В выпущенном недавно рекламном буклете администрация Западнодвинского района обозначила приоритеты развития района на ближайшие годы. «Транспортный коридор в Европу с развитой инфраструктурой гостеприимства», район действительно славен аж семьюдесятью экологически чистыми рыбными озерами и лесами с огромными охотничьими угодьями. Районный центр, в свою очередь, — современным
(т.е. многофункциональным и недешевым) спортивным залом: на здоровый образ жизни порядком захиревшей нации теперь принято отпускать немалые средства. И все это было бы хорошо: туризм — дело прибыльное всегда, а здоровье населения прибыльно хотя бы
в отдаленной перспективе. Но собственными глазами недавно видела и другое.
В единственном в Западной Двине и вместительном выставочном зале открыта обширная персональная выставка художника Юрия Никонорова. Первое же, что бросается в глаза, — неожиданно плотная развеска работ. Авторская, заметим, развеска. Упрекнуть
в отсутствии вкуса уважаемого здесь автора, выпускника Тверского художественного училища, не придет даже в голову. Если областной центр видит его работы нечасто, то только лишь потому, что с транспортом в местной культуре туговато,
а расстояние до Твери, сами знаете, неблизкое. Значит, дело в чем-то другом. В чем же?
Оказывается, зал в ближайшее время собираются отобрать, причем под нужды, далекие от художественно-эстетических. Вот и воспользовался художник, может быть, последней возможностью показать западнодвинцам свой труд, что называется, во всей его красе.
Обидно? Еще как. Юрий не потому ведь на «ты» с маститыми ровесниками
из Тверского Союза художников, что делил с ними комнаты в студенческом общежитии. Сделанное им за десятилетия после училища, да еще в отсутствие в райцентре других профессиональных художников, — коллекция для города уникальная. Человек скромный, Юрий едва ли будет делать себе рекламу, рассчитанную на внимание отцов города.
А мастерская все полнится дивными добрыми пейзажами, в которых достаточно
и хваленой воды семидесяти озер, и типичных российских окраин с непременными деревянными домишками. И уходят эти пейзажи, как часто случается с авторами, предоставленными самим себе, к редким в этих краях заезжим ценителям (случается, что и за рубеж).
Недавно Юрий попробовал себя и в портрете. Оказалось, удачно: «моделей» среди учениц детской школы искусств, где Юрий Анатольевич преподает уже много лет, немало. Для отеческого взгляда художника публика эта самая подходящая
и непосредственная. Тем более что можно вдоволь экспериментировать. Вывести на полотно, может быть, несовершенные пока технически, зато по-детски эмоциональные работы самих учениц. Не забыть милый сердцу обоих — и учителя, и ученицы — пейзажик в окне, слепящий то золотом осени, то мартовским снегом.
Пару лет назад персональная выставка Юрия Никонорова состоялась и в Твери. Огромный библиотечный зал университета на улице Володарского оказался вполне подходящим как по освещению, так и по наплыву студенчества, в делах эстетических достаточно искушенного. Пейзажи заслуженно получили признание, а один из них (написанный, между прочим, в 80-х годах: специалисты меня понимают) теперь украшает зал уже в качестве дара автора библиотеке.
Творческому человеку в провинции, где легче опустить руки, чем расти самому
и растить молодых, было непросто во все времена. Непросто, наверное, и Юрию. Правда, жалоб от этого «философа с мольбертом», как говорят в среде западнодвинской интеллигенции, никто не слышал. Но факт остается фактом: выставочный зал — как
и вообще нормальное, не только телесное, не внешнее развитие — нужен не только этому человеку. Зал нужен городу, нужен сегодняшним детям, нужен будущим детям сегодняшних детей. Без этого вся очевидная забота администрации о чистоте города
и физическом Здоровье молодежи станет не более чем имитацией полноценной заботы
о развитии личности. Костюм и букет, так сказать, из бюро ритуальных услуг, когда местные законодатели моды вынуждены — не от хорошей жизни — переквалифицироваться в управдомы и под окнами чахнут редчайшие цветы на когда-то ухоженных клумбах.