В 2007 году лучшему русскому художнику-портретисту Оресту Адамовичу
Кипренскому (1782 - 1836) исполнилось 225 лет со дня рождения. Его имя навсегда связано с именем великого русского поэта А. С. Пушкина. «Лучший портрет сына моего есть тот, который написан Кипренским и гравирован Уткиным», - считал отец Пушкина Сергей Львович. Портрет поэта был написан по заказу лицейского друга Пушкина - поэта Антона Дельвига летом 1827 года для литературного альманаха «Северные цветы на 1828 год». В сентябре того же года публика увидела портрет на осенней выставке в залах Академии художеств. Орест Кипренский в Пушкине нашел реальное воплощение романтического идеала. На портрете - «поэзии чудесный гений». Кипренский и Пушкин оказались близкими по духу и художнической психологии. Очевидно, Пушкину портрет понравился. Об этом говорит и поэтический отклик Пушкина:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз. -
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
После кончины А. А. Дельвига в январе 1831 года Пушкин выкупил портрет у его вдовы С. М. Дельвиг на деньги из гонорара за «Бориса Годунова». Долгие годы портрет находился в семье поэта и только в 1916 году был приобретен у его внука Григория Александровича Пушкина в Государственную Третьяковскую галерею. Орест Кипренский, собираясь во второй раз в Италию, намеревался взять с собой портрет Пушкина для показа на зарубежных выставках и, видимо, говорил об этом с поэтом:
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
До 80-х годов XIX века образ поэта в изображении Кипренского и гравера Уткина оставался единственным для тиражирования.
Самые славные годы Ореста Кипренского пали на царствование Александра I, на первую треть XIX века, вошедшую в историю как «пушкинская эпоха». После окончания в 1803 году Петербургской академии художеств он был оставлен в академии еще на три года для участия в конкурсе на Большую золотую медаль. И получил ее за историческую картину «Дмитрий Донской на Куликовом поле». Но историческим живописцем Кипренский не стал. Он был прирожденный портретист и гордился, что уже с молодых лет научился читать души портретируемых. Портретным дебютом Кипренского в 1804 году стал портрет его приемного отца Адама Швальбе. В Неаполе на осенней выставке 1830 года итальянские академики признали портрет отца Кипренского неизвестным портретом кисти Рубенса. Кипренскому пришлось доказывать свое авторство.
Орест Кипренский в России нигде не служил и много жил вне России; был свободным художником, но без заказов никогда не оставался. Петербург был для него родным городом, он присутствует во многих его зарисовках, в нем создал он основные свои работы.
В начале творческой биографии Кипренского было московско-тверское трехлетие (1809 - 1812). 27 февраля 1809 года Кипренский выехал в Москву с профессором Академии художеств скульптором И. П. Мартосом для работы над монументом Минину и Пожарскому. В Москве Кипренский пишет портреты графа Ф. В. Ростопчина, московского генерал-губернатора, и его супруги Е. П. Ростопчиной, портрет гусара Давыдова, молодого В. А. Перовского в испанском костюме. Блестяще исполненные полотна прославили Ореста в Москве и сделали имя его популярным. В Москве расцвело его дарование портретиста. В салоне Ростопчина, своего покровителя, Орест Кипренский, будучи незнатного происхождения, вышедший из крепостных живописец, с вымышленной фамилией, познакомился с избранным кругом образованнейших людей Москвы - Жуковским, Вяземскими, Карамзиным, Дмитриевым, графом Бутурлиным, с Пушкиными, дядей и отцом поэта. Молодой, общительный и веселый петербургский художник стал своим человеком в кругах московских любителей искусства, оценивших его талант портретиста, любовь к театру и литературе. «Он был среднего роста, довольно строен и пригож, но еще более любил «делать себя красивым»: рядился, завивался, даже румянился; учился петь и играть на гитаре, хотя пел очень плохо. Женщин страстно любил до конца жизни», - писал известный пушкинист В. В. Вересаев.
