Во вторник, 2 августа, десантники отмечали 81-ю годовщину Воздушно-десантных войск. Уж так исторически сложилось, что этот праздник многим горожанам чем-то напоминает комендантский час. А если быть точнее – комендантские сутки. Оттого добрая половина абаканцев, а чаще – гостей хакасской столицы, в день, когда десантники "гудят", стараются лишний раз некоторым подвыпившим представителям элиты российской армии на глаза не попадаться.
Во избежание неприятных эксцессов в Абакане во вторник были закрыты китайский и центральный рынки. Если с первым все ясно: продавцы и покупатели еще не забыли прошлогоднюю "бойню", то руководство второго просто перенесло с понедельника на вторник санитарный день. Хотя горожанам сразу стало ясно – служба безопасности таким образом просто перестраховалась.
К тому же, по словам продавцов, в былые годы пьяные десантники и здесь "разоряли" торговые ряды: раскидывали одежду, мерили ее на себя и даже уносили домой, естественно, не заплатив. Наибольший урон в этот день наносится торговцам с южной внешностью. Так, в отделах с фруктами изымаются арбузы, дыни, персики и прочие витаминосодержщие штучки.
– В прошлом году парни, служившие в ВДВ, требовали, чтобы мы им отдали бесплатно нашу продукцию, – на ломаном русском рассказывает нашему корреспонденту хозяин популярной на центральном рынке чебуречной. – Но мы им ничего не дали, поэтому пришлось даже подраться. А вы в День десантника будете работать? Приходите сюда, сами все увидите.
Впрочем, далеко не все представители "крылатой пехоты" способны на такое. Для многих носить голубой берет и тельняшку – большая честь. И, как говорят они сами, позорить мундир не будут ни за что.
Убедиться в этом можно было уже в полдень в абаканском Парке Победы, куда "крылатая пехота" начала подтягиваться с раннего утра. То ли так принято, то ли вышло на этот раз, но площадь около Вечного огня была условно разделена на две зоны: с одной стороны братались ветераны ВДВ, с другой – веселились молодые десантники. Люди более старшего призыва большей своей частью – в гражданском. Конечно, были и те, у кого на голове красовалась аккуратная беретка. Но, в отличие от своих более юных коллег по службе, они не позировали перед камерами с алкоголем и не заставляли редких прохожих вздрагивать от бешеных криков: "За ВДВ!".
Молодые же десантники в свой праздник "оторвались" на полную катушку. Уже к началу митинга некоторые представители "крылатой пехоты", в прямом смысле слова, летали по площади. Были даже очень "уставшие", которые сладко почивали под сенью деревьев. Но все-таки большинство, если не твердо, то довольно уверенно, стояли на ногах.
–Алло, сынок, ты где? – спрашивала пожилая женщина, стоявшая рядом. – Я в парке, жду тебя. С кем ты там? Ты уж подойди ко мне, я заберу у тебя документы, а то еще потеряешь. Ага, знаю я тебя...
Через некоторое время эта женщина все-таки "выловила" свою великовозрастную детину с бутылочкой пива в руке. Покачиваясь, сынок (лет так за 35) пытался обнять свою родительницу, которая в это время ловко "орудовала" по его карманам в поисках паспорта.
Тем временем десантники все подтягивались: кто – пешком, с женой и детишками, кто-то – с флагом на плече в компании боевых товарищей, кто-то – с девушками и парашютом, ставшим за годы службы родным.
По мере того, как все больше скамеек превращалось в барные стойки, народ становился общительнее. Если несколько минут назад люди в тельняшках и голубых беретах отворачивались от объективов камер и фотоаппаратов, то после очередной дозы веселящей жидкости позировали без стеснения.
Отстояв митинг под пристальным взглядом нескольких десятков полицейских, выслушав поздравления и получив грамоты, элита армии потихоньку рассредоточилась по разным концам Абакана.
На несколько часов в городе воцарилось относительное затишье. Однако чем ниже опускалось к горизонту солнце, тем больше разгорался праздник. К закату проспект Ленина, Парк Победы и прилегающие к нему территории были заполнены не совсем трезвыми десантниками. Как правило, в возрасте от 20 до 30 лет. По проспекту Ленина начались гонки на автомобилях, из которых, высовываясь по пояс в окна, орали уже совсем неадекватные товарищи. Назвать их элитой армии язык уже не поворачивался. Да и сами они лыка не вязали. До поздней ночи центр города оглашали автомобильные гудки и пьяные крики разгулявшихся десантников. Полицейские патрули вроде и пытались наводить порядок, но думается, что, если бы, к примеру, свой праздник столь бурно отмечали какие-нибудь работники культуры, то действия их были бы более решительными.
Впрочем, судя по полицейским сводкам, все прошло довольно спокойно, если не считать стрельбу между двумя десантниками и продавцом чебуречной.
Ирина НИЧКОВА
СКАЗАНО!
Александр Давыдович, призывался в 1978 году:
– Этот праздник для меня символизирует юность, молодость и лучшие годы жизни. ВДВ – это навсегда. Наш лозунг "Никто, кроме нас" был, есть и останется. Люди остерегаются десантников из-за нашей свободолюбивой натуры. Не бойтесь нас! Мы никого в обиду не дадим!
Денис, 2008-2009 годы:
– Настоящий ВДВшник – это тот, кто прыгает с парашютом, обладает выносливостью и готов выстоять до самого конца. Поведение десантника зависит от него самого. Если он дерется, ругается матом, то это не значит, что все мы такие.
Николай, 1993-1995 годы:
– Сегодня молодые десантники возвышают наши элитные войска выше всего на свете и считают себя невероятно крутыми. Этим они позорят нас. Нам, взрослым, гораздо проще сесть потихоньку, отметить, отдохнуть, без дебошей. Я даже не понимаю, почему закрываются рынки и люди нас боятся. Конечно, некоторые личности ведут себя ужасно. Но, поверьте, не все мы такие плохие, как вы думаете. Настоящий десантник никогда не обидит ни ребенка, ни женщину. Да и вообще, хулиганить он не будет.