Термин “созерцание” у преподобного Исаака часто оказывается синонимом “видения Бога”. Для него это видение сверхъестественное состояние души: “Сверхъестественное состояние есть возбуждение к созерцанию сверхсущностного Божества”. В этом состоянии душа “на крыльях веры возносится над видимою тварью и всегда пребывает в несложном созерцании и невидимом рассматривании Божественного естества”. Видеть Бога реально для человека, учат святые отцы. Так, например, преподобный Симеон Новый Богослов утверждает, что созерцать Бога возможно и необходимо для человека: “Слушайте же это говорит Христос: Видевший меня видел Отца (Ин. 14, 9). И это сказал Он же не о созерцании плоти, но об откровении Божества. … А что, возможно, нам видеть Бога, настолько это доступно человеку, слушай Самого Христа, Сына Божия, снова говорящего: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8)”. Вместе с тем преподобный Исаак подчеркивает, что праведники не могут видеть сущность Божию. Человек способен созерцать только отражение божества, хотя это видение и будет полнее в будущем веке: “Сколько ни совершенствуется человек перед Богом, все таки он идет сзади Его, но в истинном веке Бог покажет лик Свой, но не сущность Свою. Ибо насколько не восходили бы праведники в созерцание Его, они видят Его гадательно, наподобие отражения в зеркале, а там они увидят откровение истины”. Святые отцы рассматривают тему “видения Бога” в контексте традиционного учения о сущности и энергиях Бога: Бог невидим по своей природе, но Его можно видеть в Его энергиях, Его славе, Его благости, Его откровениях и т. д. “Нужно отметить, что на учение Исаака о созерцании оказала влияние иерархическая система Дионисия Ареопагита, согласно которой непосредственное созерцание Бога невозможно для людей, однако им доступно частичное созерцание через посредство ангелов”. Божественные откровения, согласно его учению, передаются от Бога ангелам, а от ангелов – людям: “Низшие (ангелы) учатся у тех, которые наблюдают за ними и обладают большим светом; и таким образом учатся одни у других, восходя постепенно до той единицы, которая имеет учителем Святую Троицу”. В настоящей жизни, по учению святого Исаака, созерцание возможно только при посредстве ангелов, в будущем же веке святые созерцают Бога лицом к лицу: “Через высшие чины принимают святые свет созерцания, вплоть до славной Присносущности – этой неизучаемой тайны … Но в будущем веке упразднится такой порядок, потому что не один от другого будет принимать тогда откровение славы Божией, но каждому, по мере подвигов, будет дано непосредственно то, что он заслужил”.
Для святого Исаака созерцание Бога Является опытом приобщения к будущему веку, к Царству Небесному. Опыт этого Царства начинается в земной жизни и продолжается в будущем веке. Однако в земной жизни этого дара удостаиваются очень немногие – преимущественно подвижники и отшельники, отрекающиеся от мира: “Кто обладает им, тот уже более не интересуется миром сим и не привязан к телу своему. Дается же именно тем, о ком известно Богу, что им по истине подобает удаляться от мира сего к лучшей жизни. Возрастает же и пребывает эта благодать в них в отшельнической и уединенной их храмине”.
Таким образом, человеку, при известных условиях, несомненно, доступно познание проявлений Божественных совершенств. Вот что пишет по этому поводу преподобный Симеон Новый Богослов:
“Не говорите, что невозможно принять Божественный Дух,
Не говорите, что без Него возможно спастись,
Не говорите, что кто – нибудь причастен Ему, сам того не зная,
Не говорите, что Бог невидим людям,
Не говорите, что люди не видят Божественного света