Модест Петрович Мусоргский родился 21 марта 1839 года в сельце Карево Торопецкого уезда Псковской губернии. Он был младшим из детей. Фамилия Мусоргских ведет начало из глубин русской истории: родоначальником своим они считали князя Смоленского Рюриковича, потомок которого Роман Васильевич Мусоргский, живший в 15 веке, и был основателем рода. Мать композитора Юлия Ивановна принадлежала к известному дворянскому роду Чириковых.
Пору своего детства Модест Петрович вспоминал, как самую счастливую. Любящая мать, игра с крепостными ребятишками, неяркая, но такая родная красота окружающей природы - это было действительно счастьем. Очаровывали мальчика и нянины сказки. Торопчане издавна славились любовью к песням. Модест Петрович слышал их дома - в девичьей и людской, еще чаще на вольном воздухе - в саду и в полях за усадьбой. Их звучание пленило его с детства и на всю жизнь. Позже он напишет в письме к своему другу Никольскому: "Как меня тянуло и тянет к родным полям. Недаром в детстве мужичков любил послушать и песенками их искушаться изволил".
В маленьком Модесте уже в раннем детстве жила "страсть говорить миру музыкальными звуками все о человеке". Свои импровизации он играл матери, и она сумела развить в нем тягу к музыкальному творчеству.
Мусоргский провел в отчем доме первые 10 лет своей жизни. В 1848 г. отец увез его вместе со старшим сыном Филаретом в Петербург и определил в школу гвардейских подпрапорщиков. Общительность, доброта и благожелательность помогли ему приспособиться и к новой среде. Товарищи его любили, учеба давалась ему легко. Музыке и здесь принадлежит большое место, он занимается у известного пианиста Герке.
Музыкальные интересы не угасли и после выпуска из школы, когда был зачислен в лейб-гвардии Преображенский полк, где среди офицеров оказалось несколько музыкантов-любителей. 17-летним юношей на дежурстве в военном госпитале Мусоргский знакомится с Бородиным. Затем происходят встречи с Даргомыжским, Кюи, Балакиревым, братьями Стасовыми, Римским-Корсаковым. Так образовалась знаменитая "Могучая кучка". Мусоргский все теснее сближается с новыми друзьями. Творчество настолько захватило Мусоргского, что к лету 1858 г. в нем созревает решение бросить службу в полку и выйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя музыке.
Отброшена военная карьера, а с нею и возможность житейского благополучия. Его единственная поддержка - узкий кружок друзей. Сколько трудностей, невзгод, суровых испытаний, лишений придется ему вынести на избранном пути. Всего себя безраздельно он отдаст искусству.
Период музыкального творчества композитора продолжался чуть больше 20 лет. В начале большое влияние на него оказал Балакирев. В то же время он выбирал сюжеты нерусские, общеевропейские. "Эдип", "Саламбо" и "Песнь Саула перед боем". Примечательно, что написана "Песнь Саула перед боем" Мусоргским в селе Волок Торопецкого уезда.
Модест Петрович часто приезжал в Торопецкий уезд, там жила та, которую он любил, кузина, дочь дяди Николая Ивановича. Эта романтическая любовь овеяна дымкой легенды. Девушка умерла совсем молодой. Известно об увлечении Мусоргского певицей Марией Шиловской. Бурно вспыхнувшее, оно было недолгим и непрочным, и рассеялось, оставив в творчестве композитора след мимолетный, но яркий - романс "Что вам слова любви". Ряд своих произведений Мусоргский посвятил Надежде Петровне Опочининой. Она была значительно старше (на 18 лет), относилась к нему с душевной простотой родного человека. Сердечная дружба со временем переросла в чувство глубокой, преданной любви.
Ранней весной 1862 г. Модест Петрович опять в Торопецком уезде. Он писал Балакиреву:
"Пока дети моей хозяйки усиленно тыкают пальцами по клавиатуре (это называется брать уроки музыки) - сим они моей музыке мешают - я читаю интересную вещь, касательно природы вообще и человеческой в особенности".
Письмо написано в селе Волок, где Модест Петрович находился в то время у Натальи Егоровны Кушелевой, вдовы дальнего родственника Чириковых Луки Ивановича Кушелева. Он давал уроки музыки детям Натальи Егоровны, в том числе будущей участнице Парижской коммуны Лизе Кушелевой. Еще с лета 1859 г. Модест Петрович болел "сильною нервною болезнию". Живя в Волоке, он почувствовал, что решительно выздоравливает. Светлое радостное настроение отражается в его письмах.
"Снег, ветер и мороз. Жду с нетерпением весны - начать лечение. Пора взяться за ум, полно небо коптить, надо работать, надо дело делать… Я, хотя от дела не бегал, но делал по российской лености мало; к таланту своему особенного доверия не имею, хотя и не сомневаюсь в нем, а потому по силам работать хочу и буду, но приискиваю еще род занятий, где я был бы полезен".
