Суббота, 23.11.2024, 11:48
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 792
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа

Главная » Статьи » Искусство и культура » Культура

Любовь к Богу и любовь к ближнему

Любовь к Богу и любовь к ближнему

Любовь к Богу и любовь к ближнему

На вопрос иудейского книжника, какая важнейшая заповедь в законе, Христос Спаситель ответил: “возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей возлюбиши искреннего твоего яко сам себя” (Мф. 22. 37-40). “Совершенство христианской “святости” заключается в совершенстве и полноте “любви”, всецелом господстве в природе и жизнедеятельности христианина. Эта истина проникает собою все содержание Священного Писания и христианского богословия, составляет его душу и жизненный нерв”. Как же сочетается идея бегства от людей, в монашестве, с заповедью о любви к ближнему? Нет ли в этом удалении от людей, характерном для таких столпов монашества, как Арсений Великий, бегства от Самого Христа, повелевшего “возлюбить ближнего, как самого себя”, и не ведет ли такое бегство к утрате любви к людям? Напротив, считает святой Исаак, удаление от людей к приобретению любви: “Та заповедь, в которой сказано возлюби Господа Бога твоего всем сердцем, и всею душею твоею, и всем умом твоим, больше всего мира и материи и всего материального, бывает исполнена, когда ты терпеливо пребываешь в безмолвии своем. И заповедь о любви к ближнему заключена в нем же. Хочешь ли, по евангельской заповеди, приобрести в душе твоей любви к ближнему? Удались от него, и тогда возгорится в тебе пламя любви к нему, и радоваться будешь при лицезрении его, как при видении светлого ангела. Хочешь ли также, чтобы жаждали твоего лицезрения любящие тебя? Имей свидание с ними только в определенные дни. Опыт – поистине учитель для всех”. Парадокс этого опыта заключает в том, что, удаляясь от мира, отшельники не отворачиваются от людей и даже тогда, года они в буквальном смысле слова “бегают людей”, они своим бегством служат людям. Отшельник занимаясь спасением собственной души вдали от людей, способствует спасению других. “Стяжи дух мирен, - говорит преподобный Серафим Саровский, - и вокруг тебя спасутся тысячи” – это аксиома монашеского делания.

Главное дело инока, согласно святому Исааку, состоит главным образом в очищении своего внутреннего человека: это важнее общения с людьми и всякой деятельности, направленной на пользу других. Преподобный Исаак говорит, что многие люди прославились своей активностью во внешнем доброделании, однако из–за постоянного пребывания в гуще мирских дел не успевали заботиться о собственной душе: “Многие совершали чудеса, воскрешали мертвых, трудились в обращении заблудших и творили великие знамения; руками их и многие были приведены к богопознанию. И после всего этого сами они, оживотворявшие других, впали в мерзкие и гнусные страсти, умертвили самих себя и для многих сделались соблазном … потому что они были еще в душевном недуге и не заботились о здравии душ своих, но пустились в море мира сего исцелять души других, будучи еще сами немощными, и утратили для душ своих надежду на Бога. Ибо немощь их чувств была не в состоянии встретить и вынести пламя того, что обычно приводит в возбуждение лютость страстей”.

Итак, преподобный Исаак не отрицает добрые дела, но лишь указывает на необходимость стать духовно здоровым прежде, чем выходить в мир для исцеления других. Когда человек достигнет духовной зрелости и получит необходимый опыт внутренней зрелости и получит необходимый опыт внутренней жизни, он принесет гораздо больше пользы другим: “Прекрасное дело – научать людей благости Божией … таков был образ действия у Христа и Апостолов, и он весьма высок. Если же человек, при таком образе жизни и частом общении с людьми чувствует, что совесть его слабеет при воззрении на внешнее, безмолвие его нарушается, и знание его помрачается … и что, желая врачевать других, губит он свое собственное (внутреннее) здоровье, то пусть он возвратится вспять, чтобы не услышать от Господа сказанного в притче: “врачу исцелися сам” (Лк. 4, 23). Пусть осуждает сам себя и охраняет здравие свое, и вместо чувственных слов его да служит доброе его житие, и вместо глас уст его да учит его деяние”. Таким образом, необходимо сначала исцелить свою душу, а потом уже заботиться о душах других. Внутренняя жизнь с Богом важнее, чем любая благотворительная и миссионерская деятельность. Преподобный Исаак приводит в пример жизнь преподобного Арсения Великого: “Когда приидет тебе мысль позаботиться о чем – либо под предлогом добродетели, и тем возмутишь тишину, какая у тебя в сердце, тогда скажи той мысли: “прекрасен путь любви, прекрасно дело милосердия ради Бога; но я ради Бога же не хочу этого”. – “Остановись, отец”, - сказал один монах, - “ради Бога спешу за тобой”. Итот отвечал: “и я ради Бога бегу от тебя”. Авва Арсений ради Бога ни с кем не беседовал ни о пользе душевной, ни о чем ином”. Все сказанное не означает, что святой Исаак был против благотворительной деятельности: он лишь хотел подчеркнуть, что подобная деятельность больше подходит мирянам, чем монахам – отшельникам. “Выполнять обязанности любви, доставляя телесный покой, есть дело людей мирских, а если и монахов, то несовершенных, не прибывающих в безмолвии”.

