Певица Елена Никитина уже не нуждается ни в особой рекламе, ни в представлениях: всего за один год жизни и работы в Абакане у нее появились не просто поклонники – настоящие друзья, которые поют вместе с ней на концертах, приносят цветы и подарки, скупают компакт-диски и за месяц заказывают билеты в филармонии. 1 февраля Никитина привезла из Томска (где она теперь живет) концерт, посвященный Анне Герман. Накануне концерта "ШАНС" успел встретиться с Еленой в Хакасской республиканской филармонии.
Я РОДИЛАСЬ НА ЭКВАТОРЕ.
Отец работал переводчиком в Индонезии, мы прожили там два года. Может быть, поэтому все говорят про меня, что темперамент у меня не северный, не вологодский. Наверное, успела в детстве зарядиться солнечной энергией. Меня ведь даже кормили не фруктовыми пюре из баночек, как всех обычных детей, а бананами. С тех пор я бананы не люблю: на всю жизнь наелась.
"ВСЕ – ПО ВЕРХАМ!
Ну все – по верхам!" – сокрушалась моя мама по поводу того, что я занималась в детстве всяким спортом – гимнастика, лыжи, волейбол, баскетбол, но всегда понемногу и нигде не дошла до разрядов. Она считала, что мне многое в жизни дано, а я нигде целенаправленно не выкладываюсь.
ЕСЛИ БЫ Я НЕ ПЕЛА,
я бы танцевала. До сих пор жалею, что в детстве меня не отдали на танцы. Сейчас эта мечта воплотилась в моей дочурке, она танцует с огромным удовольствием, и в ней я узнаю себя.
АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ
– природная редкость. Не знаю, от кого он мне достался, ведь оба мои родителя совершенно не поющие. Мама пела только за стиркой: когда никто не слышит, а отец любит петь, но всегда поет мимо нот.
МОИ СПОСОБНОСТИ
к пению
проявились не сразу. Я – исключение из правил, ведь обычно способного ребенка видно с его первых шагов в музыке – по интонированию, по стремлению петь и играть. У меня же дела обстояли настолько заурядно, что учительница, которая в пять лет готовила меня к "музыкалке", поначалу учила меня просто маршировать под музыку вокруг стола: несмотря на четкий и простой ритм маршей, я то и дело сбивалась. В третьем классе, когда обычно родителям честно говорили – стоит ли тратить время и средства или уже закончить заниматься музыкой – учительница не сказала ничего особо воодушевляющего: в принципе девочка справляется. Если хотите – можете ее оставить.
В СЕДЬМОМ КЛАССЕ
я вернулась из пионерского лагеря, села за инструмент и запоем стала подбирать все любимые песни. Вот тут-то и обнаружился, наконец, мой абсолютный слух. Мне хотелось петь просто до дрожи. Каждый вечер я ждала, когда будут сделаны все уроки и домашние дела и можно будет сесть за фортепиано.
ОДНАЖДЫ В ДВЕРЬ
постучала соседка. Оказалось, их маленький ребенок уже привык, что вечером за стеной кто-то поет и играет на пианино. А стоило мне пропустить один день – и родители никак не могли его убаюкать. Вот так меня впервые попросили выступить "на бис".
ВСЕ в МОЕЙ ЖИЗНИ
постоянно перемешивалось: закончила институт в Питере, была возможность там остаться, но пришлось вернуться в Вологду – заболела мама. Хотела петь, но десять лет проработала в кукольном театре. Пошла на актерскую работу, потому что по графику она была самая свободная. Но я не жалею: это дало мне свободу на сцене и умение общаться.
Я ПОСТЕПЕННО СТАЛА
терять интерес к театру, хотя у меня было много главных ролей и высшая актерская категория: мне казалось, я уже достигла там своего "потолка". К тому времени я уже успела подружиться с музеями и вела там цикл музыкальных программ на краеведческой основе. На вологодском телевидении у меня была авторская программа о людях, которые много сделали для культуры, но оказались незаслуженно забыты. Эта работа очень меня увлекала.
СОЗНАТЕЛЬНО УШЛА
в свободное плаванье, а не в штат какой-нибудь культурной организации. Любая обязаловка меня угнетает: плохо делать не могу, а в сплошной текучке творить очень трудно.
Я – ЧЕЛОВЕК РЫВКА.
Мне трудно так организовать свою работу, чтобы делать понемногу, особо не уставая, никуда не спеша. В среднем у меня три премьеры в сезон. Получается, что в каждой программе у меня в среднем 30 номеров. Это 100 новых песен за год. А сольники я даю уже почти 20 лет. Вот и посчитайте. И мне интересно жить в таком ритме. Могу совершенно смело сказать, что в таком графике не работает ни один филармонический артист. Я работала худруком в одной филармонии. Когда ко мне приходили певицы со словами: "У меня репертуар в двести произведений", – я всегда удивлялась:
"А что, это, по-вашему, много?".
ВСЕГДА ЗАВИДУЮ
артистам
"из телевизора", у которых в конце концерта по экрану бегут титры: программу подготовили – и длинный ряд фамилий всевозможных помощников. У меня же все "в одну голову". И я не всегда умею рассчитать свои силы, когда увлекаюсь. У меня есть давняя традиция: самую большую премьеру года я даю 19 апреля, в свой день рождения, в Вологде. Накануне у меня почти всегда поднималась температура и слабость была такая, что казалось, я умираю. Утром я поднимала себя с постели только усилием воли: все билеты проданы, со мной работают музыканты, танцоры. Постепенно суета подготовки к концерту меня тормошила, затягивала, и к вечеру я уже была "как огурчик". А уж после концерта, получив заряд от зрителей, и вовсе просто летала и всегда решала: ну уж в следующий свой день рождения я сделаю еще больше!
