Глобализация: положительные и отрицательные стороны.
Когда космонавты возвращаются из полета, все они говорят о том, как красива Земля, если смотреть на нее с космических высот, и в то же время какой маленькой она кажется оттуда. Да, наша планета, в сущности, не так уж велика, и к началу нашего XXI века люди стали осознавать это все больше и больше. Современный человек смотрит по телевидению прямую трансляцию открытия Олимпийских игр в Афинах, общается с иностранным коллегой в Интернете, утром вылетает на самолете из Москвы и ужинает уже в Нью-Йорке. Для сегодняшнего мироустройства характерно не только интенсивное развитие информационных и транспортных сетей. Налицо множество признаков экономической взаимозависимости людей в разных странах, организаций, в которых они работают или учатся. Так, бюджет рядовой российской семьи зависит от конъектуры мировых цен на нефть, от политики Международного валютного фонда, от инвестиционной стратегии транснациональных корпораций в отношении сырьевой периферии, от позиции крупных финансовых игроков на мировом рынке и еще от ряда других факторов, называемых глобальными. В настоящее время термин «глобализация» все шире используется в лексиконе политиков, финансистов, ученых, публицистов, отмечающих новый этап мирового развития. Они говорят о «глобализационных процессах», «прогрессирующей глобализации», «едином глобальном пространстве» … Явление глобализации имеет и сторонников, и противников. Первые воздают ей хвалу, делая акцент на ее преимуществах для человечества, вторые, наоборот, передают ее анафеме, доходя порой до демонстраций и экстремистских выступлений.
Что же такое глобализация? Каково содержание этого понятия? Какие процессы лежат в основе данного явления?
В энциклопедических словарях термин «глобализация» отсутствует до 90-х годов. По мнению А. Л. Свеницкого, его ввел в научный оборот американский экономист Р. Робертсон. В учебнике по политологии дается следующее определение: «Глобализация – это охват экономическими, политическими, социальными и культурными взаимоотношениями всего человеческого сообщества». Самым общим образом глобализацию можно определить как «растущую взаимозависимость всех компонентов мирового сообщества, а глобализм соответственно – новый взгляд на мир как на единое целое». Рост транснациональных корпораций, всемирное расширение рынков сбыта, уменьшение суверенитета ряда стран (например, создание Европейского Союза), развитие глобальной военной системы (расширение НАТО), появление таких международных политических организаций, как Лига Наций и ООН, распространение глобальных политических движений (таких, например, как марксизм), осознание глобального экологического кризиса, появление всемирной информационной системы на основе спутниковой связи, мировые чемпионаты по различным видам спорта, развитие туризма во всем мире – вот наиболее зримые черты глобализации, которые приобрел наш мир в XX, уже прошлом, веке. Как отмечается в последнем издании Оксфордского социологического словаря, «на планете, где одна и та же модель спортивных принадлежностей (например, кроссовки) производится и продается на всех континентах, где можно отправить и получить сообщение по электронной почте из глубины лесов Бразилии, съесть гамбургер из «Макдональдса» в Москве, который является точно таким же, как в Манчестере, и заплатить за все это, используя кредитную карточку «Мастеркард», связанную со счетом в банке Мадраса, действительно, мир оказывается все больше и больше «глобализированным»».
Фундаментальными процессами, формирующими глобальную систему, являются экономические. Большие транснациональные компании осуществляли свою деятельность во многих странах в течение XX века, но только в 70-е годы они начали экспансию и интеграцию своего производства в глобальном масштабе. До этого производственные операции, вплоть до выпуска конечных продуктов, осуществлялись большей частью в одной стране, хотя они могли быть проданы на рынках всего мира. Глобализация производства началась тогда, когда транснациональные компании объединили свои фабрики в различных странах в единую систему, таким образом, что конечная продукция стала складываться из компонентов, производимых по всему миру.
При этом транснациональные компании предпочитают покупать различные компоненты у внешних поставщиков, вместо того чтобы изготавливать самим. Часто такие поставщики распространяют свои изделия во всем мире. Так, многие компоненты для электроники, используемые в Европе и США, созданы в странах Дальнего Востока. Транснациональные компании используют глобализацию производства для того, чтобы снизить его издержки. Например, выполнение производственных операций перемещается в страны с более дешевой рабочей силой, слабыми профсоюзами, менее строгим государственным регулированием условий труда. Это явление, называемое новым международным разделением труда, было обусловлено усилением конкуренции на мировых рынках, сокращением темпов роста мировой экономики и снижением рентабельности. Переходу к подобному разделению руда в немалой степени способствовали новые технологии, такие как компьютеризация информационных систем управления, новые формы телекоммуникации, прогресс в области транспорта. Следует отметить, что транснациональные корпорации переводят в другие, главным образом развивающиеся, страны производство, не требующее высокого профессионального уровня. В то же время проведение исследований, работа по проектированию и развитию, выполнение операций, требующих высоких технологий, не перемещаются в другие страны. В итоге это приводит к такому устройству мира, при котором одни регионы специализируются на выполнении рутинных производственных операций с низкой оплатой, а другие заняты высококвалифицированным и высокооплачиваемым трудом.
