ЧуднЫе люди из Хакасии, готовые часами слушать варганы, горловое пение и все, что исполняют в стиле "этно", провели минувший уик-энд в Шушенском на VIII Международном фестивале этнической музыки "Саянское кольцо". Неудачный его предшественник, опечаливший гостей дождливой погодой, высокими ценами и малоинтересной программой, отсеял добрую часть поклонников. И в этом году можно было видеть лишь меньшинство самых ярых из них оптимистов. Потому прежнего столпотворения и буйства пьяных весельчаков в фестивальной зоне особенно не наблюдалось. И если не считать криминальных эксцессов в палаточном городке, то "Кольцо" получилось тихим и относительно мирным.
Туалетно-криминальные
страсти
Обещанных ливней с 8 по 10 июля не было, если не считать легкого субботнего дождя после ночной дискотеки. К тому времени все уже расходились по палаткам и испорченности праздника ощутить не успели. Единственное, что огорчало в эти дни, – недостаток туалетов и неприятные в этой связи запахи вокруг стадиона, а также "золотые" ночевки под открытым небом – проживание в палаточном городке обошлось любителям "фестивалить" в 1000 рублей за сутки. Почему взвинтили такие цены, осталось неясным – огороженные лентой временные "домики", похоже, не охранялись, и двое туристов в один миг лишились велосипедов. Благо, милиция среагировала быстро и вернула пропажу хозяевам. На этом криминальные страсти на лоне природы не закончились. Ходили слухи, что в этом же городке убили человека. Правда, сенсация эта вроде не нашла подтверждения.
корреспонденту удалось избежать подобных неприятностей и изначально сделать разумный выбор в пользу лагеря "Журавленок", расположенного близ стадиона, где проходили главные мероприятия. За двое суток обитания в этом уютном местечке здесь попросили всего 400 рублей, предлагая условия, может быть даже, более комфортные, чем непосредственно в городке – в лагере были душевые, столовая и охранники. Да и сама атмосфера этого места располагала к романтике – то и дело здесь можно было видеть артистов в ярких этнонарядах, слушать импровизационные "концерты" и при этом устраивать пикники.
В ночь с пятницы на субботу со сцены лагерной танцплощадки слышался голос американца Энрике Сарайя, которого пригласили в наши края тувинские музыканты. Он оказался довольно простым человеком и так же, как и многие другие участники, ночевал в палатке. Появление слушателей на его неформальном концерте не заставило себя ждать. В скором времени полусонные жители палаток выходили на круглую площадку и подпевали гостю из США. Несколькими часами раньше на стадионе исполнитель предстал в совсем другом амплуа – в чудаковатой шляпе и дешевыми соломенными цветами в руках он выглядел крайне странно. Неблагозвучная фамилия Энрике стала предметом шуток фестивального ведущего, который долго допытывался, как же правильно звучит фамилия иностранного гостя.
– Сарайя? – переспросил шоумен.
– Нет, Сарайя, – ответил американец и ввел собеседника в окончательный ступор.
Музыка по слогам
Концертную эстафету Сарайя в пятницу подхватили специально приглашенные гости – Nina Nastasia (США) и "Las Balkanieras" (Германия – Босния – Хорватия – Россия), расслабив публику мелодичным кантри, а после – чумовой музыкой интернационального женского квартета, выступление которого завершилось этноджемом с участием ди-джея и разношерстных музыкантов, дополняющих клубную музыку живыми импровизациями, что сделало дискотеку неповторимой.
На следующий день жаждущие транса и зрелищ наслаждались концертами российской этнозвезды Сергея Старостина, тувинской группы "Yat-Kha" и украинской команды "Гайдамаки", которая зажгла даже далеких на первый взгляд от этники зрителей. Гарные хлопцы с таким чувством играли на сцене, что не влюбиться в украинскую музыку и исполняющих ее "гайдамаков" было невозможно.
Программа закрытия фестиваля обещала нечто большее и феерическое – выступление коллективов "Хуун-Хуур-Ту" (Россия, Тува), SAINKHO&GARLO JO и "Африканда" (Чад – Сенегал – Конго – Камерун – Гвинея), но нам удалось послушать лишь последний из них – во время дневного саунд-чека. Африканскую музыку в тот момент дополняли похожие ритмы на малой сцене, где проходил мастер-класс барабанной Игры разных народов.
– Сейчас мы коснемся африканских ритмов, и хорошо, что на большой сцене их не будут слышать, – шутил музыкант. – В Африке великое множество барабанов и разновидностей одного и того же ритма, этот континент подобен нашей стране, где очень много народностей и где жители соседних деревень говорят на разных языках. Сказать "африканец" равносильно тому, что сказать "русский". Представляете, какое там разнообразие! Африканцы дали основу практически всем современным ритмам. Но для них, как и для всех народов с коренной культурой – скажем, индийцев или арабов, свойственно исполнять ритмы слогами.
А слоги сливаются в фразы, с помощью которых и запоминаются эти ритмы: "бас – тун-тун – слэп, бас – тун-тун – слэп" и т.д. Музыканты считают, что это куда более действенный и быстрый способ восприятия по сравнению с нотным чтением, которое требует больше умственных движений. И с помощью фраз, как выяснилось, можно запоминать практически любую музыку.
– Ритмы востока, – продолжал рассказ барабанщик, – изначально предназначались для кочевья. Когда арабы начали вести оседлый образ жизни, эти ритмы стали служить аккомпанементом для танцев и песен. Что похоже на арабские ритмы? Это в первую очередь ритмы кавказской группы: армянские и грузинские ритмы. Помните фильм "Кин-Дза-Дза!". Скрипач Оганесович говорил: "Пити-пити-та, пити-пити-ту, пити-пити-та...". Это не что иное, как кавказский ритм.
