Вечер 22 мая был необычайно теплым и насыщенным для любителей культурно отдохнуть. В 18.00 у Дома правительства открылся фестиваль "Наше небо", а в 19.00 в "Победе" – в двух шагах от вдоль и поперек разрекламированного события – совсем незаметно прошла премьера известного режиссера Василия Соколова и его студенческого театра "Красный квадрат". Пьеса Володина "Две стрелы" собрала едва ли не полный зал – в основном, конечно, поклонников Соколова – основателя абаканской "Рампы", кавалера Большой Золотой медали и лауреата премии Президента России.
Впрочем, ничего неожиданного, по крайней мере, знакомые с его творчеством люди для себя не увидели. Ничего неожиданного Василий Викторович показывать, судя по всему, и не собирался, признавая, что на протяжении многих лет делает, по сути, один и тот же спектакль.
Детектив каменного века, как уже говорилось выше, был показан в "Победе" – единственном культурном центре Абакана, где, по мнению рок-музыкантов, царит дух свободы и демократии. Хотя изначальная задумка по-хорошему сумасбродного режиссера была другая – устроить театральное действо в юрте у Центра культуры и народного творчества. В центре деревянного помещения планировали сделать сцену, а вокруг усадить зрителей, но сии романтические планы не осуществились – директор заведения вдруг сообщил, что помещение (которое раньше все больше пустовало) оказалось занятым.
Такие "сюрпризы" для опального "рамповца" – уже норма. Он и по сей день репетирует спектакли в собственной квартире. А в прошлом году награжденному президентской премией Соколову с трудом нашли место для пресс-конференции (о чем "ШАНС" в свое время писал). В общем, с помещениями режиссеру определенно не везет!
А вот с чем действительно везет – так это с идеями, благодаря которым и Шекспир, и Володин в его интерпретации обретают свой неповторимый почерк.
Первое, что бросается в глаза, – минимум декораций: кусок алой ткани (а именно – символичный для театра красный квадрат) и топор на веревке, висящий над головами актеров, словно Дамоклов меч.
В алых, полуразодранных костюмах (придуманных Татьяной Майер) сидят первобытные люди и, запрокинув голову к небу, хором произносят слова, похожие на заклинания:
– Ничего, Длинный, там, куда ты идешь, будет еще сочнее трава, будут еще красивее деревья, будет еще теплее озеро... Тебя и там будут любить женщины, и все они будут о тебе заботиться... Но врагов у тебя там не будет, Длинный! Только друзья у тебя будут. Только друзья.
С искренностью и неподдельной любовью в глазах люди завершили ритуал погребения и, рассредоточившись по краю сцены, оставили место для главы рода (Василия Соколова) и главного действующего персонажа Ушастого.
Из их разговора мы узнаем, что Длинного убили. И все факты говорят против Ушастого, который все отрицает: "Я же знаю, убивал я или нет!". И старейшина верит уже одному его слову. Другие соплеменники такой честностью похвастать не могут, и в общине разгораются страсти.
Первым делом Ушастого обвиняет... собственный друг. Он берет в руки автомат, а его товарищ примеряет наручники под звуки издевательской в данном контексте детской песенки:
– Дружба крепкая
не сломается,
Не расклеится
от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
лишнего не спросит,
Вот что значит
настоящий верный друг.
Экзотичные для каменного века предметы – наручники и автомат – добавили спектаклю некую сюрреалистическую нотку, которая была похожа на хорошую оплеуху, позволив в полной мере осознать всю абсурдность происходящего. Впрочем, в конце концов, зритель начинает понимать, что ложь и подлость в предлагаемых обстоятельствах – вещи скорее нормальные. Потому честный и открытый Ушастый выглядит здесь несуразным. Не зря Соколов сравнивает его с Чебурашкой – персонажем сказочным, а потому вымышленным и при этом очень и очень странным. Вместо того, чтобы спасать свою шкуру, он бьется за справедливость и вешает на себя еще больше собак. "Видите, какой бестолковый? Ему надо жениться на умной женщине. Пускай женится на мне, и тогда он больше не допустит таких поступков", – восклицает жена убитого. Но Ушастый все еще надеется на честность других, задавая обреченный на неудачу вопрос: "Не знает кто-либо из вас, кто убил Длинного?" Никто не знает и не желает знать, ведь они, как позже скажет одна из героинь – Черепашка, "оборотни с улыбочками безобидными".
Глубокий по смыслу спектакль раскрывает множество проблемных вопросов, значение которых усиливается при помощи юмора. Тему дружбы, предательства, самопожертвования и любви остроумный режиссер сдобрил меткими прибаутками. Трепетные мгновения брачной ночи олицетворяли спущенные штаны героя и доносившаяся из колонок песенка: "Первокла-ашка, первокла-ассник, у тебя сегодня праздник!". Но "праздник" не состоялся. Его омрачила железобетонная порядочность Ушастого, который, не желая подвести друга, отказал своей возлюбленной. Оскорбленная девушка одарила его пощечиной и начала горько рыдать, а в это время как "за кадром" звучало "пахабное" четверостишье:
– Наша Таня громко плачет,
Ее слезы капают.
Никто замуж не берет,
Лишь солдаты лапают.
Что тут скажешь? Василий Викторович в своем репертуаре! И без юмористических аллюзий, наверное, не обойдется ни один его спектакль. Вместе с "Первоклашкой" здесь звучала песенка про беспризорника у Курского вокзала и... крокодила Гену, с которым Соколов сравнил самого себя.
По пьесе глава рода уходит из порочного племени, здесь он "добровольно" падает замертво вместе с Ушастым, который накануне получил две предательские стрелы в спину. И если Ушастый – Чебурашка, то глава в этом случае объявляется "лучшим в мире крокодилом"! Безобидным и опять же мультяшно-ненастоящим.
"Бесполезных полезно уничтожать", – этим изречением Человека Боя можно объявить торжество свирепого и несправедливого мира, который начал жить самостоятельной жизнью с тех самых пор, когда на сцену упал висящий топор. Можно сказать, что этот топор срубил на корню все самое доброе и светлое в человечестве. Но Соколов по обыкновению своему дает нам надежду: "Мы вас любим! Правда, правда!" – повторяли актеры у края сцены. И их честные юношеские лица не оставляли ни тени сомнения.