Во многих храмах русской земли были образы великомученицы Екатерины, особенно почиталась она в Тверском крае. 7 декабря (24 ноября) 2007 года исполнилось 1720 лет со дня ее рождения и 1700 лет со дня ее смерти.
Святая Екатерина (греч. - «всегда чистая») родилась на Кипре в городе Саламине в 287 году, жила в Александрии Египетской. Девица Екатерина, происходившая из царского рода, была очень красива и славилась своей премудростью. Она в совершенстве изучила творения всех языческих писателей и древних поэтов и философов, научилась ораторскому искусству, знала многие языки, так что все дивились ее познаниям.
Прежде чем принять крещение, Екатерина увидела замечательный сон. Ей приснилась Дева Мария с младенцем Христом на руках, в том виде, в каком она была изображена на иконе, данном девушке старцем. Мария попросила Христа взять девушку в служанки, но младенец отвернулся и сказал, что она… недостаточно красива и умна.
Когда Екатерина, известная своей красотой и ученостью, проснулась, она стала искать способ порадовать божественного младенца, и ее сердце успокоилось принятием крещения. После крещения Христос надел на ее палец кольцо, которое Екатерина, проснувшись, обнаружила на самом деле и сохранила до конца жизни, таким образом «уневестившись» Христу.
Екатерина, посвятившая себя проповеди христианства, решилась встретиться с императором Максимином и раскрыть ему глаза на совершаемые им злодеяния - преследование христиан и жертвоприношения языческим идолам. Император собрал всех знаменитых философов страны, чтобы опровергнуть ученые речи Екатерины. Приняв вызов, Екатерина своим красноречием и умом обратила философов в христианство. Разгневанный император приказал обезглавить ученых мужей, а Екатерину заморить голодом в тюрьме. Однако ангелы приносили ей пищу, и Екатерина сумела обратить в христианство жену императора и всю его свиту. В слепой ярости Максимин приговорил к смерти всех христиан, а Екатерину приказал колесовать. Как только началась казнь, с небес сошел ангел и разбил машину смерти.
Жена императора, которая видела мучения Екатерины, уверовала во Христа и была жестоко казнена мужем, вместе с ней были казнены военачальник Порфирий Стратилат и двести воинов. Видя, что ни ласками, ни обещаниями, ни угрозами, ни муками не сломить волю непреклонной девушки, император велел отсечь Екатерине голову. Это случилось в 307 году.
Легенда гласит, что тело Екатерины ангелы перенесли на вершину Синайской горы, где на высоте две с половиной тысячи метров оно более 200 лет чудесным образом оставалось нетленным. В 530 - 540-х годах братия Синайского монастыря поднялась на гору и перенесла голову и левую руку святой в свой новый храм. Ныне мощи святой покоятся в мраморной раке в алтаре Преображенского храма Синайской обители в Египте. Монастырь этот привлекал много паломников, и почитание святой распространилось сначала в Восточной церкви, а потом перешло на Запад, где ей посвящены гимны, легенды, иконы и храмовые изображения.
Особое распространение культ святой Екатерины получил в XVI столетии. Царь Иван Грозный считал «богозванную невесту» своей покровительницей. При нем во время Казанского похода Екатерине была посвящена одна из походных церквей, а ко гробу святой, в Синайский монастырь, дважды посылались посольства со щедрой милостыней. Святой Екатерине был посвящен придел Вознесенского собора Оршина монастыря, освященного в 1567 году в Тверском крае.
В 1689 году русский царь Петр I пожертвовал в Синайскую обитель сереброкованную раку для мощей Екатерины. Он же учредил орден «Свобождения» («Освобождения») или Святой Екатерины, высший дамский орден, статут (Устав) которого был опубликован в 1713 году от имени его царственной супруги как главы этого ордена, предназначавшегося для награждения дам «шляхетного происхождения». Орденский девиз: «За любовь и отечество». Датой учреждения ордена считается 24 ноября 1714 года - день первого и единственного при Петре I пожалования Большим крестом самой Екатерины. Произошло это после того, как Екатерина I была со своим супругом в Прутском походе против турок (1711 г.) и пожертвовала для подкупа турецкого главнокомандующего все свои драгоценности. На усыпанных бриллиантами знаках ордена в эмалевом медальоне изображена сидящая с белым крестом святая Екатерина. На оборотной стороне изображена чета орлов, истребляющая змей, и гнездо с птенцами на руинах башни. Пояснительная надпись имеет в виду императрицу Екатерину I («Трудами сравнивается с супругом»). Большим крестом ордена святой Екатерины награждали особ царской крови при рождении и 12 русских дам из ближайшего окружения императрицы, а меньшим крестом - 94 кавалерственных дам.
