Думая о величине тарифов по квартплате, которые не менялись в Бердянске с 2006 года, неминуемо приходишь к параллели со старой притчей о курице и яйце. Жалобы потребителей услуг на их плохое качество и вопрос «За что платить больше?», тут же парируются коммунальщиками: если не платить больше, то услуги будут оказываться еще хуже. Попробуем разобраться: за что, сколько и кому мы платим сегодня?
На прямой вопрос, который задают многие читатели: «За что платить, если ничего не делается?» – заместитель городского головы Василий Федосов скептически улыбается и отвечает вопросом: «Если бы ничего не делалось, все бы уже давно развалилось». И продолжает:
– Результат работы жилсервисов и коммунальных служб в целом малозаметен. В домах есть свет, вода, канализация, тепло, работают лифты, убираются дворы, устраняются аварии. Почти никто не видит, как люди работают в подвале или на крыше. Зато если мусор не вывезут день-два – это всем стразу видно. Но и мусор мы стараемся вывозить регулярно. Вот если бы мы этого совсем не делали – не готовили дома к зиме, не убирали во дворах, не вывозили мусор, не выезжали на аварии – все бы это тут же почувствовали. И не задавали бы вопросы, а кричали бы. Считаю, коммунальные службы хорошо подготовились к зимнему отопительному периоду, он прошел без крупных аварий как на коммуникациях, так и в домах. А жители нескольких домов в городе, где такие аварии были, своими глазами видели, как работники жилсервисов, горводоканала, теплосети по двое-трое суток «ничего не делали», чтобы в домах были отопление и вода.
– Есть статистика, сколько обращений граждан в жилсервисы с начала 2011 года?
– Да, в «Жилсервис-2а» было 779 обращений, в КП «Жилсервис-7» – 1128 и в «Комэнерго-Бердянск» – 7528. Всего 9435 обращений за 15 месяцев.
– Сколько аварийных ситуаций ликвидировано с начала 2011 года?
КП «Жилсервис-2а» ликвидировало 750 аварий, КП «Жилсервис-7» – 603 и «Комэнерго-Бердянск» – 6873 аварии. Всего – 8226, в том числе: за период отопительного сезона 2011/2012 гг. жилищно-эксплуатационными предприятиями было устранено 849 серьезных аварийных ситуаций, в том числе: 551 – на системах водоснабжения и канализации и 298 – на системах отопления.
– Сколько домов, находится на балансе жилсервисов и «Комэнерго»?
– Всего 403 благоустроенных дома, в том числе: КП «Жилсервис-2а» – 72 дома (оплачиваемая площадь – 227,7 тыс. кв. м), КП «Жилсервис-7» – 92 дома (оплачиваемая площадь – 274,9 тыс. кв. м), «Комэнерго-Бердянск» – 239 (оплачиваемая площадь – 448,9 тыс. кв. м)
– Сколько в среднем за месяц поступает платежей от одного пятиэтажного и девятиэтажного дома?
– В среднем по жилищно-эксплуатационным предприятиям: 5-ти этажный – 2600,0 грн/мес., 9-ти этажный – 6500,0 грн/мес.
– Какова сумма средств, полученных жилсервисами в качестве компенсации льготным категориям граждан по жилсервисам?
– За 2011 год начислено квартплаты населению – 9319,0 тыс. грн, в том числе льготы и субсидии составили 996,9 тыс. грн.
– Как расходуются средства, которые жилсервисы получают от бердянцев?
– Сразу отминусуйте от этой суммы 20% НДС. Затем идут обязательные платежи. Вы знаете, какие меры принимаются государством для того, чтобы не допустить задолженности по зарплате. Поэтому в первоочередном порядке выплачивается зарплата. Иначе руководитель предприятия будет давать пояснения в прокуратуре. Поэтому все работники у нас оформлены официально, пользуются всеми соответствующими правами. Соответственно, необходимо выплачивать все налоги на зарплату и во все социальные фонды. И только после этого мы можем расходовать средства непосредственно на содержание домов. И тут есть свои нюансы. Например, хочешь – не хочешь, а надо оплачивать услуги предприятий и предпринимателей, которые вывозят мусор. Иначе они останутся без оборотных средств и перестанут выво-зить его вообще. Обязательно оплачивать электроэнергию, в том числе и за те общежития, где отсутствует индивидуальный учет электроэнергии. Они – самые большие должники по электроэнергии. Обязаны мы платить за работу лифтов КП «Горлифт», иначе лифты остановятся.
На сегодняшний день затраты предприятий значительно превышаю их доходы, что привело к убыточности предприятий и значительным долгам, в частности по электроэнергии, техническому обслуживанию лифтов, вывозу ТБО, за коммунальные услуги.
В удельном весе в общих затратах зарплата с начислениями (единый взнос) занимает 56%, налоги – 9,3%, т. е. зарплата с начислениями и налогами составляет в среднем по предприятиям 65,3%.
Вот и получается, что собственно на дом тратится не больше 45 копеек с каждой оплаченной гривны.
– Наивный вопрос, но его задают. Неужели нельзя всем приказать работать даже без оплаты? Так было бы хорошо – стукнул кулаком по столу, и пусть лифты работают, и свет дают, и мусор вывозят.
