самодержца? Как говорят французы: «ищите женщину», но эта тема выходит за рамки нашего сегодняшнего разговора.