В трудах преподобного Исаака тема молитвы является наиболее часто обсуждаемой. “Читая его творения, можно не только составить достаточно полное представление о том, как молился он сам и другие члены Церкви Персии его времени: можно получить подробные сведения о теории и практике молитвы во всей вообще восточно – христианской традиции. Поэтому писания Исаака были школой молитвы для его современников: они оставались и продолжают оставаться такой школой для многих христиан в разных частях мира, где читают преподобного Исаака и следуют его советам”.
По общему мнению святых отцов, молитва является матерью всех добродетелей, молитва – это основание духовной жизни христианина. Преподобный Исаак определяет молитву следующим образом: “Молитва есть прибежище помощи, источник спасения, сокровище упования, пристань, спасающая от треволнения, свет пребывающим во тьме, опора немощных, покров во время искушений, помощь в решительную минуту болезни, щит избавления от брани, стрела изощренная на врагов”. Под молитвой святой Исаак понимает всю совокупность деланий, сопровождающих собеседование ума с Богом: “Всякая беседа, совершаемая втайне, всякая мысль благого ума о Боге, всякое размышление о духовном является молитвой и называется именем молитвы. Под этим именем объединяются и понимаются различные чтения или голос уст в славословии Бога, или сосредоточенная печаль о Господе, или все прочее, из чего составляется учение чистой молитвы”.
Молитва как пожизненный подвиг начинается с трудом, продолжается в труде и кончается усилиями труда. Она и сама есть труд до самой смерти: “Всякая молитва, в которой не утруждалось тело и не скорбело сердце, вменяется за одно с недоношенным плодом чрева, потому что такая молитва не имеет в себе души”. Авва Агафон, один из великих отцов говорил своим ученикам: “Подвиг молитвы труднее всех прочих подвигов. Когда человек захочет излить пред Богом молитву свою, тогда враги, демоны, спешат воспрепятствовать молитве, зная, что никакой подвиг столько не опасен для них, сколько опасна молитва, принесенная Богу от всей души… молитва до последнего издыхания сопряжена с трудом тяжкой борьбы”.
Итак, необходимо всегда заставлять себя молиться, чтобы впоследствии образовался навык к продолжительной молитве, а далее и к непрестанной: “Молитва имеет нужду в упражнении – говорит преподобный Исаак, - чтобы ум умудрился долговременным пребыванием в ней … Молитва требует пребывания в ней потому, что с продолжением времени ум снискивает навык в упражнении, познает как отражать от себя помысл, и долгим опытом научается тому, чего заимствовать не может из другого источника”. Святой Исаак в своих сочинениях говорит о некоторых качествах, которыми должна характеризоваться правильная молитва.
Во – первых, молиться следует со смирением: “Когда предстанешь в молитве твоей пред Богом, сделайся в помысле своем как бы муравьем, как бы пресмыкающимся по земле, как бы пиявкой и как бы лепечущим ребенком”. Подобный же образ молитвы предлагает нам святой Иоанн Лествичник: “Если ты предстоял когда – нибудь перед земным судьей, как обвиненный, то не нужно тебе искать другого образа для предстояния на молитве. Если же ты сам не предстоял на суде и не видел других истязуемых, то по крайней мере научайся молиться из примера больных, как они умоляют врача о пощаде, когда он приготовился резать или жечь их тело”.
Во – вторых, молиться нужно усердно, терпеливо и с горячностью, что достигается посредством любви к Богу: “Любовь есть плод молитвы; и от созерцания своего возводит ум к ненасытимому вожделению ее, когда ум пребывает в молитве без уныния – молится ли он видимым образом, с участием тела, или только умом, в безмолвных помышлениях, пламенно и с горячностью. Молитва есть умерщвление мыслей похоти плотской жизни. Ибо молящийся прилежно есть то же, что умирающий для мира: и терпеливо пребывать в молитве значит отречься от себя самого. Поэтому в самоотвержении души обретается любовь Божия”.
В – третьих, согласно святому Исааку, каждое слово молитвы должно исходить из глубины сердца; даже если слова заимствуются из псалмов, их следует произносить как свои собственные: “При стихословии псалмопения твоего не будь как бы заимствующий слова у другого, чтобы … не стать совершенно далеким от почерпаемых в стихах умиления и радости; но как сам от себя, произноси слова прошения твоего с умилением с рассудительным пониманием”.
Таким образом, основными требованиями, предъявляемыми к молитве, являются, по святому Исааку, внимание, отсутствие рассеянности, смирение, сердечное сокрушение, сопровождающееся плачем.
