Четверг, 02.05.2024, 16:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Каталог товаров и услуг Владивостока


Автомобильное зеркало с регистратором

Категории раздела
Наш опрос
Что будет с украиной?
Что будет с Украиной?
Всего ответов: 790
Статистика
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика
Форма входа

Главная » Статьи » Искусство и культура » Культура

Наана Чанкова Я мечтаю снять фильм о Хакасии

Наана Чанкова Я мечтаю снять фильм о Хакасии

Наана Чанкова Я мечтаю снять фильм о Хакасии
Полусамодеятельные театры

Сегодня нам хотелось бы рассказать о знаковой фигуре для нашего киноискусства — Нине (или Наане) Чанковой. В 1987 году на студии "Казахфильм" режиссер создала глубокий и нетривиальный по содержанию фильм "Пока не ступлю на мягкую траву...". Картина, снятая в Хакасии с участием хакасских же актеров, побывала на Всесоюзном Бакинском и Международном Рижском кинофестивалях и прямиком отправилась во Францию. Сначала в Бовэ – на фестиваль советского кино, а на следующий год – в Кретей на Международный фестиваль фильмов женщин. Во Франции Нина Чанкова встретила любовь, которая обернулась замужеством и переездом в Гренобль. С тех пор в родные края режиссер наведывается раз в два-три года, и ее недавний визит в Хакасию стал для "ШАНСА" хорошей новостью.

"Ну чего

француженкам

не хватает?"

Появление режиссера в редакции "ШАНСА" можно назвать чистой случайностью – уже на следующий день Нина Чанкова должна была покинуть пределы Хакасии. Спасла вездесущая мобильная связь, благодаря которой тонкая, со вкусом одетая женщина с режиссерским "рентгеном" в глазах совсем скоро появилась в наших пенатах. Казалось, она смотрела в самую душу и тем самым располагала к серьезному и глубокому диалогу.

Первое, с чего мы начали, – это разговор о кино. После дебютной картины "Пока не ступлю на мягкую траву..." в 1989 году Наана Чанкова сняла на "Казахфильме" игровую картину "Полнолуние", затем в 1991 году – полнометражную документальную картину "Хроника необъявленной демонстрации", повествующую о декабрьских событиях 1986 года в Казахстане. В том же году она уехала во Францию, и на этом закончился определенный этап в творчестве Нааны. Я не могла не спросить: "Почему?"

– Во Франции почти все кинопроизводство сосредоточено в Париже, – рисовала прозу жизни собеседница. – Мне нужно было бы переехать в столицу, чего я сделать не могла по семейным обстоятельствам. Я ставила спектакли в театре – пригодился мой опыт работы в Хакасском театре и на телевидении, снимала видео: репортажное, игровое-театральное и интервью. Например, ко Дню женщин мы создали портреты реальных героинь разных поколений и разного социального статуса. Мне было интересно наблюдать за тем, как воспитание и возраст повлияли на менталитет наших героинь. Одна из них, замечательная женщина семидесяти лет, гордилась достижениями своего мужа. Большую часть жизни она отдала служению супругу и семье, оставаясь лишь матерью и домохозяйкой.

– Женская тема за границей вам показалась особо актуальной?

– Да. Когда я жила в Хакасии и работала на телевидении, мы, сотрудницы, часто говорили между собой: "Ну чего француженкам (которые ведут активную борьбу за уравнивание женщин в правах с мужчинами — прим. авт.) не хватает?" Феминизм тогда казался нам чем-то неестественным, надуманным. Но, пожив во Франции, я поняла, насколько это актуально. Если у нас женщины начали голосовать после революционного постановления, то у них лишь в 1945 году. Там и по сей день чувствуется приоритет мужчин. Женщины получают меньшую зарплату и занимают более низкие посты. Скажем, если из двух претендентов разных полов придется выбирать, кому отдать ту или иную должность, предпочтение отдадут мужчине, руководствуясь обычным прагматизмом: женщина, имея ребенка, будет чаще отсутствовать на работе. Этот принцип существует, конечно, везде, но все же не в такой явной форме, как во Франции, где, скажем, пособие на семью дается мужчине, а остальные к нему просто приписаны.

