«Пою для всех» Недавнее торжественное мероприятие в одной из общественных организаций в Риге завершал большой концерт. И переполненный зал Дворца культуры ВЭФ взрывается овациями, когда ведущий представил очередного исполнителя. На сцену с открытой улыбкой быстрым шагом вышел Жорж СИКСНА. Потом были песни, романсы, арии из опер. И по завершении каждого номера — несмолкаемые аплодисменты.
«Вдруг захотел играть на кларнете»
— Впервые вас мне довелось услышать едва ли не четверть века назад. Не помню, то ли на радио, то ли с пластинки. Но голос совершенно не изменился с тех пор. Это природный дар или вы работает над ним, бережете?
— В первую очередь в этом заслуга моего преподавателя. Талант талантом, но необходима хорошая школа. Мне повезло, что я занимался у талантливейшего Леонида Заходника. Его учениками были популярнейшие эстрадные певцы Виктор Лапченок, Нонна Бумбиере и другие.
Добавлю, что самого будущего маэстро в 30-х годах родители отправили из Риги в Италию учиться вокальному мастерству. Вернулся в Латвию, долгое время пел в Национальной опере. Бывал с гастролями в России, исполнял арию Ленского в Большом театре, выступал в Парижской опере... Знаком был с таким звездами, как Лемешев, Мелик-Пашаев, Козловский, многими итальянскими примами. Кстати, уже в послевоенное время на одном из концертов Козловский отметил, что у Заходника иная школа исполнения. И Леонид Давыдович с гордостью ответил, что учился в Италии.
— А сейчас занимаетесь сами?
— Конечно. Причем каждый день. Как-то довелось услышать от всемирно известного оперного певца (моего кумира) Большого театра Атлантова, что голос может предать в самый ответственный момент. И поэтому его каждый день надо тренировать, проверять, чтобы быть в форме. Знаете, это как инструмент настраивать, к примеру, скрипку.
— И сколько времени у вас уходит на это?
— Чем старше становишься, тем дольше надо распеваться. Это как разминка у спортсменов. Они готовятся к соревнованиям, а мы к концертам.
— Когда же впервые запели?
— Это отдельная история. Признаюсь, запел потому, что надоело играть на кларнете. Я же после школы закончил Елгавское музыкальное училище у известного педагога Грутопса. На прощанье он мне попенял за то, что немного ленился. И я окончательно решил заняться пением.
— Может, гены сказались?
— Не думаю. Хотя дедушка и бабушка пели в церковном хоре. Да и родителям хоровое пение было знакомо. У меня же все начиналось с того, что вдруг захотел играть на кларнете. Мама не стала возражать, взяла за руку и повела к педагогу, чтобы он определил, имеются ли у мальчика способности к этому. Получив положительный отзыв, отправила меня в музыкальную школу. После учебы там я сам поступил в училище. Уверен, иной раз родителям надо прислушиваться к желанию или нежеланию детей заниматься музыкой.
— Кем себя представляли, учась в музыкальной школе?
— Участником известных оркестров. А уже в 16 лет начал зарабатывать самостоятельно. У нас в Елгаве были прекрасные профессиональные музыканты — братья Романовские. Несмотря на мой юный возраст, они взяли меня в свою группу, и по субботам вместе с ними играл на танцах. Спустя год стал принимать участие в концертах, с которыми мы ездили по республикам. Уже в качестве певца. А позже стал брать частные уроки у Леонида Давыдовича.
«А новое не создается»
— Почему не поступили в консерваторию?
— Здесь мог заниматься каждый день, а там — по расписанию. Все-таки когда ставишь голос, то педагог обязательно должен быть рядом.
А в последние годы учебы Заходник заставлял меня петь неаполитанские песни, классические арии. До сих пор считаю, что настоящее Искусство идет от серьезной музыки. Просто потом мы выбираем жанр, который ближе по душе. Хотя, сразу скажу, мне нравятся и эстрада (настоящая), и романсы, и арии, и народные песни.
— Как понимаю, учитель просто не мог опустить низко планку для вас. Но с другой стороны, поначалу репертуар был явно другим?
— Шлягеры тех лет. Ну и что? Некоторые из них и поныне помнят люди. Но не понимаю тех, кто зацикливается только на одном жанре. Известные оперные певцы, в том числе и Карузо, не стеснялись исполнять и народные песни, выступать на вечерах у богатых людей.
— Вы поете на разных языках — в том числе на русском, итальянском, английском...
— На русском меня учила исполнять произведения еще жена Леонида Давыдовича Евгения Ершова. А на других языках заучиваю тексты, благо специалистов сейчас найти несложно. Более того, собираясь в поездку в какую-нибудь страну, стараюсь выучить песню на языке ее народа. Это жест уважения.
— Как подбираете репертуар?
— Обязательно интересуюсь аудиторией. Если там будут моряки, значит, нужны песни о море, в глубинке — народные, и т.д.
— Судя по тому, что найти время для этой встречи удалось не сразу, вы по-прежнему востребованы?
