Брать интервью у журналиста — дело довольно интересное. С одной стороны, все выглядит просто: рыбак рыбака должен хорошо знать. Журналист прекрасно понимает, что мне от него надо, и легко пойдет на контакт. С другой стороны, он и сам не раз брал интервью и знает все журналистские приемчики, так что провокации и разного рода уловки с ним не работают. Самый лучший способ — притвориться своим же читателем и представить: что бы я, открывая пятничный номер, хотела узнать об этом персонаже? Итак, я открываю газету и читаю: известный тележурналист, автор популярной программы «Специалисты», ведущий новостей на телеканале «Тверской проспект» Денис Бодров.
Уже не в первом поколении семья Дениса трудится на одном из главных предприятий города — Тверском вагоностроительном заводе. Отец пошел на ТВЗ вслед за своими родителями, туда же устроилась тетка, родная и двоюродная сестры — практически вся династия Бодровых. И когда кем-то из родственников был озвучен вариант его профессиональной судьбы, Денис заявил категорически: «Нет! Мне это не интересно, я человек не рабочий — я человек слова». И пошел на филфак.
Пошел, конечно, не сразу, как научился ходить, хотя профессиональная самоидентификация случилась с Денисом в довольно раннем возрасте.
— Есть одна история, не единожды рассказанная уже мной, но достаточно показательная, чтобы повторить ее еще раз. Как-то мама пришла с работы домой и увидела такую картину: в углу комнаты, имитируя камеру, стоит диапроектор, в луче света из него сидит ее ребенок, которому девять лет отроду, и читает с газеты какой-то текст — я был ведущим собственной программы. Мама, конечно, была, мягко говоря, в изумлении. Ну а уже в одиннадцать-двенадцать лет я точно понял, что хочу быть журналистом и, скорее всего, телевизионным.
Ну что, как думаете, могло быть у этого ребенка какое-либо другое будущее?
Оказывается, могло. Провалившись при поступлении на филфак, Денис расстроился, скорее, даже обиделся на судьбу, которая, судя по всему, просто хотела в последний раз проверить, насколько точно парень определился с выбором. А парень сказал: тогда не буду вообще никуда поступать, буду дворником! Неплохая профессия, сказала мама Денису, но посоветовала прежде использовать последний шанс. На заочку будущий тележурналист поступил с первого раза.
Развитие дальнейших событий выглядит вполне закономерным, со всеми перипетиями, недоразумениями и несправедливостями, которые должен пройти, наверное, каждый начинающий специалист, чтобы стать в итоге профессионалом. Первой практикой для Бодрова стала молодежная газета «Смена +», где он писал о студенческой жизни. А вскоре на шестом канале, на котором тогда вещал «Тверской проспект», появилась вакансия журналиста.
— Тогда редактором новостей здесь работала Лена Девяткина. Почему-то она сразу выделила меня среди прочих претендентов, сказала: ты остаешься. Уже через два дня я сделал первый репортаж. Стажировался на канале месяц, делал по три сюжета в день — это, конечно, была грандиозная школа!
Однако через некоторое время со словами «мы будем иметь тебя в виду» канал расстался со стажером. Денис снова пошел в газету, где ему вновь пришлось пройти испытание на прочность, по моему разумению, весьма полезное для закалки духа.
— Через месяц работы я ушел из этого издания с записью в трудовой: уволен, как не прошедший испытательный срок. Не соответствующий квалификации, одним словом. Мне сказали откровенно: смиритесь с тем, что вы не умеете писать, журналистика — это вообще не про вас. Верить этому я был не склонен, тем более что совсем скоро увидел опубликованными все мои материалы, которые были отвергнуты редактором.
Была еще одна газета в биографии Дениса — «Ленинское знамя», но и в ней он отработал лишь два месяца, несмотря на то, что и коллектив, и формат издания ему очень нравился. Видимо, не были они с печатными СМИ созданы друг для друга. Тайком от главного редактора Денис «халтурил» на «Тверском проспекте», подменяя иногда репортеров. Наконец, в сентябре 1999 года он был официально принят в штат телеканала в новостной отдел. А через пару месяцев Бодров уже выходил в прямой эфир в качестве ведущего новостей.
В 2006 году появилась первая авторская программа «Большой репортаж». Потом была работа в Клинской телекомпании «Поиск», а еще через полгода Бодров перебрался в Москву на канал РБК. Неизвестно, где был бы он сейчас, если бы в развитие событий не вмешался пресловутый экономический кризис. Редакцию популярных программ, где работал Денис, разогнали, и он вернулся в Тверь.
— Как считаешь, Денис, всякий ли может стать телевизионным журналистом, или для этого все-таки нужно обладать определенным набором качеств?