Быть человеком

искусства непросто

– А каково людям искусства? Поддерживает ли их государство?

– Культура не является приоритетом политики государства, во всяком случае, есть лишь несколько известных имен, занимающих весомое положение в кино и искусстве. А основная масса творцов работает маленькими ассоциациями – компаниями по два-три человека. Государство выделяет небольшие деньги лишь на проекты, которые требуют предварительных заявок и времени на подготовку. При этом, чтобы выжить, этим ассоциациям или компаниям нужно играть спектакли почти каждый день, что, конечно же, невозможно. Спектакль, который готовится месяц, играется один-два раза, а потом уже нужно готовить что-то новое. В России ставят спектакли с размахом, в огромных залах, а во Франции помещения для зрителей очень маленькие – самый большой в Гренобле кинозал вмещает от 100 до 200 человек. Сохранилось небольшое количество больших театральных залов со старых времен. Но, несмотря на все трудности, благодаря этим маленьким компаниям культурная жизнь в провинциальных городах Франции разнообразна, даже если им приходится много работать, организовывать фестивали, показы — в общем, брать на себя роль "человека-оркестра": и администратора, и актера, и осветителя, и оператора и т.д. Быть человеком искусства во Франции очень сложно.

– Значит ли, что спектакли во Франции только коммерческие?

– Все спектакли во Франции более-менее коммерческие, но каждый из них находит своего зрителя. Хоть и говорят, что спектакль делается для зрителя, но, на мой взгляд, это всегда творческое самовыражение, но какая бы ни была идея, если она есть, хоть коммерческая, у спектакля должна быть основа, база, ремесло.

Тирания может

выйти творцу боком?

Когда зашла речь о чертах характера режиссера и присущей ему жесткости, собеседница признала, что порой она необходима, но при этом заметила, что цель не всегда оправдывает средства, и так называемая "тирания" может выйти творцу боком:

– Если ты жестокий, то в картине это обязательно проскользнет. Не помню, кто из больших режиссеров сказал: "Если ты обедаешь и любишь, чтобы у тебя за креслом стоял лакей, все равно это будет видно, даже если у тебя лакея там нет". Ведь сцены строишь по своему представлению о жизни, потому произведения искусства нередко говорят за автора то, что он проповедует и что оправдывает. Если ты хочешь лишь делать деньги, это тоже будет видно, и зритель в конечном счете будет плеваться. Творить надо с чистым сердцем.

– Порой режиссеры представляются некими страдальцами, у которых большая часть времени уходит на размышления и душевные терзания. Кажется, что они вымучивают свои спектакли. А что происходит с вами? Легко ли женщине совмещать работу режиссера и заботы о семье, например?

– Все зависит от темперамента. Ты забрасываешь в голову идею, а потом переходишь к повседневным делам. Ты можешь заниматься привычными делами, готовить еду, а в это время в подкорке созревают определенные нужные мысли. Потом ты, скажем, идешь по улице, видишь какое-то лицо или какую-то сценку и находишь для себя решение: "Проблема не в том, что героиня мужу суп не сварила, а в том, что она его не любит". Мотивировки людей всегда глубинны, и ты выискиваешь, что стоит за внешними и простыми, казалось бы, действиями. Режиссеру действительно приходится больше думать. Но у него такой склад ума, я думаю. Тем более, что он не ищет намеренно какие-то "фишки", они сами ему в глаза "прыгают" – он просто их берет и откладывает. Для режиссера главное – уметь видеть. Думаю, что каждый из нас делает маленькие открытия, просто у создателя фильмов и спектаклей они должны быть чаще.



