Иногда кажется, этого человека я знаю бог его знает сколько времени. Да и не я один. Потому что без Эдуарда Суреновича Вартанова, его стихов и романсов, песен редко обходятся праздники в различных культурных обществах, встречи в Русской общине, в ветеранских организациях, на многих концертах рижских бардов... А его сольные программы уже давно пользуются заслуженным успехом. А 30 сентября в концертном зале «Аве сол» состоялся юбилейный вечер поющего поэта «Зачем пришел я в этот мир?», посвященный его 70-летию.
На этот вопрос Эдуард отвечает всю свою жизнь. А она складывалась у него непросто. Родился в Пятигорске, городе, обладающем, и в этом убежден не только он, особой аурой. Отец имел трехклассное церковно-приходское образование, но был интеллигентом от рождения. На дальнейшую судьбу Эдуарда в немалой степени повлияло военное детство. Его родной городок полгода был оккупирован немецко-фашистскими войсками, и шестилетний мальчишка навсегда запомнил то время. А позже и стихотворение написал об этом.
Август месяц. Год 42-й.
Созревают кисти винограда.
Сдан без боя город
мой родной,
Немцы рвутся
к стенам Сталинграда.
Мне в ту пору шесть
неполных лет,
Но я знаю – нас сильнее нету.
Я гляжу солдатам
нашим вслед,
Уносящим
в «скатках» веру эту.
– Я видел это отступление усталых, раненых советских солдат, – рассказывает он. – Люди стояли вдоль дороги, и многие не скрывали слез. Отец у меня инвалид, взял и высказал полицаю все, что о нем думал. Пришлось около месяца прятать его от облав. Немцы бежали из Пятигорска стремительно, без боя, в снежную пургу, и утром 11 января 43-го в город вошли наши.
Дядя у него был военным летчиком, и Эдуард тоже мечтал стать им. Но подкачало Здоровье. А через год срочной службы в Советской армии был призыв в училище, и его как отличника зачислили на первый курс. Спустя годы была учеба и в Риге, в высшем военном училище им. Бирюзова. Помотало его по Союзу, служил и в Германии. Уволился в запас в 50 лет. Четыре года поработал на ВЭФе инженером, старшим инженером, затем – в Госстандарте.
– Вроде обычная биография. И вдруг – какое-то открытие своего второго «я», – интересуюсь у собеседника.
– Иногда на встречах, особенно в начале моей творческой биографии, часто задавали вопрос: как же так, вы бывший военный, а пишете стихи? Поначалу это было смешно, потом стало сердить.
– Не сердитесь, но нечто подобное хотел спросить и я.
– Пожалуйста. Отец, родом из Нагорного Карабаха, но говорил по-русски почти без акцента, профессионально играл на мандолине, рисовал. Собрал огромную библиотеку русской и иностранной классики. Была у нас и большая фонотека, а в ней и пластинки эстрадных и оперных певцов – Михайлов, Обухова, Лемешев, Александрович, Вадим Козин, у которого я учился романсу. А мама, дочь русского и украинки, прекрасно пела. Кстати, учился я читать по книгам Александра Сергеевича Пушкина. Поэтому я с детства в музыке, «петь» начал с двух лет. Позже был запевалой в школьном хоре и в музшколе, где учился по классу аккордеона. Потом случилась болезнь, и я три месяца не разговаривал. В результате потерял голос.
А вот с поэзией иная история. Всю жизнь баловался пародиями на чужие стихи и известные песни. В репертуаре у меня было порядка 10 известных исполнителей: Утесов, Бейбутов, Пьеха и другие. Особенно хорошо получались пародии на Утесова. Случалось, что после концерта прибегали за кулисы с вопросом: «Где вы такую пластинку достали?» А как-то раз в ресторане «Рига» мы с женой отмечали свою серебряную свадьбу. Я спел пародии на нескольких певцов, причем без аккомпанемента. Так все посетители собрались. В последний раз я исполнил пародии в 1992 году.
– А когда же встретились с гитарой?
– Игре на этом инструменте начал учиться в Германии где-то в 1976–77 годах. У нас был прекрасный настройщик из Берлина, который и показал мне первые аккорды. Я привез плохонькую гитару и стал осваивать. Вот тогда стал и в пение возвращаться, правда, среди друзей. Опять потянуло к романсу. Почувствовал, что вновь начинаю петь.
Как он признается, никогда не думал, что может всерьез заняться поэзией. Но в 1982 году приехал в очередной раз на родину. Стояло замечательное лето. И очень много времени проводил в прогулках в окрестностях Машука. А когда вернулся, непонятно откуда нахлынуло желание изложить все на бумаге. Впечатления вылились в стихи.
