31 мая в Русском драмтеатре им. М.Ю. Лермонтова показали последний "МотоZикл" в этом сезоне. Спектакль по пьесе современного драматурга Александра Молчанова "Убийца" поставил главный режиссер театра Евгений Ланцов.
В афишах он имеет пометку "черная комедия". Но большей части зрительской аудитории и автору этих строк в том числе в театре было не до веселья. Суровая реальность, общежицкий антураж (олицетворяемый журнальными вырезками на сине-желтой стене) и размышления молодых неудачников с позорным клеймом "деревени" на лбу нещадно царапали душу.
Спектакль вспыхнул яркой звездочкой в проекте "Новая драма Хакасии", пришелся по душе столичным критикам (Вислову, Спешкову и Александре Лавровой) и впервые за пять лет вывез труппу Русского драмтеатра за пределы Хакасии. В конце мая в Красноярске прошел V Всероссийский фестиваль современной драматургии "Драма. Новый код", где наряду с нашим театром играли экспериментальные театры – Театр.Doc (Москва) и ON.ТЕАТР (Санкт-Петербург), Российский академический театр драмы имени Ф. Волкова (Ярославль) и Ачинский драматический театр, показывая на сцене полноценные спектакли и их эскизы, читки современных пьес и документальные фильмы.
Театральный шлягер
"МотоZикл" зародился в режиссерской лаборатории и в феврале вышел на сцену как полноценный спектакль вместе со своим неизменным "напарником" "Пять-двадцать пять" (по современной пьесе Данилы Привалова). Он вмиг завоевал популярность у молодежной публики, которая преобладала и на последних его показах. Интерес вызван тематикой пьесы, которая, по словам Евгения Ланцова, "попала во время" и обрела титул театрального шлягера.
– Пьеса пошла по стране валом, ее все ставят, она везде имеет успех, – заявил режиссер В разговоре с нашим корреспондентом. – Это нечастый случай. Все драматурги и режиссеры мечтают поставить шлягеры, которые положишь на рампу, и они сами заиграют. И "Убийца" – из разряда таких пьес. Она, конечно, не широкоформатная, не для большой сцены, но все образы в пьесе узнаваемы.
Когда наш корреспондент заговорил о принципиальном отказе некоторых режиссеров от современной драматургии в силу того, что она мелковата, Евгений Ланцов возразил:
– Мне кажется, все наоборот. Вы знаете, что в XIX веке понятия классики вообще не было. Ставилась только современная драматургия в театре. Классика – это хорошее дело. Но, когда ее слишком много, театр имеет склонность к окостенению. Если сравнить организм человека и организм театра, то главной пищей для театра является драматургия. Классика — это консервы: очень вкусные, хорошие, но не свежие. А современная драматургия — она с грядки. Иногда понос бывает, иногда прохватит, но зато это витамины.
Многие идеи в спектакле приходили по ходу. Музыку режиссер подбирал вместе с молодыми актерами, одеждой занималась завлит Марина Дубровская.
– Очень многие вещи были придуманы этюдным методом, – рассказал нам исполнитель главной роли Иван Рябенко (он же Дюша). – На репетиции все стулья каким-то образом попали ко мне в руки, и мы это закрепили. Так же и крик в чистом поле. А вообще, когда я читал эту пьесу, все время ловил себя на мысли: "О! Про меня!", "О! Точно про меня!". Некоторые вещи, которые случались с Дюшей, были и в моей жизни. У Евгения Юрьевича многое было. Это что-то чисто пацанячье, угадываемое. Для меня в этом спектакле было много открытий — как актерских, так и личных. Это та ступень, на которой я очень многое понял.
Русский мат заменяет целые главы
Елене Михайловой роль развязной девушки (подруги Секи) далась очень непросто. Кажется, она играла с каким-то надрывом. "Вы же видите, какая она скромная", – подтвердила мои догадки Виктория Герман, сыгравшая в спектакле ее потенциальную свекровь.
– Эти качества все равно есть в людях так или иначе, просто это скрыто, – поделилась мыслями уже сама Елена. – Приходилось что-то в себе ковырять, доставать из глубин, ставить себя на место героини и брать на вооружение какие-то фильмы. Но больше всего в создании образа мне помог режиссер Евгений Юрьевич.
– Я где-то прочитал, что профессия актера основывается на сострадании, – попытался охарактеризовать роль неудачника Иван Рябенко. – Ты входишь в его состояние, начинаешь его оправдывать. Я вспоминал личные примеры, когда мне было больно, обидно. Не скажу, что я в жизни такой уж мачо. Были моменты и неуверенности, когда я чего-то хочу, но боюсь.
В пьесе Молчанова проскальзывает ненормативная лексика, но в спектакле, по глубокому убеждению режиссера, она звучать не должна. Хотя эвфемизмы, по его же словам, оказались неточными.
– Русский мат порой заменяет целые главы. Сказал одно слово, и все понятно. Скажем, слово "шлюха", которое мы взяли на смену общеизвестному матерному слову (упоминаемому в исконном тексте три раза), выражает уже не тот смысл.
В Красноярске спектакль стал едва ли не хитом фестиваля. В адрес "Мотоzикла" звучали очень приятные отзывы. Театральный критик из Москвы Александр Вислов, в частности, сказал, что благодаря лабораториям в хакасском драмтеатре "закипела новая жизнь, пришел молодой зритель".
Уже известный читателям нашего сайта режиссер Семен Александровский из Санкт-Петербурга на фестивале заметил, что "в этом спектакле актеры просто очаровательные, и каждый из них сам по себе уникален, что значительно оживляет работу".
Ну а сакраментальной фразой всего обсуждения можно назвать отзыв одной зрительницы: "Если говорить о каких-то ориентирах в искусстве, творчестве, то можно сказать так: Канск смотрит на Красноярск, Красноярск смотрит на Москву, Москва смотрит на Париж, один Париж ни на кого не смотрит. Сегодня Абакан был Парижем".
На всероссийском фестивале абаканские актеры получили творческий импульс, когда увидели "Вия" в подаче "волковского" театра. "В этом спектакле играли актеры нашего возраста, – поделилась впечатлениями актриса Русского драмтеатра Елена Михайлова. – Возникло чувство легкой закомплексованности — ведь нам следовало после них играть! Мы решили не ударить в грязь лицом, подготовили себя и, как нам кажется, бахнули". Сам фестиваль помог труппе из Хакасии сделать много открытий. "Перед лицом подготовленной, искушенной публики какие-то моменты в спектакле "Мотоzикл" стали глубже", – сделал вывод актер Иван Рябенко.