При представлении галереи картин художника Виталия Ермолаева в технике INNER LIGHT возникает проблема, которая не существует для зрителей, находящихся в зале перед лицом этих произведений. «Называя все по имени, отнимаешь аромат у живого цветка», – приблизительно так обозначил Александр Блок сходную проблему. Она – в названии картин. Естественно, что созданное художником необходимо назвать, чтобы обозначить смыслы. А если это – абстракция, дав название которой, ограничиваешь свободу восприятия и ассоциаций зрителя? Поэтому в зале, где выставлены картины в технике INNER LIGHT, нет названия картин, и зрителям они чаще всего не нужны.
Вспоминается, как одна зрительница, долго стоявшая перед картиной, спросила: «Как она называется?» Ей сказали название, которое тоже было дано по первой ассоциации. На что она возмущенно ответила: «Вы мне все испортили!» Естественно, женщина была права, поскольку для нее гораздо важнее были ее собственные впечатления и переживания от увиденного произведения искусства.
Любую тему художник использует как повод, чтобы говорить о своем, сокровенном, несмотря на то, что основные мотивы человеческого мышления «архитипичны», абсолютно незыблемы и фактически неизменны на протяжении всей истории человечества. В том и суть творчества, что каждый художник заново прочитывает неисчерпаемый смысл образов культуры прошлого и настоящего. Но справедливо и то, что художник, хоть и существует в реальном мире современности, всегда вырывается за ее пределы.
Светящиеся и меняющиеся от освещения картины художника Виталия Ермолаева в технике INNER LIGHT дают зрителю эмоциональный толчок для ассоциативного разбега духовной деятельности и самопознания. Мы становимся свидетелями появления нового современного языка общения через созданное современными средствами произведение искусства. Быть может, в этом общении с неограниченной свободой ассоциаций заключены бесконечные резервы прорыва в высочайшие сферы самопереживания и самосознания? Не секрет, что зрители часто плачут у этих картин, просят оставить их одних.
Парадокс в том, что чем более абстрактны символы в этих картинах, чем более отстранены они от мирского, тем более мощный толчок и наибольшую свободу для воображения получает зритель.
Поэтому так сложно давать название работам Виталия Ермолаева.
Представленная сегодня картина имеет два названия: «Золотая планета» и «Кульминация».
Может быть, читатель предложит свое название?
Картины В. Ермолаева вы можете увидеть в Юрмале в АRT Rezidence INNER LIGHT по адресу: Майори, улица Омнибуса, 19. Телефон: 9628517, 7871937. jermolajev.lv . E-mail: artrez2@inbox.lv