Для святителя Григория верить в Божество Святого Духа означает доверять слову Евангелия, где Сам Господь наш говорил о Духе, что «Он придет, Дух истины,… наставит вас на всякую истину…» (Ин. 16, 13) и в другом месте Он посылает учеников крестить «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28, 19). Выше было показано, какие аргументы использовал святитель Григорий Богослов в пользу признания Божества Святого Духа, а также говорилось о том, что благодаря «посланничеству в мир Святого Духа происходит «обожение человека, причащение человека «Божественному естеству» (2 Пет. 1, 4).
Остается указать какими личностными (ипостасными) характеристиками обладал Господь Дух Святой. Святитель Григорий предпочитает именовать то качество каким обладает Святой Дух – как исхождение. Однако, исхождение - это ни что иное как апофатическое имя.
«…Что же есть исхождение? Объясни ты мне нерожденность Отца; тогда и я отважусь естествословить о рождении Сына и исхождении Духа, тогда, проникнув в тайны Божии, оба мы придем в изумление, - мы, которые не можем видеть у себя под ногами, и исчесть песка морского и капли дождевые и дым века (Сир. 1, 2), не только что вдаваться в глубины Божии и судить об естестве столько неизглаголанном и неизъяснимом».
Дух святой обладает Божественной Сущностью (греч. ?????) в той же мере, в какой ей обладают Бог Отец и Бог Сын. «Каждое из них (из Лиц Божества - А. С. ), по тождеству сущности и силы, имеет такое же единство с Соединенным, как и с самим Собою». Святитель Григорий считает, что Божество, если в нем нет Святого (святости), является несовершенным Божеством. «Не достает ли чего-то Божеству, если нет в нем Святого. А как иметь Святое, не имея Духа? Если же есть иная святость, кроме Духа, - пусть скажут, что должно под нею разуметь. А если это та самая святость, то может ли она не быть безначальной? Или лучше для Бога быть когда-то несовершенным и без Духа?»
Для святителя Григория Божественность Святого Духа подтверждается Божественностью Его Даров. Об этом прекрасно сказал святитель Василий Великий. Он (Святой Дух) «…обновляет тварь, претворяет тление в нетление, соделывает нас новой тварью, пребывающей вечно…Божеский Дух всегда окончательно совершает все происходящее от Бога через Сына, как в новой твари, о которой говорится: аще кто во Христе, новая тварь (2 Кор. 3, 17)». Но по слову протоиерея Г. Флоровского, для святителя Григория Богослова это «состязательный» или «полемический» метод, педагогика. Божество Святого Духа святитель Григорий переживает на опыте, через созерцания Святой Троицы, «из истины Троичности открывается непосредственно единосущие Духа».
«Я еще не начал думать о Единице, как Троица озаряет меня своим сиянием. Едва я начал думать о Трех представляется мне, я думаю, что это целое, до того мой взор заполнен Им, а остальное ускользает от меня; ибо в моем уме, слишком ограниченном, чтобы понять Одного, не имеется больше места для остального. Когда я соединяю Трех в одной и той же мысли, я вижу единый светоч, но не могу разделить или рассмотреть соединенного света».
То, что здесь описывается святителем Григорием Богословом не есть видение Бога или спекулятивное размышление о Нем, это, скорее «размышление о Троице, «привитое» к созерцанию, интеллектуальное откровение в таком свете, который превосходит разумение».
Единство Божества, о котором говорит святитель Григорий, «основано не только на единосущии, но и на монархии (единоначалии) Отца, и это означает, что личное единство Отца, Сына и Духа имеет источник в Отце. Это отнюдь не нарушает божественного равенства Лиц, потому что означает ипостасную подчиненность (Отец причина рождения Сына и исхождения Духа), а не природную (по сущности). Он настаивает и желает, чтобы всякий кто ему друг «чтил Бога Отца, Бога Сына, Бога Духа Святого, три личности, единое Божество, нераздельное в слове, чести, сущности и царстве…»