Для приобретения любви к Богу подвижнику необходимо умереть для любви к миру: “Истинно слово, сказанное Господом, что человеку невозможно с любовью к миру приобрести любви к Богу, и нет возможности при общении с миром вступить в общение с Богом, и с попечением о мире иметь попечение о Боге … Кто печется о телесном сверх потребности, тот невольно отпадает от Бога. И не могут приобрести любви к людям те, которые любят мир этот”. “Совершенно же умирающие миру, - учит преподобный Варсонофий Великий, - терпением и многими скорбями могут прийти в нее”. Далее святой Исаак говорит: “невозможно, чтобы в одном теле были здравие и болезнь, и одно не уничтожалось другим, так невозможно, чтобы в одном доме было изобилие денег и любовь”. Таким образом для стяжания совершенной любви к Богу и ближним, необходимо отвержение любви к миру: “Не любите мира, ни яже в мире, - говорит апостол Иоанн Богослов, - аще кто любит мир, несть любве Отчи в нем”. (1 Иоанн 2, 15).

Любовь Божия есть возвышеннейшая из добродетелей, она есть дар Божий, изливаемая в души истинных рабов Божиих. Поэтому святые предостерегают от преждевременного стремления к развитию в себе чувства любви к Богу. Святой Иоанн Лествичник говорит: “Кто хочет говорить о любви Божией, тот покушается говорить о Самом Боге; простирать же слово о Боге погрешительно и опасно для невнимательных”. “Кто стяжет любовь: тот, вместе с этим облекается в Самого Бога” – поучает святой Исаак Сирин. Такой дар святые отцы стяжали многими трудами, молитвами, непрестанным плачем о грехах, исполнением заповедей. “Премудрый Господь благоволит, чтоб мы снедали в поте лица хлеб духовный. Установил Он это не от злобы, но чтоб не произошло несварение, и мы не умерли. Каждая добродетель есть матерь следующей за ней. Если оставишь матерь, рождающую добродетели, и устремишься к взысканию дщерей, прежде стяжания матери их: то добродетели эти соделаются ехиднами для души. Если не отвергнешь их от себя, - скоро умрешь”. Шествие же ко Христу должно начинаться и совершаться под водительством страха Божия, без него душа стремящаяся к любви Божией впадает в мечтательность и самообольщение: “Духовный разум естественно последует за деланием добродетелей - говорит святой Исаак. - Тому и другому предшествует страх и любовь. Опять страх предшествует любви. Всякий, бесстыдно утверждающий, что можно приобрести последующее, не упражняясь предварительно в предшествующем, без сомнения положил первое основание погибели для души своей. Господом установлен такой путь, что последнее рождается от первого”.

В 55 – ом Слове, которое служит ответом на послание преподобного Симеона Чудотворца, святой Исаак говорит о невозможности появления в душе его этого божественного дара, если он еще не освободился от страстей: “Нет способа возбудиться в душе Божественной любви, вслед которой ты таинственно шествуешь в отшельничестве, если душа не победила страстей. Ты же сказал; что душа твоя не победила страстей, а возлюбила любовь к Богу: в этом нет порядка. Кто говорит, что не победил страстей, и возлюбил любовь к Богу, о том не знаю, что он говорит”. Продолжая свое Слово, преподобный Исаак говорит о подвижниках, которые из-за несвоевременного стремления к сверхвысоким дарованиям, впали в горестное состояние прелести: “Многие больные, - пишет он, - не знают даже того, что они больны. Злоба есть болезнь души, и прелесть – утрата истины. Весьма многие, зараженные этими недугами, провозглашают свое здравие, и многими бывают похваляемы. Если душа не уврачуется от злобы и не стяжает естественного здравия, в котором она создана, если не возгорится в здравие Духом: то человеку невозможно пожелать чего - либо вышеестественного, свойственного Духу, потому что душа, доколе находится в недуге по причине страстей, дотоле неспособна ощущать ощущением своим духовное”.

