10 декабря после "одиночных" пикетов у Дома правительства абаканцев ожидала КОМА. А вернее, иная сторона патологического сна. В 17.00 через дорогу от Первомайской площади начал работу "Отель двух миров". Так называется премьера Олега Рябенко, которая еще месяц назад обещала некоторый творческий всплеск в Русском драматическом театре. И этот всплеск – с учетом виртуальных отзывов на "Афише Хакасии" – похоже, случился.
Постановку французской пьесы, написанной в 1999 году Эриком-Эммануэлем Шмиттом (которому также принадлежит роман "Оскар и Розовая Дама", поставленный Евгением Ибрагимовым в кукольном театре "Сказка"), участники интернет-форума одобрили, назвав ее лучшей "лермонтовской" постановкой последнего времени.
Где я?
Главное предназначение современной пьесы – говорить со зрителем на одном языке и привлекать в залы больше молодежи. И уже за это стремление Олегу Рябенко стоит сказать "спасибо". Теплый субботний вечер запомнился не только обилием снега, "новогодней" красотой, но и редким для театра оживлением. На втором этаже мраморного здания в кои-то веки работал буфет, в коридорах и фойе мелькало множество лиц, заполняя пространство бурными шепотками и слегка уловимым чувством интриги. Добрая половина этих лиц представляла молодую аудиторию. По коридорам гуляли девушки в мини-юбках и нарядных розовых кофточках – может, не совсем уместных для театра, но говорящих о том, что премьера для них – действительно праздник. А в левом углу театра скромно сидели бравые солдаты в униформе, "окрасившей" цветом хаки часть фойе, а затем и четверть кресел Большого зала.
Прозвенел звонок. Погасли огни. Зритель погрузился в обволакивающую белизну декораций. Воздушные капроновые шторы простирались за пределы сцены, приглашая зрителей в некий потусторонний мир. А вот и первые его обитатели – парень и девушка в неестественно белых париках и белых одеждах, которые за весь спектакль не проронили ни слова. Картина напомнила традиционную кинофантастику, где все, начиная от цвета волос и заканчивая предметами интерьера, являет собой искусственный, урбанистический мир, дополненный в спектакле потрясающей электронной композицией. Звуком этой песни знаменовался старт лифта, который время от времени отправлялся в один из двух миров – на небеса или на землю. Если на вершине подъемника мигает агрегат – значит, лифт движется в направлении вспыхивающих маяков. Мы видим, как маяки устремились вверх, капроновые двери лифта распахнулись и выпустили наружу первого говорящего персонажа.
"Где я?" – спросил растеряный молодой человек. Но таинственный молчун в парике ничего не ответил, а только вручил парню ключ. Догадавшись, что он в отеле, нечаянный гость (позже мы узнаем, что это главный редактор спортивной газеты Жюльен) вспомнил о багаже, но не нашел ключа от машины. Затем решил зарегистрировать свою фамилию, но увидел, что она уже записана. Со словами: "Пойду отдохну!" – молодой человек удалился, и на его месте появились два других "постояльца".
В чем разница
между президентом
и уборщицей?
Постояльцы эти, как и предыдущие три персонажа, облачены в светлые одежды. Один из них – серьезный и упитанный мужчина в атласном белом костюме, немного наглый, немного раздраженный и всем своим видом говорящий, что у него высокое положение. Другой – менее серьезный, совсем не респектабельный, но человечный, в скромной кремовой жилетке и выбивающимся из общего стиля красным тюрбаном на голове. Первый – заносчивый и циничный. Второй – добрый и ироничный. И поскольку каждый из этих товарищей олицетворяет собой всего лишь типаж, то они, по замыслу автора, лишились личных имен. Их назвали просто – Президентом и Магом. Заносчивого Президента (читай – начальника, чиновника, бизнесмена) заслуженный артист Хакасии Виктор Арканов сыграл с удивительной точностью, а так называемого "Мага" (и мага, скорее, в метафорическом контексте) Фариту Загидулину и играть не пришлось – такое чувство, что он был самим собой – тонким, умным интеллигентом. Президент все время кричал и раздражался, Маг мягко над ним издевался. Только иронию собеседника большой начальник никак не улавливал и даже там, в потустороннем мире, продолжал пребывать в иллюзии своего авторитета: "Что вы там мелете? Я высоко ценю разговор с вами, но помолчите, пока я говорю".