Однако лето 1863 г., проведенное в Торопце и близлежащих селах, было для Мусоргского трудным и тревожным. Массу времени и сил отнимали утомительные разъезды, хлопоты по имению - дела пришли в упадок. Как ни тягостна была атмосфера торопецкой сутолоки, Мусоргский находил время и для творческой работы. В июне он сочиняет романс на стихи Гете, в окончательном виде Мусоргский записал его 13 августа 1863 года в селе Конищево и назвал его "Песнь старца". Почти одновременно был закончен совсем иной по мысли и настроению романс: "Но если бы с тобой я встретиться могла" - записан 15 августа в селе Волок. Это новая страница лирического дневника Мусоргского, посвященная Н. П. Опочининой.
Возвратившись осенью 1863 г. в Петербург, Мусоргский удивил друзей и знакомых неожиданной переменой. Он и пятеро его товарищей из среды демократически настроенной молодежи составили своеобразный кружок "свободного развития" и поселились коллективом для совместного житья на общей квартире. В эти годы Модест Петрович с увлечением работает над оперой "Саламбо" по роману Флобера, сочиняет песни и романсы, инструментальные пьесы.
Ранней весной 1865 г. Мусоргский потерял горячо любимую мать (за несколько недель до ее смерти, словно предчувствуя тяжкую утрату, он посвятил своей матери сочиненную им на лермонтовские слова "Молитву"). В это время Мусоргский работает над оперой "Борис Годунов". Композитор сам писал либретто оперы, привлекал материалы "Истории государства Российского" Карамзина и другие исторические документы.
В конце 1869 г. опера "Борис Годунов" была завершена и представлена театральному комитету. Но его члены, обескураженные идейно-художественной новизной оперы, отвергли произведение под предлогом отсутствия выигрышной женской роли. Композитор внес ряд изменений, добавил несколько сцен. Однако 2-я редакция "Бориса Годунова" также не была принята дирекцией императорских театров. Премьера состоялась лишь 27 января 1874 г. Успех превзошел все ожидания. Публика приветствовала Мусоргского овациями. Его вызывали 18 раз. Первый бой был выигран, но борьба только разгоралась. Ни одна отечественная опера не вызывала столь широкого общественного резонанса как "Борис Годунов" и ни одна не подверглась столь ожесточенным нападкам рецензеров. И лишь с 1896 года началось триумфальное шествие "Бориса Годунова" по сценам музыкальных театров мира.
70-е годы - самая яркая и самая мрачная полоса его жизни. Это время великих завоеваний и невозвратимых утрат, время мужественных порывов и опустошительных душевных бурь. Многие современники Мусоргского представляли себе этот период жизни композитора как темный загадочный процесс нравственного и творческого падения. Много сочувственных и несочувственных слов было сказано о том, что дарование Мусоргского стало клониться к упадку, что сам он морально опустился, и все больше предаваясь пагубной страсти к вину. Так сложилось однобокое представление о творчестве последних лет жизни Мусоргского, о том периоде, когда создавалась "Сорочинская ярмарка" и "Хованщина", вокальные циклы "Без солнца", "Песни и пляски смерти", сюита "Картинки с выставки" и многое-многое другое. Музыка, созданная Мусоргским в те трудные годы, свидетельствует не об упадке, а о напряженном развитии творческих сил, о новых удивительных открытиях. Превозмогая боль утрат и горечь поражений, он отдавался музыке, единственному, чем он мог заслониться от ударов судьбы.
Вечером 11 февраля 1881 года Мусоргский принимал участие в домашнем концерте у друзей. Внезапно он потерял сознание, "оказалось, с ним приключился удар". На следующий день последовали с короткими промежутками "три удара один за другим". Модеста Петровича перевезли в Николаевский военно-сухопутный госпиталь. К началу марта состояние его стало улучшаться. Сам композитор уже мечтал вновь приняться за работу. В эти дни - первые солнечные дни необычайно ранней весны - Репин писал в госпитале портрет больного Мусоргского. Этот ныне широко известный портрет композитора был создан за 4 сеанса.
То были последние дни надежд, увы, обманчивых. 15 марта ему стало легче. Это был воскресный день. Многие друзья и знакомые собрались у Мусоргского, и долго не умолкала беседа. А на рассвете шестнадцатого, в пять утра, он умер. Смерть оборвала жизнь Мусоргского, но отступила перед деянием его жизни. Музыка Мусоргского обновляющей волной вторгается в Искусство 21 века. Прямодушное его творчество вызывает "брожение умов". О нем неистово спорят, его и превозносят, и опровергают. Но интерес к Мусоргскому не ослабевает: жизненный реализм композитора, пробиваясь сквозь гущу дискуссий, постепенно и неуклонно завоевывает любовь широкой массы слушателей не только в России, но и во многих странах мира.
Л. МЕДВЕДЕВА,
заведующая отделом краеведения Торопецкой городской библиотеки.