– Так продолжалось года два, – рассказывает Эдуард. – Причем не писал, а записывал стихи, словно кто-то диктовал мне. В 1984-м этим странным состоянием поделился со своим другом. Он познакомил меня со своим приемным сыном Димой Каменевым, работавшим редактором газеты «Советская молодежь». Тот просмотрел стихи и направил к литконсультанту «Молодежки» поэтессе Ольге Николаевой. Принес я ей стопочку своих произведений. Она прочитала, выбрала шесть или семь и сказала: «Вот это – стихи. А над остальным надо работать и работать». Отобранные ею потом стали моими песнями.
Вскоре на страницах «Молодежки» появилось первое стихотворение Вартанова. И почти в это же время ему позвонила завотделом культуры Латвийского ТВ Яковлева, которая свела его с композитором Альбертом Масилюном. За несколько лет появилось немало песен, романсов. Их исполняли Павел Пожиленков, Владимир Смирнов, солисты филармонии. А с 1989 г. Вартанов начал и сам выступать как поэт и даже исполнять песни военных лет, затем рискнул включить в программу старинные романсы.
Со стихами он ходил в студию поэта Ильи Дроздова, подружился с поэтом Валдисом Руйя. Казалось, все идет как надо. Но на авторскую программу он не решался – слишком высокую планку установил для себя и считал, что еще рано.
Помог случай. Одна из солисток Пятигорского театра оперетты, которой понравился его романс «Воздушный поцелуй», попросила написать для стихов музыку. Долго отказывался, а потом взял гитару, несколько аккордов и пошла мелодия! Кстати, этот романс исполняла в одном из спектаклей и артистка Рижского русского театра им.
М. Чехова Нина Незнамова.
И романсы пошли один за другим. Показал их Ольге Пирагс, Александру Петрову из Клуба авторской песни. Они его поддержали. Потом жизнь свела с Анатолием Савченко, который спел романс Эдуарда Вартанова в концертном зале «Аве сол».
– А потом свои романсы я стал петь сам. Однажды меня услышала журналистка Латвийского радио Светлана Видякина и взяла первое музыкальное интервью. Затем было участие в передачах ее коллег Татьяны Мыслевич, Татьяны Зандерсон. И в том же
1994 г. мне помогли выпустить музыкальный нотный сборник, куда вошли 15 романсов.
Вскоре возникла творческая группа в составе поэтессы Людмилы Зайко, гитариста Вадима Гейко и Эдуарда Вартанова. Они объездили с концертами множество школ, санаториев. Через год Эдуард в РОЛе создал уже свой небольшой коллектив, куда вошли Татьяна Березина, Антонина Емельянова.
На юбилее знаменитого рижского тенора Сокольского Эдуард Суренович впервые увидел известную российскую певицу Аллу Баянову. Познакомился с ней уже на ее концерте в Риге в 1988 г. Она оставила ему автографы на своих пластинках. А когда в 1994 г. оказался в Москве, с трудом нашел ее телефон, созвонился. С неменьшим трудом договорился о встрече. Буквально уговорил послушать несколько своих романсов. Но отведенные для рандеву 20 минут растянулись почти на час. Покидал квартиру певицы окрыленным.
Потом была работа с известным рижским бардом Александром Бекназаровым. Состоялся их первый концерт, была записана первая кассета. Вскоре дуэт «БАРЭВ» (символическое совпадение – такое слово в армянском языке означает «здравствуй», хотя в название вошли инициалы обоих исполнителей плюс Р – ретро) стал известен не только в Риге. Были созданы две программы: «Между прошлым и будущим» из песен и романсов прошлых лет, и авторская. Затем было творческое содружество с актером Аркадием Астровым, режиссером молодежного театра «Камертон» Людмилой Станчик, гитаристами Александром Артамоновым, Вячеславом Солдатенковым и Никитой Кошелевым, в результате которого появились новые программы.
Уверены, еще не раз нам представится возможность встретиться с талантом Эдуарда Вартанова, поющего поэта, который своей жизнью доказал, что войти в искусство никогда не поздно!
Эдуард ВАРТАНОВ. Член Союза писателей России, член Русской писательской организации Латвии, член Клуба авторской песни, дипломант (третья премия) Всероссийского литературного конкурса 1988 г., председателем жюри которого был Лев Ошанин, является автором пяти поэтических сборников, шести компакт-дисков, одного нотного издания. Он часто выступает с благотворительными концертами как в Латвии, так и за рубежом. Эдуард Вартанов – автор музыки и романсов к спектаклям Рижского театра русской драмы «Французские страсти на подмосковной даче» по пьесе Л. Разумовской и «Вешние воды» по роману И. С. Тургенева. В его репертуаре три авторские программы: «Романс уходящего века», «Романс о любимой», «Некрасивых женщин не бывает». А также программы «Между прошлым и будущим» (песни и романсы прошлых лет), «Осень. Прозрачное утро» (из репертуара Вадима Козина), «В этом мире я только прохожий» (на стихи Сергея Есенина) и «Эх, путь-дорожка фронтовая» (песни фронтовых лет).