Святая Екатерина почитается во всем христианском мире. На Западе она считается покровительницей учащегося юношества, во Франции - покровительницей «старых дев» - незамужних девушек старше 25 лет, которые надеются найти себе достойную пару. В Украине день «Катерины» называли праздником девичьей судьбы. Накануне парни постились, чтобы Бог послал им хорошую жену, и молились о добрых невестах. А девушки в этот день ворожили и «призывали судьбу».
В иконописи Екатерина обычно изображается в короне с перстнем на руке; у ее ног - разбитое колесо с зубцами - орудие неудавшейся казни. Огромное влияние на сложение иконографии святой Екатерины имело массовое производство икон с ее изображением вокруг Синайского монастыря. В XVIII веке и особенно в XIX веке круг образов, связанных со святостью Синая, широко тиражировался чуть ли не на противоположных концах христианского мира. Такая продукция в виде печатных гравюр и литографий, маленьких триптихов выполнялась в мастерских Крита, Польши, Германии, оттуда распространялась по всему миру, влияя на русские иконы. Они отличались осязаемостью вещей, интересом к науке, отразившихся в изображении на иконах Екатерины таких атрибутов святости, как колесо, символ ее мученичества, а также книг и измерительных инструментов (астролябии, угольника и циркуля) - символов разума. В петровское время получают распространение нетрадиционные для русской средневековой живописи композиции «Мистическое обручение святой Екатерины», на которых александрийская дева получает от младенца обручальное кольцо - символ своей девственности и избранности. Этот сюжет, широко распространенный в европейском искусстве с начала XV столетия, в русском появился тремя веками позже с западноевропейскими гравированными изданиями. Русские иконописцы копируют предметы нового для них интерьера и аксессуаров, насыщая по русской традиции иконы цветом и многообразным орнаментом.
Не случайно образ этой святой становится таким популярным во времена царствования Екатерины II, урожденной Софии Фредерики Амалии, принцессы Ангальт-Цербстской, - в «век реформ и просвещения». Столь символическое и подходящее имя будущая императрица получила в день своего православного крещения - 28 июня 1744 года - в память о матери императрицы Елизаветы Петровны - Екатерине I. Вступив в 1762 году на российский престол, целеустремленная, отличающаяся блестящим умом Екатерина, по словам Карамзина, «провела продолжительное и необычное царствование, создала целую эпоху в нашей истории». Имя же святой Екатерины незримо ее сопровождало, освящая множество возводимых в то время церквей и монастырей в различных уголках безграничной великой империи. Екатерина II, протестантка по рождению, весьма благоволила к представителям своей нации и бывшим единоверцам, зная их достоинства - трудолюбие, предприимчивость, любовь к дисциплине и порядку. Они же возводили и освящали во имя святой Екатерины свои приходские храмы. Во всех храмах появляются новые образы великомученицы, исполненные выдающимися художниками. Одна из икон работы В.Л. Боровиковского находилась в иконостасе Казанского собора Петербурга.
В православных храмах России уже во второй половине XVII века появляются иконы с изображением царских персон. В дальнейшем они могли быть представлены в образах тех или иных святых. Екатерина II распорядилась изобразить саму себя в образе св. Екатерины для заказанного ею нового иконостаса Успенского собора во Владимире, и храмовые иконы св. Екатерины в образе реальной императрицы получают в конце XVIII - начале XIX в. широкое распространение. Была такая икона в Екатерининском приделе главного собора Борисоглебского монастыря в Торжке, заложенного самой императрицей в конце XVIII столетия на месте разобранного древнего храма.
Особое место занимало изображение всеми любимой и популярной в русском народе святой на православных иконах, предназначенных для домашних молелен. Здесь образ Екатерины исполнен в иконописных традициях - в алых царских одеждах, чей цвет символичен мученичеству святой, с блистающей зубчатой короной на голове. Екатерина почиталась не только как обличительница императора-идолопоклонника, посрамившая языческих мудрецов и мирскую премудрость, но и как заступница за человеческий род, призываемая при разлучении души с телом.
Такой святая предстает на иконах из собрания Тверской областной картинной галереи. Самое раннее изображение великомученицы Екатерины в собрании галереи - на иконе «Небесная сень» («Походная церковь»), созданной тверскими мастерами около 1588 года по специальному заказу строителя храма Г.А. Тушинского для церкви Белая Троица в Твери. Положение святой Екатерины, одетой в алую, богато орнаментированную тунику и синий плащ, с царской короной на голове в центре группы святых жен говорит об особенном ее почитании в Твери.