ПОСЛЕ КОНЦЕРТА ТРУДНО
уснуть. Не секрет, что некоторые артисты снимают стресс алкоголем. Я же пересматриваю видеозаписи выступлений. Первый раз смотрю в эйфории. Во второй раз – уже замечаю некоторые промахи, начинаю судорожно записывать ошибки на первом попавшемся клочке бумаги. К четвертому просмотру настроение уже вполне прозаическое: обычный день из жизни. Хорошо поработала, но в следующий раз надо еще лучше. С этой мыслью я начинаю зевать и засыпаю. Но утром обязательно раздаются восторженные звонки с отзывами о концерте, и мне снова хочется работать.
ПОНАЧАЛУ МНЕ БЫЛО
трудно в Абакане. Я не могу быть счастливой, когда у меня нет работы. После похода в "Gold’s Gym" я обычно заходила в кафе – заказывала свои два сырника и чай, и чай от слез часто получался соленым: у меня была настоящая депрессия. "В конце концов, можно увлечься чем-то другим", – писала мне SMSки подруга из Вологды. Но чем я еще могу так увлечься, кроме музыки? У меня прошел первый концерт при пустом зале, и дальше была неопределенность….
Я ПРОЖИЛА В АБАКАНЕ
почти год. Муж – работник ФСБ. На первом концерте я увидела два плотных ряда ФСБшников: пришли посмотреть на жену начальника. За ними, в разных углах зала – еще с десяток любопытных зрителей. С каждым следующим концертом приходило все больше людей, и в этом году филармония предложила мне сделать авторский абонемент, в который вошло четыре концерта. Приятно, что я до сих пор встречаю в зале тех, кто когда-то случайно забрел на мое первое выступление. Теперь Абакан для меня – оазис. Мне здесь очень уютно.
Я МНОГО ГАСТРОЛИРУЮ.
Весной у меня были концерты в Москве, Череповце, Великом Устюге и, конечно, в родной Вологде. В Москве все гораздо угрюмее и прагматичней: ты мне – я тебе. Нет такой душевной теплоты и простоты в общении, как, например, в Абакане. Исключение – программа "Романтика Романса", где совсем не холодная столичная атмосфера. Я участвовала в ней несколько раз и в апреле этого года поеду снова.
ВЫБОР ТЕМ ДЛЯ
концертов всегда случайный. Например, сделать концерт, посвященный Герман, мне подсказала подружка. Кроме "Эха любви" и "Один раз в год сады цветут" я сразу ничего и не вспомнила. Пришла в библиотеку, обнаружила много интересных статей, но всего пару пластинок. Для концерта этого мало. Но я верю, что если чего-то действительно хочешь, оно само к тебе придет. Вот и мне, как только я загорелась желанием петь песни Герман (а я слушала ее пластинки и плакала – до чего это красиво!), жизнь стала подкидывать нужную информацию: то газетная статья в руки попадется, то услышу обрывок разговора в троллейбусе: чье-то воспоминание об ее концерте. Потом через знакомых случайно узнаю, что в одной семье есть целая коллекция записей Анны Герман. Они все это для меня переписали, и эти записи стали настоящим открытием: как и большинство из нас, я знала Анну Герман только как эстрадную певицу, а она умела петь все – и классику, и джаз, и романсы, и все это было озарено ее волшебным голосом.
Я НИКОГДА НЕ ПЫТАЛАСЬ
делать кальку с известного исполнителя. Это же неинтересно. Когда я готовлю любую программу, слушаю записи ровно столько, чтобы записать слова и "снять" мелодию. Или, если нужная песня есть в нотах – вообще не слушаю. Такую роскошь, как послушать "оригинал", я себе позволяю только после того, как уже нашла свое собственное решение. Так же было и с Анной Герман. Сначала я сделала программу, отработала концерт, потом записала диск с ее песнями. И только после этого вернулась к ее пластинке, и снова слушала и плакала, понимая, что никто никогда не сможет сделать лучше. Но было у меня и несколько моментов радости, когда я услышала, что независимо от Герман в некоторых местах я решила песню точно так же, как и она: мы совпали.
МЫ С МУЖЕМ ОЧЕНЬ
разные. Мы вместе учились на режиссерском факультете, но он давно уже живет в "военной" среде. Недавно подарил мне небольшой замочек – на сумку. Я удивилась: "Зачем?! Я людей не боюсь!".
Он в ответ просто смеялся. Но в чем-то мою оторванность от жизни (я ведь и телевизор не смотрю, кроме разве что канала "Культура" и нескольких любимых передач) уравновешивает его бдительность и серьезность.
СЧАСТЬЕ ВНУТРИ НАС
самих. У меня самое привычное выражение "очень хорошо". "Как живешь?" "Очень хорошо!" Все удивляются: "Что, даже "очень хорошо"?!".
Но я правда очень счастливый человек, хотя счастье иногда бывает трудной работой. У меня семья, чудесные дети, крылья за спиной и главное – много работы.
Елена Никитина – выпускница Ленинградского государственного института культуры им. Н.К. Крупской. На ее счету – работа в Московском театре романса, участие в программе "Романтика Романса" на телеканале "Культура", более 20 компакт-дисков с песнями и романсами.
Она – обладательница гран-при и приза зрительских симпатий конкурса исполнителей романса памяти А. Вяльцевой (Брянск, 2001). Лауреат конкурса "Весна романса" (Санкт-Петербург, 2004) в номинации "Автор романса".
В этом году Елена Никитина приезжает в Абакан с абонементом, в который вошли четыре концерта. Последний, четвертый, состоится 4 марта, в нем Елена споет для нас романсы из репертуара Анастасии Вяльцевой.