Желая увидеть фестиваль во всем его разнообразии, этими познаниями о барабанных ритмах наш корреспондент решил ограничиться и отправился в "Юрту сказителей", где ансамбль горлового пения "Алтай Кай" исполнял героические повествования, а попутно его участники рассказывали о традициях родной земли. Оказывается, алтайские племена различались видами деятельности и служили прообразом современной социальной системы. Существовал, к примеру, род воинов, у которых в крови были соответствующие черты характера, и род чабанов, владеющих искусством взращивать и приумножать имеющийся скот.
Оказалось, что алтайский эпос (или по-другому "кай") – вовсе не развлечение. Нередко он представляет собой священнодейство, которое сопровождается обращением к хозяевам гор, рек и земли:
– В своем исполнении я просил хозяина земли дать сидящим вокруг людям здоровья, счастья и красивого разрешения нашего выступления, а реки Енисей – дать нам силы, – расшифровал музыкальную композицию руководитель группы Урмат Ынтаев.
Тувинский игил спасла пятиконечная звезда
Ансамбль "Алтай Кай" представляет собой семейный клан, в который попали представители одного рода. Руководитель ансамбля собрал под свое крыло племянников, старший из которых – Амыр Акчин – исполнял эпос длиною в 7738 строк и в 2008 году стал лучшим кайчы (исполнителем "кай") Республики Алтай. А искусство это дорогого стоит, поскольку из 300 документированных эпосов лишь 60 записаны на пластинки и только один вышел в печать объемом в 36 томов. Кажется, такой огромный текст выучить невозможно, но алтайцам это удается. Даже 10-летние дети выдают за раз по несколько тысяч строк.
Интересной полемикой закончились рассуждения Урмата о влиянии коммунистов на алтайскую культуру. Присутствующий в юрте тувинский исполнитель сказал, что, в отличие от алтайцев, тувинцы не брали русские имена и фамилии с окончанием -ов и -ев.
– Тува к России присоединилась в 1944 году, а мы вошли в состав в России 250 лет назад, – парировал главный выступающий. – Мы могли вообще исчезнуть! Сегодня у нас лишь 60 тысяч алтайцев, это 30 процентов всего населения. Конечно, мы стараемся сохранить свою культуру, искусство. Но при коммунизме много исчезло, горловое пение как вид искусства вообще начали уничтожать, истребляя и раскулачивая кайчи и шаманов. Эти люди считались особо уважаемыми, и им было принято преподносить ценные дары. В честь кайчы резали коней и проводили праздники, шаманам для жертвоприношений приносили лошадей, коммунисты считали, что они ничего не делают и, пользуясь своим положением, обманывают людей.
– А в Туве при коммунизме люди играли на национальных инструментах и исполняли "хоомей" (горловое пение – прим. авт.), – продолжал говорить о своей родине его оппонент. – Просто тувинцы немножко хитрили и рисовали на корпусе инструмента звезду или надпись "СССР". Партийные работники принимали его за свой и давали разрешение исполнять такую музыку.
В этот момент в юрте послышался смех, а Урмат Ынтаев с улыбкой добавил:
– Вот видите как! Хочешь жить – умей вертеться!
Не менее познавательные беседы в юрте вели, наверное, и гости из Якутии, но мне их удалось "поймать" уже на выходе из круглого дома. Руководитель фольклорного ансамбля "Сэргэ" и победитель прошлого "саянского" фестиваля в номинации "Сохранение традиций" Дария Попова рассказала о технике пения "кылыгах", которая является своеобразной окраской якутского голоса. Якутские песни в основном поются акапельно, и этот призвук естественно рождает голос певца. Во время выступления исполнители используют только голос, и в этом заключается главная сложность используемой техники. Овладеть ей можно только при наличии природных данных. Но легче всего, по словам Дарьи Поповой, она дается тем, кто владеет якутским языком. Рассказывая о национальном искусстве, руководитель ансамбля поделилась впечатлениями о фестивале, который она считает едва ли не своей родиной:
– Каждый год нас тянет сюда словно к себе домой, на родину! В свое время коллектив, куда вошли и мои ученики, получил здесь гран-при, и этот успех дал нам крылья. С тех пор мы гастролируем по всему миру. Здесь мы всегда находим общение с близкими по духу людьми, с музыкантами, всегда встречаем горячий прием публики. Фестиваль отличает хорошая атмосфера, потрясающий звук и многоцветие, многоликость, многоголосость российской культуры, а также разных стран мира. В Якутии подобных фестивалей нет. У нас проводится национальный праздник белого изобилия "Ысэх" (буквально означает "брызгать"), который наши предки отмечали в день летнего солнцестояния. Это праздник единения с природой, праздник благодарности за эту жизнь, праздник единения разных поколений, племен. В этот день все совершают обряд кумысопития, обряд благословления и встречи солнца, когда тысячи людей объединяются в огромном хороводном танце. Можно сказать, что это танец торжества жизни, который призывает всех идти, взявшись за руки, и тем самым поддерживать друг друга.
Можно сказать, что такую миссию несет и "Саянское кольцо", объединяя музыкантов всего мира и сохраняя еще не умершие национальные традиции. Дай бог организаторам сохранить и сам фестиваль, который уже сейчас испытывает трудности и планирует взять "отпуск" в следующем году.