Полусамодеятельные театры

Когда Наана рассказывала о своих находках, в ее глазах плясал огонек. Было это и в случае с компанией "ИтЭрэ", где режиссер занималась постановкой спектаклей:

– Американский писатель Пол Остер, работая на радио, попросил слушателей присылать в редакцию короткие, но правдивые истории из жизни, – рассказывала Нина Чанкова. – В итоге он выпустил книгу, составленную из этих коротких правдивых историй. Дженнифер Андерсон, художественный руководитель компании "ИтЭрэ", и ее соавтор нашли эту идею замечательной и решили перенести ее на французскую почву. Так родился спектакль-триптих: спектакль по сборнику коротких правдивых историй Пола Остера, спектакль по французским историям и объединяющая постановка.

"Литературный" вклад для режиссеров Франции – явление традиционное. Постановка готовой пьесы нередко требует авторского разрешения, но это опять же не всегда возможно получить. "Камеди Франсэз" — наверное, единственный театр во Франции, который получает дотацию от государства и выделяет актерам ставки. Остальные приглашаются в театры от случая к случаю, и не без помощи "сарафанного радио". В связи с этим хотелось узнать, сложно ли было российскому режиссеру взаимодействовать с участниками спектаклей, у которых не то что менталитет – актерская школа другая?

– Для Франции характерен театр-представление, – поделилась своими наблюдениями Нина Чанкова. – И для сказок такая Игра очень подходит. Мне было легко работать с актрисой, которая училась по Станиславскому. Не подумайте, что говорю свысока, но в Гренобле чаще видишь полусамодеятельные театры. Первое время я была поражена, поскольку привыкла к профессионализму. Потом поняла, что такое положение дел обусловлено социальной обстановкой, финансовыми сложностями. Этим людям нужно поклониться. Несмотря ни на что, они продолжают работать и делать все, чтобы культура во Франции не умирала. Скажем, в Гренобле еще проводится много театральных фестивалей. А также Фестиваль Короткого Метра под открытым небом, организованный "Синоматекой" под руководством Мишеля Уорена.

– Какие перспективы театра и кинематографа вы видите в Хакасии?

– Хотелось бы, чтобы у нас был свой кинематограф. Интересный кинематографический опыт Светланы Чаптыковой, Тамары Чустеевой говорит о том, что эта необходимость в Хакасии назрела. Я также познакомилась с Юрием Курочка, который со своей единомышленницей и коллегой Мариной Канадаковой создает фильмы на чистом энтузиазме. Он рассказал, что были написаны сценарии, один фильм, по-моему, сняли, и он даже был отобран на один из кинофестивалей, однако техническое качество изображения не соответствовало стандартам и, значит, учредителей не устроило. О театрах Хакасии глобально говорить не могу, потому что я давно ничего не видела. Три года назад смотрела спектакль по хакасскому фольклору, и, мне кажется, это направление – постановки на темы из жизни хакасского народа – нужно развивать, о чем деятели Хакасского театра сами прекрасно знают: ведь он является носителем хакасской культуры. В национальном театре работают талантливые, творческие люди, но я узнала о том, что наши актеры больше не выезжают в хакасские аалы. Как известно, хакасы большей частью живут в деревнях, и гастроли театра для них всегда были праздником. Для кого тогда национальный театр существует? Народ должен видеть своих актеров, через спектакли – свою жизнь, свою культуру. Говорят, что это вопрос финансов, от которых культура всегда зависела. Но есть сверхзадача на более длительное время, чем текущий момент, которой мы должны следовать, чтобы культура в республике продолжалась. Я мечтаю снять фильм о Хакасии, о ее неповторимых местах, традициях, культуре и замечательных людях. Надеюсь, что на моей родине найдутся единомышленники, которые поддержат эту идею.







Какой была бы дуэль Пушкина и Дантеса сегодня
Какой была бы дуэль Пушкина и Дантеса сегодня

Святитель Григорий Богослов об Ипостасях Святой Троицы
Святитель Григорий Богослов об Ипостасях Святой Троицы

Афонинский сельсовет – один из лучших в России
Афонинский сельсовет – один из лучших в России

Акция Год без забот завершилась победой кстовчанина# (N-742854-) (img)

Лариса Соломина, педагог дополнительного образования подросткового клуба Сирин, умеет и шить, и вязать, но душу, по ее...