Итак, подвижнику, стремящемуся к совершенству, необходимо с рассуждением созидать в душе своей дом добродетелей. “Писание учит нас, что страх Божий понуждает душу к хранению заповедей, и посредством заповедей созидается дом душевный”, – учит авва Дорофей. Следовательно нам необходимо “привести себя в смирение, восплакать о причинах невольных согрешений наших, соделанных нами или в помыслах или в делах, и из сердца сокрушенного сказать словами мытаря: Боже милостив буди мне грешнику (Лк. 18, 13). … Как больной сын царя не говорит отцу своему: “сделай меня царем”, - но прилагает попечение о недуге своем, и по выздоровлении царство отца само собою делается его царством. Так и кающийся грешник, приемля здравие души своей, входит с Отцом в страну естества чистого, и царствует во славе Отца своего”. Из этого следует, что подвижник без искания особых даров, исполнением заповедей, очищением своей души от страстей гармонично приобретает добродетель любви к Богу.





Другие статьи по теме:

Нравственность и аскетизм
Нравственность и аскетизм

Проблема цивилизационной идентичности России.

Молитва
Молитва

«Духовное родство» христиан и иудеев

ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ АЛЕКСАНДРА, ЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО
ОКРУЖНОЕ ПОСЛАНИЕ АЛЕКСАНДРА, ЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Культура | Поместил: pressvl (15.09.2012)
Просмотров: 1628 | Теги: религия, Любовь к Богу и любовь к ближнему | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Советы для женщин]
Лечение рака груди в Германии (0)
[Советы автомобилистам]
Что такое транспондер и какие они бывают. (0)
[Строительство и ремонт]
Разновидности и характеристики ламината (0)
[Советы автомобилистам]
Покупайте летние шины и литые диски в Санкт-Петербурге в гипермаркетах «Колесо» и на официальном сайте интернет-магазина (0)
[Полезные советы]
Частые поломки электроплит: причины и способы решения (0)
[Вредные привычки]
Преимущества Торпедо вшивания в клинике Детокс в городе Москве (0)
[Строительство и ремонт]
Преимущества выбора и покупки чердачной лестницы на сайте интернет-магазина ru-complect.ru (0)
[Полезные советы]
Накрутка лайков Вконтакте от сайта VIEWS.SU (0)
[Полезные советы]
Где заказывают накрутку подписчиков во "ВКонтакте"? (0)
[Строительство и ремонт]
Основные требования, выдвигаемые для пожарных водопроводов (0)
[Полезные советы]
Как быстро стать популярным на платформе Likee (0)
[Бизнес и финансы]
Средства виртуализации рабочих мест vdi от лучшего решения Termidesk (0)
[Компьютерная безопасность]
Русская ОС Astra Linux 1.8 развивается и крепнет (0)
[Строительство и ремонт]
Преимущества дома из клееного бруса (0)
[Отдых в России]
Для незабываемой встречи с проституткой в Москве посетите сайт moskva-kiski.com (0)
[Полезные советы]
Как выбрать адвоката для помощи в суде: особенности и важные нюансы (0)
[Здоровье]
Для излечения варикозного расширения вен в Москве обращайтесь в Центр флебологии (0)
[Строительство и ремонт]
Покупайте нерудные материалы в компании ТК АЛГОРИТМ на её официальном сайте algnm.ru (0)
[Отдых в России]
Чем интересно Еврейское кладбище в Санкт-Петербурге (0)
[Товары для дома]
Ультрасовременные ванные (0)
 


Самые читаемые статьи

Существует ли хороший отдых, не бьющий по карману? (1)
Что такое сэндборд? (0)
Какие автомобили выпускает ТагАЗ? (0)
Cоветы для начинающего туриста (1)
Я ИДЕАЛ (0)
Mitsubishi Pajero 3.0i (0)
Комплекс упражнений: (0)
Где скачать музыку для бальных танцев? (0)
Какие существуют классы парапланов? (0)
Кислый помощник (0)
Неделя за неделей (0)
Opel Astra Stationwagon 1.7 TDS (3)
Какова история акробатики? (1)
СИЛЬНЕЕ ПРИВОРОТА (0)
НЛО и аномалии на карте Google (0)
Рецепты с гербами и вензелями (0)
Семейный бизнес (4)
Ваше здоровье зависит от вас самих. Почти все заболевания находятся на полевом (тонком) уровне биоэнергострукту-ры человека. Все причины наш (0)
Домашняя диагностика двигателя (0)
ВСЯ ЖИЗНЬ – ИГРА (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2024