Впрочем, подлинную сущность высокопоставленного лица вскрывает не ироничный Маг, а простая уборщица Мари, которая в скором времени появилась на сцене и без всякого злого умысла принялась рассуждать о недопустимом сравнении ее и президента. Когда ее спросили, в чем, собственно, разница, она простодушно ответила:
– Президент пачкает в кабинете, а уборщица убирается… Президент со всеми говорит, как с дерьмом, а уборщица говорит так, как будто она сама дерьмо. У Президента целая куча всяких титулов, которые ставятся до и после его имени: господин президент такой-то, генеральный директор фирмы по продаже недвижимости сякой-то, член административного совета такого-то, офицер ордена почетного Легиона… А у уборщицы одна только фамилия, да и ту она быстро теряет, а остается только имя. И еще… хорошо, когда тебя зовут Мари, а то, если у патрона память плохая, все равно очень быстро тебя так и окрестят.
В уста Мари драматург вкладывает до боли горькие диалоги, погружая нас в мир так называемых "социальных низов" и используя для этого соответствующую лексику (без вульгаризмов современная драматургия вообще обходится с трудом). Только хакасским актерам эта лексика дается непросто. Слово "трахались" (равно как и другие грубости) у заслуженной артистки Хакасии Сании Касимовой звучало как-то нарочито и неестественно. При этом все актеры много кричали, но в зале не всегда улавливался смысл сказанных слов. Потому глубина диалогов Шмитта временами терялась, а зритель в мягких креслах откровенно дремал. Наверное, это вопрос актерского профессионализма. А может, в нашем театре просто плохая акустика.
Рок-н-ролл и харизма
Холодная роль Доктора С (актриса Виктория Герман) удалась. В какой-то момент она превращается из безэмоциональной фигуры в белом халате в живую, сочувствующую женщину, которая использует свои небесные "связи" ради спасения юной жизни. И этот момент перевоплощения в спектакле дорогого стоит.
Циник и ловелас Жульен (преуспевающий человек, но, по сути, избалованный и скучающий "ребенок перед обилием игрушек") в исполнении Ивана Рябенко – все же не такой циник. И не такой ловелас. Однако в своей роли актер действительно органичен. Он в меру холодный, в меру жесткий, в меру честолюбивый, но, в общем-то, добрый малый. И полюбить вечно болеющую и одинокую Лору (которая лишь в коматозном мире может жить полноценно, свободно передвигаясь и не чувствуя боли) было для него вполне естественным. Ну, а рок-н-ролл Рябенко – он же танец любви – в начале второго акта заслуженно встретил бурю оваций. Ритмичная и нескучная пластика Ивана вынесла наружу столько харизмы и обаяния, что позволила судить о его богатом актерском потенциале. Только вот Лора (молодая актриса Елена Михайлова), в отличие от уважаемых интернет-комментаторов, у автора этих строк восторга не вызвала. Жизнелюбивая по замыслу девушка показалась в спектакле слащавой и предсказуемой. Из нее сотворили некого "ангела", теребящего в руках тошнотворно-розовую игрушку. А ведь девушка все-таки взрослая. Она хоть и провела большую часть жизни в больничной постели, но все же мечтает о мужских ухаживаниях. Потому плюшевая инфантильность показалась в режиссерской версии неуместной. Французский драматург рисовал свою героиню возвышенной – этакой "Венерой Боттичелли, выходящей из жемчужных вод". В спектакле утонченной героиня не выглядела. Мы увидели девочку-бабочку: добрую, легкую, подчеркнуто жизнерадостную, но не особенно интересную. Некая приторность ощущалась в костюмах. Если бы мне позволили, я бы напрочь лишила их бледного разноцветия, отдающего – уж простите – дешевизной китайского рынка.
Впрочем, о вкусах не спорят. Главное, что зритель (которого, по мнению одного из ведущих театральных деятелей нашей республики, не обманешь) по-настоящему остался довольным и рукоплескал спектаклю стоя. Это говорит о том, что режиссер свою миссию выполнил – пробудил в сердцах то доброе и светлое, что в реальной жизни зачастую бывает утрачено.