— Думаю, невозможно обойтись без природного любопытства, здоровой наглости, умения объективно смотреть на предмет. Конечно, нужно быть коммуникабельным, не стесняться задавать вопросы. Мне всегда нравилось работать на публику. Это не имеет никакого отношения к самолюбованию, работать на публику — значит ради нее. Самое большое удовлетворение я получаю, когда результат труда бывает реальным, иногда физически ощутимым. Вот хотя бы ближайший пример — семья из-под Торжка, оставшаяся без крова из-за пожара. На следующий день после сюжета вся наша редакция была завалена вещами, которые люди приносили для погорельцев. Мне нравится общаться с людьми, информировать их и помогать. Рад, что могу прославлять наш регион, рассказывая об интересных людях
— Узнают на улицах?
— Узнают, и со временем это становится очень утомительным. И дело тут не в моем статусе лица с экрана — навязчивое общение неприятно любому человеку. А люди бывают разные. Кто-то понимает, что это может мне доставить дискомфорт, а кто-то относится панибратски, или, еще хуже, тычет пальцем и кричит на всю улицу: ой, смотри, ТНТ прошло! Ну? Вам будет приятно?
— Что интересно вне работы?
— Есть у меня несколько страстей, в которых я, без ложной скромности, считаю себя весьма сведущим человеком. Во-первых, это кино. Я самый настоящий «синефил». Видимо, я нахватался этого у мамы, которая в свое время очень увлекалась кинематографом. Дома у меня до сих пор хранятся советские журналы «Спутник кинозрителя», «Киноафиша», «Советский экран». Это очень ценный раритет — там можно найти такую информацию о советских актерах, актрисах, какую не всегда найдешь даже в Интернете. А еще музыка. Я неплохо разбираюсь в современной поп-музыке, немного знаю рок и пока недостаточно джаз — я пришел к нему недавно, около семи лет назад. Почему-то качественная отечественная музыка не востребована или скорее не имеет возможности заявить о себе в родной стране. Между тем, эти артисты с успехом принимаются на зарубежных площадках, но о них не знает большая часть российского слушателя. Мы так же мало знаем о куче талантливых топовых исполнителей — по секрету: они не ограничиваются 50 cent и Beyonce. Сейчас у молодежи гораздо меньше возможности получать информацию из мира музыки, чем это было, например, в девяностые. Прежнее МTV и Муз ТВ умерли — музыки как таковой почти не осталось. Все, что они показывают — это бесконечные глупые рейтинги, голые тела и деньги.
— А что насчет сегодняшнего телевидения?
— Современное телевидение деградировало, оно мне непонятно. Я воспитывался на качественном телевидении — это Сорокина, Листьев, Сагалаев, Прошутинская. Эти имена я всегда привожу в пример молодежи, хотя теперь не все и знают-то, кто такой Листьев, например. Какими бы ни были противоречивыми девяностые годы, но они принесли свободу на телевидение. Сейчас, во времена торжества демократии, царит жесткая цензура. Скрытая, ненавязчивая, но повсеместная. Говорится обо всем, но ровно столько, сколько позволено. Мы одна из немногих региональных телекомпаний, которая может говорить то, что на самом деле думает. Да и ситуация в городе изменилась, власть стала более терпима к критике.
— Есть люди, события, совершившие поворот в твоей жизни?
— Поворотные события как раз и совершались людьми, сыгравшими большую роль в моей судьбе. Сначала это приход на ТНТ и Елена Девяткина, которая научила меня азам и ввела в профессию. Я очень благодарен нижегородскому журналисту Нине Витальевне Зверевой — очень известный человек, академик телевидения, теперь медиа-продюсер. Это Андрей Карасев — он был главным редактором «Тверского проспекта». Его долго не принимали в коллективе, было много недоразумений, но потом мы подружились, он всегда поддерживал меня и помогал. К сожалению, дружба наша долго не продлилась — в 2007 году он трагически погиб. Ну и много, много друзей, которых я приобрел за эти годы. Самое главное для меня в моей профессии — это общение, благодаря ему я живу и развиваюсь.
— Если не тележурналистика, то что?
— Мне не будет страшно уйти когда-нибудь из кадра — всему должно быть свое время. Сейчас мне очень интересен мой проект «Специалисты». Но нужно расти самому и давать дорогу другим. У меня, как у человека проработавшего здесь 10 лет, есть возможность помогать нашим молодым сотрудникам. А если придется уйти с телевидения… Конечно, буду очень скучать по этой атмосфере. Но рвать волосы на себе не стану. Работать все равно буду в околомедийной сфере — радио, другие сми, пиар, возможно, преподавание. Мне нравится режиссура, и может быть, я попробую себя в другом жанре — в кино или в клипмейкерстве.
— Как считаешь, почему тебя могут запомнить зрители?
— Кто-то знает меня как ведущего новостей, у кого-то я ассоциируюсь с программой «Специалисты», а у кого-то — с отключением света в марте прошлого года. Я думаю, я запомнюсь тем, что уважительно отношусь к своим персонажам, даже если они мне малосимпатичны. Формула успеха любой программы проста — я должен любить то, что делаю, иначе это будет неинтересно зрителю. Конечно, бывают случаи, когда мне не слишком интересна тема, но делать программу надо. Тогда я просто выстраиваю программу по-другому — я заставляю себя внимательнее присмотреться к людям, с которыми приходится работать, и оказывается, что в каждом можно найти что-то интересное — невозможного нет.