Я уже неоднократно отмечал ранее, что в России нет оснований для возникновения банковского, валютного или долгового кризиса.
Более того, ни в коем случае нельзя отожествлять кризис 1998 года с ситуацией, возникшей в настоящее время.
Необходимо ясно представлять и понимать, что причиной событий десятилетней давности, приведшей к дефолту, стала несостоятельность государства в обеспечении своих обязательств, в том числе и перед инвесторами, вложившими свои средства в «пирамиду» ГКО.
Усугубилась эта ситуация развалом экономики страны и, чего греха таить, самыми настоящими экономическими «диверсиями».
Ситуация сегодняшнего дня более сложная, так как Россия сталкивается с последствиями глобального мирового кризиса.
Несмотря на предпринимаемые меры, трудности еще не закончены, так как непонятно, насколько сильно пострадали товаропроизводители, лишившиеся доступа к кредитам банков для осуществления своей хозяйственной деятельности, страховые компании, фонды прямых инвестиций, пенсионные фонды.
А если говорить о последствиях этой ситуации, то ущерб от нее был бы менее значителен при условии, что ряд средств массовой информации и большая часть населения сохраняли бы спокойствие. Если бы первые не нагнетали обстановку, а вторые не поддавались бы панике.
Вспомните, сколько в последнее время было переговорено, пересказано слухов на работе, дома, в кругу друзей и знакомых. Нам уже многократно прочили девальвацию, дефолт, деноминацию и другие экономические катастрофы. По всей стране прокатилась волна слухов об исчезновении валюты, очередях возле банкоматов и банкротстве чуть ли не большинства российских банков. Тысячи и тысячи наших сограждан, уходя на очередной перекур или стоя перед зеркалом с тюбиком губной помады в руках, шептали оказавшемуся рядом коллеге или подруге безумные, бредовые фразы, вроде того что в Банк России завезены новые деньги или подруга полгорода объехала, а деньги с карты так и не сняла. После таких слухов сотни и тысячи поверивших опустошали остатки на своих банковских картах, тратили сбережения, закрывали счета, глотали горстями таблетки, бежали в панике к врачу.
Все это свидетельствует об одном: раздувшийся «кризис» из области финансовой плавно перетек в область психологическую. Так считает сейчас уже большинство населения, так считают и многие эксперты.
А сеять панику и распространять самые нелепые слухи весьма просто, иногда кому-то выгодно, любопытно.
Об этом свидетельствует недавний, так называемый солевой кризис. Несколько региональных СМИ дали информацию об уменьшении запасов соли, и на следующий день тысячи посмотревших сюжет бросились толпами в магазины за этим продуктом, скупив за несколько дней месячные запасы.
Что в итоге, всем хорошо известно: десятки килограммов этой приправы были свалены в углах своих жилищ, захламляя межкомнатное пространство.
Очень важно знать, что наша страна, наученная горьким опытом вчерашнего дня, сегодня готова к возможным проблемам. Наша экономка достаточно хорошо подготовлена именно к внешним шокам, что постоянно в последнее время подчеркивают и президент Дмитрий Медведев, и глава правительства Владимир Путин.
Резервный фонд страны за октябрь вырос на 14 миллиардов рублей, до 3,57 триллиона рублей, а Фонд национального благосостояния - на 438 миллиардов рублей, до 1,67 триллиона рублей.
Из общего объема Фонда национального благосостояния 170 миллиардов рублей переведено на депозиты во Внешэкономбанк. Эти средства правительство потратит на поддержку фондового рынка и кредитование бизнеса. Это в дополнение к тем ранее выделенным для поддержания ликвидности банковской системы и сбалансированности экономики страны многим сотням миллиардов рублей.
В настоящее время объем международных валютных резервов страны составляет больше тринадцати триллионов рублей, или порядка пятисот миллиардов долларов, что превышает годовой государственный бюджет всей страны. Это позволяет быть уверенным в том, что падения или девальвации рубля не будет даже при более низких ценах на нефть. Что касается курса рубля, он, естественно, может меняться, так как меняется отношение курса евро к доллару в условиях международного финансового кризиса.
В этой связи разогреваемый ажиотаж вокруг курса рубля к доллару и евро, приведший к лихорадочной скупке валюты населением по завышенным ценам, не имеет под собой никаких оснований. Он только подогревает спекулятивные настроения и играет на руку валютным проходимцам.
Что же касается проблемы денежных средств для реального сектора, то правительство России, приняв меры и оказав финансовую поддержку банковскому сектору, вплотную приступило к решению проблем в реальном секторе экономики.
31 октября 2008 года прошли сразу два совещания на эту тему. На первом президент Д. Медведев заявил о необходимости реформировать глобальную финансовую систему. На втором В. Путин определился с утверждением плана поддержки товаропроизводителей и малого бизнеса.
В первую очередь поддержка будет оказана таким отраслям, как строительство, машиностроение, оборонно-промышленный комплекс, сырьевой сектор, розничная торговля; особое внимание также будет уделено сельскому хозяйству и продовольственной безопасности страны.
Утвержденный план состоит из трех частей:
В первой, по словам В. Путина, речь идет о развитии правовой базы, защищающей инвесторов, посредством повышения прозрачности процедуры реорганизации юридических лиц, модернизации залогового права.
Вторая часть плана посвящена реальной государственной помощи предприятиям. Правительство уже выделило 50 миллиардов долларов США, которые будут использованы Внешэкономбанком для перекредитования российских компаний, имеющих задолженность перед иностранными кредиторами. Они предназначены для предприятий топливно-энергетического комплекса, транспорта, связи, металлургии, строительства.
Третий блок состоит в более существенной поддержке малого и среднего бизнеса. Будет увеличено кредитование таких предприятий по линии специализированных банков, предоставляться льготные условия аренды федерального имущества и ряд других мер, направленных на защиту и развитие реального сектора экономики. И это без учета тех мер, которые уже ранее были приняты по защите физических лиц, их вкладов и депозитов в банках страны.
98 процентов всех депозитов и вкладов населения в банках Российской Федерации государство защитило федеральным законом о страховании вкладов. А это предопределяет то, что вкладчики банков, имеющие на своих счетах до 700 тысяч рублей, в любой ситуации, развивающейся вокруг того или иного банка, смогут получить их в любое время.
Одно только плохо. В развивающейся ситуации очень многие вкладчики, поддавшись панике, ажиотажному настроению, досрочно закрыли свои вклады и потеряли процентные доходы, причитающиеся им по вкладам. Этим самым они нанесли не только урон своему личному благосостоянию в виде потерянных процентов по вкладам, но и уменьшили ресурсную базу коммерческих банков, которая шла именно на выдачу кредитов, обеспечивающих бесперебойную работу предприятий, предпринимателей, сельхозпроизводителей, торговли и т.д. А это, естественно, привело к тому, что товаропроизводителям трудно получить необходимые кредиты для того, чтобы обеспечить бесперебойный производственный цикл.
Безусловно, снижение ресурсной базы банков привело также и к определенным сложностям со своевременным получением ипотечных кредитов, кредитов на покупку автомобилей, разнообразных кредитов на неотложные нужды.
Такова суть сегодняшней проблемы, путь решения которой очевиден: прекратим панику — прекратится и «кризис».
И еще важно усвоить одно главное правило — нельзя ни в коем случае поддаваться панике и следовать «стадному» инстинкту.
Александр БЕЗДОЛЬНЫЙ, заслуженный экономист Российской Федерации
<br>