— К сожалению, в Латвии нет организации, объединяющей нас и занимающейся организацией концертов. Нет у нас и профессиональных импресарио. Но остались связи, знакомые, остались те, кто помнит и любит латышскую эстраду, серьезные вещи. Вот через них получаю приглашения на концерты. Хотя, скажу, аудитория ныне весьма разнообразна. Утром пою в церкви, вечером — в ресторане. Случается, что и на пароме, который курсирует между Ригой и Стокгольмом, приходится выступать. Часто звонят устроители различных мероприятий. Буквально на днях выступал перед участниками розыгрыша Кубка мира по верховой езде.
— Помните, в советское время существовала точка зрения, что ресторанная музыка и песни не могут быть высокопрофессиональными, хотя пример Лаймы Вайкуле доказывает обратное. Впрочем, ныне российские звезды эстрады спокойно выступают там.
— Так, в США, Англии, Франции и в других странах в ресторанах, барах выступают самые лучшие музыканты. Подчас с ними не сравнится никакая наша концертная программа. Добавьте к этому и высокие гонорары.
— Не раз довелось видеть в роли ведущего на тех или иных мероприятиях Ивара Калниньша. И это притом, что он постоянно занят на съемках в России.
— Мы все вынуждены искать работу. Конечно, легче тем, кого знали в Советском Союзе. Ныне латвийским актерам и певцам не так просто сделать карьеру, тем более стать знаменитым в международном масштабе.
Замечу к слову, что латышская эстрада переживает далеко не лучшие времена. Если разобраться, то сейчас ее заменила самодеятельность. К сожалению, испортили то, что было, а новое не создается. Подчас мы видим на телеэкранах и на сценах, слышим по радио не талантливую молодежь, а тех, у кого хватает денег на раскрутку, на выпуск клипа, диска.
А где можно найти сейчас будущие звезды? В ночных клубах? Несерьезно. В наше время было много концертов, конкурсов, откуда приходили новые дарования. Сейчас почти нет такого в Латвии. Нынешние импресарио умеют только перекупать, но не создавать.
— И тем не менее таланты пытаются пробиться?
— Пытаются. Вот я и веду свою вокальную студию во Дворце культуры ВЭФ. Причем акцент делаю не на эстраду, а на серьезные произведения. Ныне только через серьезную музыку талантливые певцы могут заявить о себе. А современные композиторы и исполнители... Ну что, уйдет большинство их песен вместе с ними. Таких, как Шаляпин, Карузо очень мало.
«Не люблю смотреть
в прошлое»
— Когда вам было интереснее выступать — в начале творческого пути или сейчас?
— Всегда. Ныне, правда, труднее с работой бывает. Но главным для себя считаю то, что я не остановился на месте, а по-прежнему иду вперед. Да и время нынче такое. Даже в спорте возрастная планка поднялась. А в искусстве, в том числе и среди певцов, надо работать все время.
— Если не секрет, зарабатывали достаточно?
— Лично я тогда ежемесячно давал по 30—40 концертов. Признаюсь, отдавал дань государству через филармонию, а потом приходил черед левым — надо же было на жизнь зарабатывать.
— Когда впервые оказались за границей?
— В 1983 году в ФРГ, а потом в Швецию попал. Тогда у артистов, как и у спортсменов, были такие возможности. Кстати, вновь посетив эти страны, невольно удивился другому — в них стало очень много мигрантов с Ближнего Востока и из Африки. И это уже сказывается на многом, в том числе даже на концертах. В прошлом году вместе с Ингмаром Земзарисом побывали в Бремене. Увы, это не тот город, который я видел в 1983-м, он стал намного грязнее, неопрятнее.
— Вас давно приглашали на телевидение или записывали?
— В советское время мне несколько лет довелось работать на Латвийском радио. И каждый год добиваться этого приходилось в конкурсе — все время подпирали новые имена. Сейчас этого нет. А на ТВ давненько не звали. Да и не вижу в этом смысла.
— А есть любимая песня, ария, романс?
— Нет. Но есть любимые композиторы, я имею в виду создателей классических произведений.
— Доводилось с Раймондом Паулсом работать?
— Конечно. Он хороший композитор и прекрасно чувствует спрос публики. Недавно встретились. Спрашивает: как живешь? Ваши песни помогают, отвечаю. Рассмеялись оба. Некоторые певцы, постарше меня, обижаются, что он ныне не пишет для них. Но, с другой стороны, композитору тоже надоедает работать на одних и тех же. Он ищет что-то новое.
— Тому прекрасный пример — Мария Наумова.
— В музыке не должно быть обид. Вот мы сделаем программу, отыграем год-два, и я уже ищу других коллег.
— Все время работаете в коллективе?
— Нет. Бывают и сольные концерты. А еще третий сезон я занят в детской опере композитора Яниса Лусанса «Птичья опера». Очень веселая и интересная постановка.
— Никогда не считали тиражи пластинок с вашим исполнением?
— Нет, да и не люблю смотреть в прошлое. Зачем заглядывать туда — ах, как тогда пел! — это никого не интересует. Ты покажи, что и сейчас поешь не хуже, а даже лучше.