Талант портретиста Ореста Кипренского привел его в Тверь, где располагался «малый царский двор» сестры Александра I великой княгини Екатерины Павловны и ее супруга принца Георга Ольденбургского. Великая княгиня покровительствовала искусствам и наукам, сама хорошо рисовала. С весны 1811 года до марта 1812-го в Твери Кипренский много написал и нарисовал портретов: принца Ольденбургского, князя Ивана Алексеевича Гагарина - управляющего двором Екатерины Павловны, коллекционера картин Н. С. Мосолова. В Твери Кипренский близко познакомился с семьей Бакуниных. Он рисует Александра Михайловича Бакунина, его дочь Варвару и становится на время ее учителем рисования. В Твери же в 1811 году Кипренский рисовал родоначальника тверских Вульфов, владельца усадьбы Берново Старицкого уезда, бывшего некоторое время орловским губернатором (1798 - 1800) - Ивана Петровича, портрет которого находится в Тверской областной картинной галерее.
«Из Твери Кипренский вернулся в Петербург почти признанным гением. Слух о нем проник в Западную Европу. Вся столица говорила о «волшебном карандаше» художника. Легкость, с какою он создавал свои портреты, казалась чудом», - писал Константин Паустовский в повести «Орест Кипренский». В сентябре 1812 году Оресту Кипренскому было присвоено звание академика за портретные работы. Живописец Кипренский был приглашен ко двору. Ему покровительствует императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I. «Все лето жил я в сарском Селе - во дворце, - писал художник 30 декабря 1813 года А.М. Бакунину в Прямухино. - Имел счастие рисовать портрет беспримерной доброты императрицы Елизаветы Алексеевны и всех Ее окружающих, меня полюбили, а государыне самой угодно было меня послать в чужие края от своего имени… Для списывания портрета императрицы я имел одиннадцать сеансов по часу и более…». Где этот портрет - неизвестно, возможно, утрачен в годы Великой Отечественной войны. Один из портретов императрицы неизвестного художника XIX века перечислен в коллекции живописи и графики Павловского дворца, не вывезенной при эвакуации летом 1941 года.
1813 год оказался для Кипренского самым плодотворным. Он создает серию юношеских портретов - Николая Муравьева, будущего декабриста, рисует лицейского однокашника Пушкина Александра Бакунина и двух девушек - Наталью Кочубей и Екатерину Бакунину, которым юный поэт посвящал свои первые стихотворные признания, создает сюиту графических портретов юных героев Отечественной войны 1812 года - Томилова, Оленина, Чаплица.
По заказу императрицы-матери Марии Федоровны в январе 1814 года Кипренский пишет портреты ее сыновей - великих князей Николая и Михаила Павловичей. За каждый портрет художник получил по 1200 рублей (за портрет Пушкина Дельвиг заплатил 1000 рублей). На осенней традиционной выставке 1814 года в Академии художеств их портреты получили высокую оценку. Знаток искусства поэт К.Н. Батюшков посвятил выставке большую статью «Прогулка в Академию художеств», опубликованную в том же году в «Сыне отечества». Примечательно его высказывание о Кипренском: «С каким удовольствием смотрели мы на портреты г. Кипренского, любимого живописца нашей публики. Правильная и необыкновенная приятность в его рисунке, свежесть, согласие и живость красок - все доказывает его дарование, ум и вкус, нежный, образованный. В собрании портретов г. Кипренского по важности предмета и по отделке занимают первое место два портрета великих князей Николая Павловича и Михаила Павловича». Эти портреты никогда не публиковались ни в одном альбоме или книге о Кипренском. Портреты находятся в Государственном музее-заповеднике «Павловск». Они демонстрировались в 2004 году в Москве на выставке Росархива «Павел I. Мир семьи», опубликованы в каталоге этой выставки. Великие князья-братья Николай и Михаил, великая княжна Екатерина Павловна, да и другие дети Павла I, любили и умели рисовать. Наставником великих князей был Орест Кипренский, он же обучал их и гравированию. Принятый и обласканный двором, Кипренский становится модным художником. «Этот превосходный художник тогда был в большой моде и горячее, чем когда-нибудь, преследовал свою мысль для полного выражения жизни в портретах писать их с такою законченностью, чтобы в тщательной отделке совсем скрывать движения кисти и сливать колера красок в неуловимые переходы», - пишет Н.С. Лесков в романе «Захудалый род».
