Константин Август — кафолической Никомидийской Церкви.
Вы все, возлюбленные братья по благодати Господа Бога, Спасителя нашего Христа, хорошо знаете, что есть Отец и Сын Отец безначален, бесконечен Отец настоящего века Христос же, Сын Божий, Творец всего, причина нашего бессмертия, родился, как учит исповедуемая нами вера, принял тело, с тем, чтобы явить свою силу и уничтожить грех, происшедший от дьявола, избавить род человеческий от погибели, неведению дать новое учение веры, очистить недостойные ума мысли, укротить ярость смерти и возвестить людям надежду бессмертия. При всех сих благах я особенно радуюсь обновлению вселенной. Поистине удивительно, что столько народов, о которых прежде говорили как о неведущих Бога, приведены к единомыслию и согласию в вере. Но каким образом народы будут познавать то, что мы сделали предметом любопрения? Понимаете конечно, возлюбленные братья, что я обвиняю нас самих. Мы христиане и разногласим увлекаемые жалкой страстью. Такова ли самая вера наша? Таково ли учение Святейшего Закона? Откуда же выродилось настоящее зло? Кто научил этому столь незлобивый народ? Не кто другой как союзник тиранской жестокости Евсевий, ибо можно видеть из многого, что он всегда был на стороне тирана об этом свидетельствует убиение епископов — и епископов истинных, об этом же громко вопиет и жесточайшее гонение на христиан. Я уже не говорю теперь о нанесенных мне лично оскорблениях, через которые скопища противников имели весьма много успехов. Он даже подсылал ко мне соглядатаев и подавал тирану, чуть ли не вооруженную помощь. Да не подумает кто-либо, будто я не могу доказать этого. Верное доказательство — то, что мной, как известно, явно схвачены были преданные Евсевию пресвитеры и дьяконы. Но я оставляю это не негодование движет моими устами, а желание пристыдить их. Того только боюсь, о том только беспокоюсь, что они и вас, вижу, сделали участниками в преступлении, ибо через наставление и превратное учение Евсевия ваши мысли стали чуждыми истины. Впрочем, вы не замедлите исцелиться, если, приняв ныне епископа верного и неукоризненного, будете взирать на Бога. Теперь это в вашей власти, да и прежде должно было бы зависеть от вашего суда, если бы вышеупомянутый Евсевий при содействии людей, в то время сильных, не пришел сюда и бесстыдно не расстроил надлежащего порядка. Но так как об этом Евсевий нужно поговорить с вашей любовью, то ваше незлобие пусть припомнит себе бывший в городе Никее Собор, на котором я и сам присутствовал, не имея в мыслях ничего другого, кроме желания привести всех к согласию, прежде же всего обличить и отстранить зло, получившее начало от безумия Ария Александрийского и усиленное нелепой и пагубной ревностью Евсевия. Этот самый Евсевий, возлюбленнейшие, с каким, вообразите, усилием, будучи побеждаем собственной совестью, и с каким бесстыдством защищал отовсюду опровергнутую ложь. То подсылал он ко мне различных ходатаев за себя, то сам просил какого либо с моей стороны содействия, чтобы ему, обличаемому в столь важном преступлении, не лишиться своей чести. В этом свидетельствуюсь самим Богом, который милостив ко мне и к вам. А что Евсевий обошел и низко обманул даже меня, вы сейчас узнаете. Тогда все сделалось по его желанию, хотя в душе своей таил он всякого рода зло. Не говоря о других бесчестных его поступках, прошу вас выслушать особенно то, что сделал он вместе с сообщником своего безумия, Феогнисом. Я приказал выслать сюда из Александрии некоторых, отпавших от нашей веры, потому что через их происки разгоралось пламя вражды. Но упомянутые честные епископы, по милости Собора, однажды пощаженные ввиду покаяния, не только приняли их и дали им у себя безопасный приют, но и стали разделять с ними злые их намерения. Посему с этими неблагодарными я определил поступить так приказал взять их и сослать в самые отдаленные места. Теперь ваше дело обратиться к Богу с той верой, в которой как известно, вы всегда жили, и по этой вере, живя правильно, поступать так, чтобы мы радовались, имея епископов неукоризненных, православных и человеколюбивых. А кто осмелится вспоминать о тех губителях или неосмотрительно хвалить их, тот в своей дерзости немедленно будет обуздан властью служителя Божия, то есть моей Бог да сохранит вас, возлюбленные братья!