Навожу порядок на книжных полках. Снимаю, протираю от пыли, жужжит пылесос. Нахожу много интересного. Это не удивительно, книжек у меня за жизнь собралось немало, несколько десятков тысяч томов. Расставляю красиво и в алфавитном порядке. Хоть и знаю, что это ненадолго: то новые книги появятся, которые уже не втиснешь в плотные ряды, то на других полках найдутся неведомо как туда попавшие, которые должны стоять совсем в другом месте…
Вообще говоря, это сложная задача – как расположить книги в ограниченном пространстве, если их достаточно много. В больших библиотеках, как правило, их расставляют строго по формату, а все другие виды упорядоченности игнорируют. Каждой книге присваивается специальный номер и "пожизненное" место, а для поиска по тематике, автору или названию используют специальные картотеки, а нынче – формализованные базы данных в компьютерах. Это довольно удобно, когда нужно минимизировать место хранения. Но если книжка случайно попадет не на свое место, найти ее будет практически невозможно.
Если места много, то можно оставлять на каждой полке немножко свободного пространства. Тогда при появлении новых книг их легко расставить в нужном порядке. Но рано или поздно все просветы заполнятся, и проблема встанет во весь свой рост.
А еще ведь хочется иногда, чтобы все смотрелось красиво. Отдельно – собрания сочинений, книги по сериям, однотипные по оформлению…
У меня, честно сказать, используются все три типа расстановки. И строгий алфавитный порядок, и один стеллаж, по настоянию жены, исключительно для собраний сочинений и библиотечных серий. И навалом, во вторых рядах. Для этих я регулярно завожу специальные списки, в которых помечаю, на какой полке, в каком ряду должна быть та или иная книженция. Но ведь жизнь все время подбрасывает дополнительные заботы. То куда-нибудь нужно приткнуть новые поступления, то выделить место для изданий, которые часто используются для работы, то вот еще видеодиски свою нишу заняли. И все постоянно течет, перемещается, записать о перемещениях далеко не всегда удается сразу, а потом все забывается.
Вот и приходится устраивать время от времени, раз в пять-десять лет, глобальный шмон. На самом деле, это – увлекательнейшее занятие. Столько интересного, полузабытого находится! Иногда и засиживаюсь за старой книжкой, перечитываю хотя бы несколько страниц. Все-таки книги – это здоровски!