Подобный перенос деятельности транснациональных корпораций в другие страны порождает зависимость между собой государств. Как писал Ш. Монтескье: «Две нации, взаимодействуя друг с другом, становятся взаимозависимыми; если одна заинтересована продать, то вторая заинтересована купить; их союз оказывается основанным на взаимной необходимости». Но было бы хорошо, если бы эта зависимость была основана на равных условиях и учитывались в ней интересы обоих сторон. В реальности это далеко не так. Как пишет В. Б. Кувалдин, «США (а большинство транснациональных корпораций являются американскими) и другие государства финансовой «семерки» используют другие страны, прежде всего, в своих интересах». «Благодаря своему преобладающему положению в мире богатые страны, прежде всего США, способны направлять рыночные силы таким образом, чтобы притягивать к себе в огромных масштабах иностранные активы и кадры высококвалифицированных специалистов. Подконтрольные им механизмы финансовой, биржевой, торговой политики действуют как мощный насос, перекачивающий финансовые и интеллектуальные ресурсы из других стран, в том числе развивающихся и отсталых. Закрепляется разделение мира на доминирующий Центр и зависимую Периферию».
Глобализация, контролируемая США, обнажает и обостряет неравенство условий жизни на планете. Масштабы глобального неравенства не могут не вызывать серьезного беспокойства. По данным экспертов ООН, доходы богатейшего 1% населения мира равны доходу 57% беднейших жителей планеты. Доход 25 млн. самых богатых американцев равен доходу 2 млрд. людей в беднейшей части мира.
Наряду с глобализацией экономики следует отметить аналогичные явления и в сфере культуры. Этому способствует возникновение международной системы производства, распространения и использования информации или, по словам английского социолога Э. Гидденса, «мирового информационного порядка». Так, непрерывный поток новостей проистекает из небольшого числа специализированных агентств, которые снабжают свежей информацией газеты, радио- и телевизионные станции всего мира. Девять десятых всего объема новостей для них поставляется четырьмя крупнейшими агентствами с центрами в Великобритании, Франции и США. При этом доминирующее место в производстве и распространении телевизионных программ, фильмов, рекламы посредством электронной коммуникации принадлежит американским фирмам. Такая позиция индустриальных стран, и, прежде всего США, побуждает многих социологов, в том числе на Западе, говорить об империализме средств массовой информации. Как считают эти исследователи, сформировалась культурная империя. Развивающиеся страны страдают от этого в наибольшей степени, поскольку не имеют достаточных средств для защиты от такой «вестернизации» и сохранения своей культурной независимости. Свеницкий А. Л. приводит мнение американского социолога Н. Глейзера, который отмечает «распространение во всемирном масштабе регулируемой Западом информации и средств развлечения, которые оказывают соответствующий эффект на ценности тех мест, куда эта информация проникает. Чешский президент Вацлав Гавел предложил образ бедуина, сидящего на верблюде и носящего под традиционной одеждой джинсы, с транзистором в руке и с банками кока-колы, притороченными к верблюду. Возможно, джинсы и кока-кола малозначительны, но транзисторное радио, телевизор и Голливуд подрывают первоначальные ценности бедуина, какими бы они ни были. … Когда мы говорим о «глобализации культуры», мы имеем в виду влияние культуры западной цивилизации, в особенности Америки, на все прочие цивилизации мира».
Этим негативные последствия так называемого неолиберального глобализма не исчерпываются. «Глобализация, - пишет М. С. Горбачев, - не приводит к позитивным подвижкам в решении глобальных проблем защиты и сохранения окружающей среды, она скорее способствует ухудшению ситуации. Обостряя международную конкуренцию, она побуждает к сохранению антиэкологической практики в деятельности транснациональных корпораций. Тяжкие экологические последствия глобализации особенно ощутимы в бедных странах, для которых занижение природоохранных норм является одним из главных конкурентных преимуществ, способом привлечения иностранных инвестиций».
Глобализация в ее нынешней форме так же не способствует повышению устойчивости международных отношений. Напротив, она является своего рода катализатором социально-политической напряженности и конфликтов в мире. Поляризация богатства и бедности, борьба за рынки, за доступ к энергетическим и иным природным ресурсам, информационная и культурная экспансия Запада, воспринимаемая другими народами как угроза их культурной и цивилизационной идентичности, - все это служит питательной почвой для национального и религиозного фундаментализма и экстримизма, для этнического сепаратизма, ксенофобии и терроризма. Ярким примером тому являются события 11 сентября 2001 года.
Глобализация с ее проблемами не обходит стороной, пожалуй, ни одно государство в том числе и Россию.