Пост, по учению святых отцов, есть необходимое условие благочестивой подвижнической жизни; так что христианин, нарушая его, отрекается тем от самого подвижничества, которое на языке святых отцов вообще называется постничеством. Святые отцы наблюдали крайне воздержание во время принятия пищи, в составе ее, в качестве и в количестве. Вот несколько примеров: “Святой Савин, сирийский подвижник, питался мукой, смоченной водой, да и то уже заплесневелой. Преподобный Маркион Халкидский питался одним хлебом (четверть фунта в день), и от такой меры у него каждый день были еще остатки. Настоятель Коринфской обители Евсевий сам принимал пищу через 3-4 дня, а сожителям позволял принимать через день; Симеон же Ветхий мог быть без пищи целую неделю. Обыкновенный образ жизни святого Макария Александрийского был такой же – поститься по целой неделе. Многие из святых в подражание Самому Господу проводили без пищи и пития всю святую Четыредесятницу”.
Преподобный Исаак считает пост “основанием всех добродетелей”. Объядение и пьянство вводят человека по душе и телу в плотское состояние, напротив того пост вводит христианина в состояние духовное: “Пост – ограждение всякой добродетели, начало подвига, венец воздержанных, красота девства, и святыни, светлость целомудрия, начало христианского пути, матерь молитвы, источник целомудрия и разума, учитель безмолвия, предшественник всех добрых дел”.
В 21 – ом Слове преподобный Исаак теме поста уделяет целую главу. Истинный пост, согласно его учению, полагает свою печать на все внешнее и внутреннее поведение подвижника: “Как скоро начнет кто поститься, - описывает преподобный Исаак, - вожделевает ум с этого времени умом своим прийти в вожделение собеседования с Богом. Ибо тело постящегося не терпит того, чтобы целую ночь проспать на постели своей. Когда на уста человеку налагается печать постов, тогда помысл его поучается в умилении, сердце его источает молитву, на лице у него грусть, и срамные помыслы далеки от него, не видно веселости в очах его, враг он похотений и суетных бесед. Никто никогда не видел, чтобы рассудительный постник стал рабом худого вожделения”.
Для преподобного Исаака пост – это сокрушительное оружие против падших духов: “Итак скоро диавол видит это оружие на ком – нибудь из людей, тотчас приходит в страх сей противник и мучитель … какое оружие сильнее этого? И что придает столько смелости сердцу в борьбе с духами злобы, как алчба ради Христа”.
Но пост действует лишь тогда, когда сопряжена ему другая великая добродетель – молитва: “Сей род – сказал Господь своим Апостолам о духах злобы – ничимже может изыти, токмо молитвою и постом (Мк. 9, 29). “Чудное совокупление поста с молитвой? Молитва – бессильна, если не основана на посте, и пост – бесплоден, если на нем не создана молитва” – говорит святитель Игнатий Брянчанинов.
Причина действия поста на духов злобы заключается в его сильном действии на наш собственный дух: “Обличенный в Оружие поста во всякое время распаляется ревность. – Учит преподобный Исаак. – Ибо и ревнитель Илия, когда возревновал о законе Божием, пребывал в сем деле – в посте. Пост стяжавшему его напоминает о заповеди Духа … Кто нерадит о посте, тот ив других подвигах расслаблен, нерадив, немощен, показывает тем начало, и худой признак расслабления души своей … Кто пребывает в нем, у того ум непоколебим и готов встретить и отразить все лютые страсти”. Святитель Игнатий Брянчанинов, как бы делая вывод из слов преподобного Исаака, говорит: “Укрощенное постом тело доставляет человеческому духу свободу, силу, трезвенность, чистоту, тонкость. Только в таком настроении дух наш может противостать невидимым врагам своим”.
Многие и разнообразные блага доставляет подвижнику святой, благоразумный, истинный пост. Святой Исаак, восхваляя постников, пишет: “На трапезе среди постящихся, освящая их, возлежит Возлюбленный, и горечь злострадания их претворяет в неисповедимую сладость Свою; духовные же и небесные служители Его осеняют их и святые их яства. И я знаю одного из братий, который ясно видел это собственными глазами. Блажен, кто заградил себе уста от всякого сластолюбия, отлучающего его от Создателя! ”.