К молитвенному деланию святой Исаак причисляет также чтение Священного Писания. Для всей древней монашеской традиции, чтение Писания – это не столько изучение библейского текста в познавательных целях, сколько беседа, встреча с Богом: Священное Писание является средством достижения богообщения. Исаак говорит о чтении Священного Писания как о главном средстве для внутреннего духовного изменения, сопровождающегося отказом от греховной жизни: “Начало пути жизни – поучаться всегда умом в словах Божиих и проводить жизнь в нищете … Для отвода унаследованной душой предрасположенности к непотребству и для устранения восстающих в плоти тревожных воспоминаний, производящих мятежное пламя, нечто не бывает столь достаточным, как погружение себя в любовь к изучению божественного писания и постижение глубины его мыслей. Когда помыслы погружаются в услаждение постижением сокровенной в словах премудрости, тогда человек … оставляет позади себя мир, забывает то что в мире”. Преподобный Исаак также рекомендует читать святых отцов, это тоже является, подобно молитве, беседой с Богом: “Часто, и не зная сытости, читай в книгах учителей о Промысле Божием, потому что они руководствуют ум к усмотрению порядка в тварях и делах Божиих”. Необходимо чередовать молитву и чтение, чтобы мысли почерпнутые из Священного Писания, наполняли ум и во время молитвы. “Чтобы заменить одно собеседование другим, занимайся чтением Писания, открывающим тебе тонкости созерцания, и житиями святых … И когда станешь на молитву и на правило свое, то вместо размышления о том, что видел и слышал в мире, найдешь в себе размышление о Божественных Писаниях, которые прочел, и этим размышлением приведется в забвение память о мирском, и таким образом, придет ум в чистоту”. Святой Иоанн Лествичник дает похожие наставления: “Чтение Священного Писания не мало может просвещать и собирать ум; ибо они суть глаголы Духа Святого, всячески вразумляют читающих. Будучи делателем, прочитывай деятельные книги отцов”.
Но “не всякое писание полезно” – предупреждает святой Исаак своих читателей – монахов, а только то, которое способствует духовному совершенствованию. Даже догматические сочинения отцов Церкви не всегда полезны для того, у кого ум не очищен: “Есть опять же, люди, которым даже чтение о делах домостроительства Божия не приносит никакой пользы и не помогает. По большей части они даже еще более помрачаются, потому что им гораздо необходимее чтение о том, как умирять страсти. Каждый человек получает пользу от чтения, соответствующего его уровню, получает помощь и преуспевает благодаря такому чтению”.
В трудах преподобного Исаака есть конкретное указание на то, как монаху следует заниматься чтением в келии: “Занимайся чтением в безмолвии, чтобы ум твой всегда возводим был к чудесам Божиим … Чтение твое да будет в не возмущаемой ничем тишине”, - говорит святой Исаак. Тишина – это первое условие для того, чтобы читаемые слова были восприняты должным образом. Второе условие – сосредоточенность и отсутствие посторонних мыслей и забот: “будь свободен от многопопечительности о теле и от житейского мятежа, чтобы вкусить тебе в душе твоей сладчайший вкус сладостного понимания смысла Писания”. Третье условие – молитва перед началом чтения: “К словам таинств, заключенным в Божественном Писании, не приступай без молитвы и испрашивания помощи у Бога, но говори: “Дай мне, Господи, принять ощущение заключающейся в них силы”. Молитву считай ключом к истинному пониманию сказанного в божественных Писаниях”.
Также святой Исаак неоднократно говорит о традиционном монашеском идеале, о непрестанной молитве. Задача подвига и заключается в том, чтобы молитва стала непрестанной, чтобы всегда молиться, то есть бодрствовать и сознательно предстоять Богу. Это подается от Духа. Потому непрестанная молитва “есть признак совершенства”, - и показывает, что человек “взошел уже на высоту всех добродетелей и соделался обителью Святого Духа. … Тогда в сонном и в бодрственном состоянии человека молитва не пресекается в душе его, но ест ли, пьет ли, спит ли, делает ли что, даже в глубоком сне, без труда издаются сердцем его благоухания и испарения молитвы”. Это вершина молитвы и почти уже не молитва. Это состояние у святого Исаака называется духовной молитвой, “ее сподобляется один из многих тысяч людей, потому что это – тайна будущего состояния и жития”. Святые отцы такое состояние человека в молитве называют “созерцанием”.