Философия Pussy Riot
Философия Pussy Riot

РПСЦ довершила крещение Агафьи Лыковой
РПСЦ довершила крещение Агафьи Лыковой

Мне теперь морской по нраву дьявол
Мне теперь морской по нраву дьявол

Песнь о море
Песнь о море

Коматоз, или Мир по ту сторону сна
Коматоз, или Мир по ту сторону сна

При полном или частичном копировании матерала с сайта http://vesvladivostok.ru обязательна активная, не закрытая от индексации поисковыми системами ссылка.



Категория: Культура | Поместил: Aleksandr (19.10.2012)
Просмотров: 740 | Теги: Кино, фильм, театр, зрители, женщина, Хакасия, режиссер, фестиваль, картина, культура | Рейтинг: 0.0/0
*При копировании материалов с сайта http://vesvladivostok.ru, желательна ссылка на первоисточник.
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход
]

Новые материалы

[Полезные советы]
А вы делаете покупки с применением промокодов? (0)
[Бизнес и финансы]
Изготовление и реализация флагштоков на заказ в компании «ФЛАГ.РУ» в Москве (0)
[Отдых в России]
Путевка в лечебный санаторий (0)
[Здоровье]
Как делается тайский массаж травяными мешочками (0)
[Строительство и ремонт]
Современные квартиры в новостройках Владивостока (0)
[Отдых в России]
Комфортабельные и вместительные автобусы, микроавтобусы арендуйте в компании BUS STANDART (0)
[Строительство и ремонт]
Заказывайте автоматические выключатели в литом корпусе TD 100Н серии Susol на официальном сайте компании АльфаИнжиниринг (0)
[Советы автомобилистам]
Два варианта получения прав на погрузчик (0)
[Строительство и ремонт]
С компанией «ЛенГаз СПб» в вашем доме будет тепло и комфорт (0)
[Бизнес и финансы]
Как выглядит эталон объявления в Яндекс Директ (0)
[Спортивные новости]
Взрослый мужской велосипед (0)
[Отдых в России]
Покупка горного велосипеда (0)
[Спортивные новости]
Подробная инструкция по выбору качественного велосипеда (0)
[Вредные привычки]
Реабилитационный центр Reban спасёт любого от алкогольной, наркотической и иной зависимости (0)
[Строительство и ремонт]
Раздвижные межкомнатные перегородки (0)
[Советы автомобилистам]
Подбираем газоанализатор DRAGER на сайте drom-service.ru (0)
[Товары для дома]
Что такое печи длительного горения? (0)
[Полезные советы]
Ветеринарная служба МОСВЕТЦЕНТР (0)
[Товары для дома]
Система виртуальной реальности (0)
[Бизнес и финансы]
Аренда мест в московских Торговых Центрах (ТЦ): Какие бизнесы пользуются популярностью (0)
 


Самые читаемые статьи

Одна дома: царевна-лягушка с простоквашей на попе (0)
Citroen C4 Grand Picasso 1.6 THP (0)
Обзор Lexus CT200h (0)
Призрачные Огни Марфы (0)
Тверская область (0)
Бедные богачи (0)
Камчатка (0)
Весенние маски для лица (0)
Спасите губы в жару (0)
Где в интернете найти онлайн-уроки танцев? (0)
Меню разгрузочного дня (0)
Toyota Vitz 1.0 (0)
Как бороться со ржавчиной на кузовах автомобилей? (0)
Узнайте Свой Тип Ногтей (0)
Полевой ремонт велосипеда (1)
Какие диски лучше - штампованые, литые или кованные? (0)
Как выбрать солнцезащитные очки? (0)
Что такое каякинг? (0)
Какова история футбольного клуба "Уиган" Атлетик? (0)
15 минут фитнеса для занятых (0)
 

[ Добавить новость ]   

Каталог фирм
АВ

Поиск по сайту







Copyright Ржавый © 2024