На иконах-трехрядницах XIX века крестьянских писем великомученица также предстает наряду со святыми Николаем Чудотворцем, Флором и Лавром, Модестом и Власием, Никитой-бесогоном и Георгием Победоносцем в центре нижнего ряда клейм между покровителями женского труда и рукоделия Анастасией и Варварой.
Особая роль отведена этой святой на иконе XIX века с изображением Богоматери и круглыми клеймами на полях, рассказывающими, «коим святым молиться в бедах и несчастиях». Круглый медальон в правом нижнем углу иконы повествует, что Екатерина помогает «освобождению от трудного рождения жен».
Это соответствует российской традиции, где великомученица Екатерина наряду с Параскевой Пятницей считалась покровительницей браков, также она помогала женщинам разрешиться от бремени. Есть ее изображения на полях двух икон «Богоматерь Знамение» XIX веке, где она предстает святым патроном заказчика.
В Затверецкой части города Твери на мысу при впадении Тверцы в Волгу, напротив речного вокзала, в начале XVII века стояли три ветхие деревянные церкви - шатровая Троица и клетские - Николая и Екатерины. Последняя просуществовала до 1775 - 1786 годов, когда вместо нее на пожертвования Екатерины II (500 рублей) и прихожан была сооружена нынешняя церковь Екатерины с небольшим Никольским приделом (освящен в 1786 г.). Сейчас тверская церковь святой Екатерины входит в комплекс Свято-Екатерининского женского монастыря.
Ее прихожане почитали древний резной деревянный образ святой великомученицы Екатерины. Документы Тверского областного архива раскрывают полные драматизма события начала XVIII века, когда в связи с гонениями на резные изображения образ был взят властями из храма и возвращен только через несколько лет по многочисленным прошениям прихода. Подобная резная икона (горельеф) новгородской работы конца XVII века хранится в собрании Государственного Русского музея. Святая изображена в рост прямолично с крестом в правой руке. В изображении мученицы Екатерины нашли отражение свойственные искусству XVII века поиски объемности и пластичности, внимание к земной красоте.
В собрании Тверской областной картинной галереи хранится икона II половины XIX века тверского мастера Е.К. Поташина с изображением на золотистом прочеканенном фоне патрональных святых семьи Давыдовых из прихода тверского Екатерининского храма. Екатерина изображается в синей тунике и алом плаще, с белым платом на голове, в руке - мученический крест. Судя по богатству декоративного убранства золотого фона иконы, исполненного сусальным золотом, образ был написан для зажиточной купеческой семьи Затверечья, которые называли своих домочадцев именами наиболее популярных в Твери святых.
В западном павильоне Тверского Императорского дворца, построенного Екатериной II, также была устроена Екатерининская церковь, освященная 24 ноября 1778 года в день тезоименитства императрицы. Этим актом завершалось строительство дворца. Живописные работы для церкви выполнил живописец Архиерейского дома Д.А. Крюков, лепное убранство - лепщик Карпов, столярную работу - Иоганн Бофорт Миллер. Иконостас для дворцовой церкви привезли из Аничкова дворца в августе 1774 года, его оборудованием занимался губернский архитектор Ф.Ф. Штенгель. В 90-х годах XVIII иконы для дворцовой церкви написал В.Л. Боровиковский.
Существенной реконструкции комплекс дворца подвергся в 1809 году при приспособлении его под резиденцию тверского генерал-губернатора принца Георга Ольденбургского и его супруги великой княгини Екатерины Павловны. Для отделки дворцовой церкви были приглашены живописец Д.-Б. Скотти и резчик Базетти. Декоративные росписи в дворцовой церкви были выполнены И. Андреевым, иконостас по проекту Росси вырезан Базетти, а иконы на холстах написаны Д.-Б. Скотти, которому были поручены также основные росписи в куполе, на парусах и стенах. В 1864 - 1871 годах комплекс перестраивался по проекту архитектора А.И. Резанова. Для церкви по распоряжению Александра II был передан иконостас из Аничкова дворца в Петербурге.
Имя святой великомученицы Екатерины часто звучало в Твери, где с незапамятных времен почитали эту святую горожане и крестьяне, строя храмы в ее честь, называя ее именем своих дочерей и заказывая семейные иконы с ее изображением, поклоняясь чтимому резному образу святой в Екатерининском храме в Затверечье. Особая роль в истории Тверского края великих Екатерин - императрицы Екатерины II, благодетельницы и строительницы классической послепожарной Твери, и блистательной тверской «полубогини» великой княгини Екатерины Павловны сделало это имя прославленным в веках для будущих потомков.