– Нельзя. Каждое предприятие коммунального хозяйства – отдельный субъект хозяйственной деятельности. Его работники должны получать зарплату, предприятие должно платить налоги, закупать материалы и так далее. Без оплаты за свои услуги оно не сможет этого делать.
– Вопрос, связанный с вывозом мусора. Почему нельзя вывести плату за него из структуры тарифа, как, например, выведена вода?
– Услуги по вывозу мусора в городе оказывают почти десяток разных предприятий и частных предпринимателей с разными тарифами. Если предложить им заключать договора, им придется содержать абонентскую службу, это значительно увеличит тариф на вывоз мусора. К тому же пока отсутствует юридически выверенный механизм вывода (он не прописан ни в одном нормативно-правовом документе).
– Почему нельзя вывести в отдельный тариф обслуживание лифтов?
– Тариф на услуги по содержанию дома и домовой территории формируется в соответствии с Порядком формирования, утвержденным Постановлением Кабинета министров Украины №560. Обслуживание лифтов входит в перечень услуг по содержанию дома и придомовой территории, который утвержден этим постановлением. Вывод в отдельный тариф обслуживания лифтов действующим законодательством не предусмотрен.
– Почему за лифт должны платить жильцы первых-вторых этажей? Они ведь им не пользуются?
– Они платят не за пользование лифтом, а за его содержание. В соответствии со ст. 382 Гражданского кодекса Украины многоквартирный жилой дом – его стены, несущие конструкции, встроенные помещения, подвалы и т. д. – является общей совместной собственностью всех его жильцов. Согласно ст. 322 этого же кодекса они обязаны его содержать. Фактически, это должно быть соответствующим образом оформлено, но действующий механизм передачи домов собственникам еще только разрабатывается. Ближе всего к этому подошли ОСМД, некоторые из которых сейчас готовятся принять дома и придомовую территорию из коммунальной собственности. Но рано или поздно это произойдет. Поэтому жильцы сами должны быть заинтересованы в содержании дома в порядке, ведь это увеличивает его капитализацию, то есть стоимость квартир на вторичном рынке жилья тоже зависит от того, в каком состоянии находятся подъезды, подвалы, лифт.
– Давайте вернемся к затратам. Как уже ясно, основная статья расходов жилсервиса – заработная плата. А кому она платится? Каков штат коммунальных предприятий? Сколько в них ИТРовцев и рабочих? Каков фонд их заработной платы?
– По состоянию на март 2012 года эти данные мы свели в таблицы.
Как видно из таблиц, в двух жилсервисах, в сумме содержащих приблизительно равное с одним «Комэнерго» количество домов, работает в полтора раза больше работников: администрации, ИТР и рабочих. Поэтому на очередной сессии городского совета мы предложили депутатам проект ликвидации «Жилсервиса-7» и перевода его работников в «Жилсервис-2а» с сокращением дублирующих должностей и оптимизации штатного расписания. Это позволило бы нам, как говорится, на ровном месте сократить расходную часть двух жилсервисов где-то на 80-100 тысяч гривен ежемесячно. Соответственно, сократились бы убытки, обновленное предприятие получило бы возможность оперировать в обороте почти в два раза большей суммой доходов. К сожалению, депутаты не приняли этого важного решения, и убытки будут расти.
– А может быть, стоит сократить имеющиеся зарплаты? Говорят, зарплата директора жилсервиса превышает шесть тысяч гривен?
– Говорят неправду. Ежемесячный оклад директора составляет 2700 грн, с редкими премиями его зарплата – около 3100 грн. Максимальная премия может выплачиваться только в размере 50% оклада, но на практике больше 15% не платится. Много? Вроде бы немало. А вы не забывайте, сколько домов на балансе его предприятия – под сотню. И далеко не новых, в которых каждый день что-то случается. Это работа без выходных и праздников, в условиях постоянной нехватки средств, текучести кадров, частых стрессов. Оба директора жилсервисов у нас сейчас и. о. Они не горят желанием занимать эту должность. Ну, уменьшим мы им зарплату до двух тысяч – они, что, лучше будут работать? Их оклад и так ниже, чем у остальных руководителей предприятий ЖКХ в городе
У нас серьезная проблема – удержать хороших специалистов: энергетиков, бухгалтеров, даже сантехников, знающих сети в каждом конкретном доме, кровельщиков, знающих, что на какой крыше в каком состоянии. Из-за нехватки средств мы были вынуждены ввести неполные рабочие недели: люди работают по три дня в неделю или неполный рабочий день. А ведь аварии случаются не только по этим дням. Жильцы жалуются на плохую уборку дворов. А как ей быть хорошей, если дворник убирает два раза в неделю и получает за это 600-800 гривен в месяц? Мы бы рады платить больше и дворникам, и слесарям-сантехникам, электрикам. Но при нынешнем тарифе, без его изменения, это приведет к тому, что доля зарплаты в расходах предприятия вырастет – с 65 до 90 процентов. То есть 45 наших дворников, может, и будут убирать дворы 164 домов три раза в неделю, но зато у нас не будет средств заплатить за вывоз мусора и лифты.
Вот такая грустная арифметика.
О том, что даст повышение тарифа, насколько серьезным оно будет и чем все закончится – читайте в следующем номере. Автор: Сергей Белоусов, начальник пресс-службы исполкома По материалам сайта http://vesvladivostok.ru