В 1815 - 1816 годах Кипренский создает живописные портреты поэта В.А. Жуковского, С.С. Уварова - будущего президента Академии наук, министра народного просвещения; карандашные портреты поэта Константина Батюшкова, баснописца И.А. Крылова.
В мае 1816 года Орест Кипренский для усовершенствования своего искусства уезжает в Италию и живет там несколько лет за счет своей высокой покровительницы императрицы Елизаветы Алексеевны. Не без ее участия художник получает заказы русской и флорентийской знати, с блеском их выполняет и в короткое время завоевывает такой авторитет и такую популярность, что избирается членом Флорентийской академии художеств и первым среди русских живописцев получает предложение написать свой автопортрет для картинной галереи Уффици во Флоренции. Написанный Кипренским в 1819 году автопортрет находится в собрании портретов знаменитых художников.
Рисовал ли Кипренский Пушкина-лицеиста? Что Пушкин знал Кипренского и не раз его видел в Царском Селе в 1813 - 1816 годах, в этом нет сомнений. Об этом же свидетельствует и его письмо А.И. Тургеневу от 1 декабря 1823 года: «Вы помните Кипренского, который из поэтического Рима напечатал вам в «Сыне отечества» поклон и свое почтение». Значит, читал Пушкин в 1817 году «Письмо из Рима» Ореста Кипренского. И не только. Известная надпись Пушкина «К портрету Жуковского» - «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль…» - сделана им в 1818 году на гравюре с портрета В.А. Жуковского работы О.А. Кипренского. Вполне возможно, что Пушкин еще с детства знал о талантливом живописце, когда десятилетним мальчиком с родителями бывал в московском доме графа Бутурлина, где собирались деятели культуры. Ряд исследователей предполагают, что автором портрета «Пушкин в юности», гравированного в 1822 году Егором Гейтманом для первого издания поэмы «Кавказский пленник», является Орест Кипренский. Это был первый портрет Пушкина, который увидели его читатели. Издатель поэмы поэт и переводчик Н.И. Гнедич поместил в конце книги примечание: «Издатели присовокупляют портрет автора, в молодости с него рисованный. Они думают, что приятно сохранить юные черты поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным». Но Пушкин так не думал. Ему, признанному поэту, автору «Руслана и Людмилы», видеть себя на обложке книги отроком с экзотической наружностью, в детской рубашке, опирающимся на пухлый кулачок, казалось нелепым. Получив от Гнедича экземпляры только что вышедшего в 1822 году «Кавказского пленника», Пушкин пишет ему из Кишинева 27 сентября 1822 года: «Александр Пушкин мастерски литографирован, но не знаю, похож ли… Я писал к брату, чтоб он Сленина упросил не печатать моего портрета - если на то нужно мое согласие, то я не согласен». Жаль, что публикаторы забыли сообщить читателям имя художника и сам Пушкин не упомянул по случаю автора его юношеского портрета. Наводят на размышления строки, посвященные Кипренскому в 1827 году: «Ты вновь создал, волшебник милый, меня, питомца чистых муз…» Эта фраза из стихотворения может означать, что художник не один раз портретировал поэта.
«Отечество люблю более самого себя… Радуюсь, что я родился русским, и живу в счастливый век Александра Первого и Елисаветы Несравненной», - писал Орест Кипренский из обетованной Италии 17 июня 1817 года в Петербург. Лучший портретист своей эпохи, Кипренский выполнил свое единственное желание - «Отечеству служить и быть полезным». Он прославил Россию, создав большую портретную галерею лучших ее представителей - Пушкина, Жуковского, Вяземского, Крылова, Батюшкова, Гнедича, Козлова, многих известных и неизвестных своих современников.