Депутаты Тверской городской Думы и общественность искали выход из грозящего городу транспортного тупика.
Ситуация с перемещением широкой общественности по городу характеризуется тремя моментами. Во-первых, не хватает хороших дорог и путей. Во-вторых, — качественного подвижного состава, как то трамваев, троллейбусов и автобусов. И в-третьих, — частные перевозчики дублируют муниципальные маршруты и перехватывают самые лакомые пассажиропотоки, а также часто и не отвечают требованиям к безопасности перевозок. Эти проблемы необходимо решать в самое ближайшее время, иначе в городе случится транспортный коллапс. Все это совместно с общественностью и обсуждали депутаты Тверской городской Думы 24 сентября в рамках «круглого стола», тема которого звучала следующим образом: «Муниципальная транспортная система города Твери. Проблемы и перспективы развития».
Мероприятие вышло весьма глобальным и по-настоящему деловым. Его организаторы — члены постоянного комитета Тверской городской Думы по экономической политике — решили не ограничиваться стандартным набором специалистов, а привлекли к участию в «круглом столе» тех, кто проработал в транспортной отрасли Твери многие годы, кто стоял у истоков ее создания, определял ее сегодняшний облик, эксплуатировал, и значит, более чем досконально знает все ее тонкости и особенности. Итак, в зале заседаний Тверской городской Думы вместе с председателем постоянного комитета по экономической политике Сергеем Елкиным, заместителем председателя Тверской городской Думы Сергеем Рогозиным, начальником отдела транспорта и связи администрации Твери Михаилом Кнышевым, заместителем главного архитектора города Раисой Тарасенко, главным государственным инспектором безопасности движения Тверской области Валерием Кучерявых наболевшие вопросы тверского транспорта обсуждали: председатель совета ветеранов муниципальной службы Николай Коробкин, бывший председатель Заволжского райисполкома Валерий Рогачев, бывший зампред горисполкома Иван Сухановский, бывший заведующий промышленно-транспортным отделом обкома КПСС Виктор Цыганов, бывший заведующий транспортным отделом горисполкома Юрий Матвеев. Кроме того, для участия в «круглом столе» были приглашены представители профессиональных объединений транспортников, ученые и общественники.
Разговор о городских транспортных проблемах был начат предельно конкретно и показательно — докладом Михаила Кнышева о судьбе МУП «Городской электротранспорт». На начало второго полугодия 2009 года предприятие уже имело задолженности общим объемом 86 млн. рублей, а, согласно прогнозам, к новому году они увеличатся еще на 34 миллиона. Собственных денег у предприятия хватит лишь на то, чтобы покрыть расходы на зарплату и отчисления на социальные нужды. Для выхода из сложившейся ситуации МУПу требуется двадцатимиллионная субсидия из бюджета. Еще серьезнее проблемы у городских предприятий, которые используют для перевозок автобусы. МУП «ПАТП» уже в стадии банкротства. Сейчас предложена схема, согласно которой нишу автобусных перевозок должно занять ПАТП-1, однако впоследствии и его могут уничтожить убытки.
Конечно, проблемы муниципальных перевозчиков не исчерпывают всех транспортных сложностей города, однако они являются лакмусовой бумажкой обстановки. И кризис еще более обострил ситуацию. Ведь сегодня найти в бюджете деньги на поддержание убыточных предприятий крайне сложно, а значит, городской власти необходимо создать условия, которые бы удовлетворяли двум требованиям — доступности перевозок для населения и финансовой состоятельности и самостоятельности перевозчиков. Что для этого нужно? В первую очередь оптимизировать — и обязательно с прицелом на будущее — транспортную схему города.
Отправную точку этой работы обозначил Иван Сухановский. Он справедливо отметил, что разрабатывать транспортную концепцию стоит, лишь имея на руках генеральный план развития города. Именно этот документ позволит сформировать представление о необходимой Твери эффективной транспортной системе. А так как появление генплана ожидается в ноябре — декабре нынешнего года, то уже сейчас нужно наметить основные методы работы в транспортном направлении, один из которых — «круглые столы». Его слова подтвердили все присутствующие, высказав в адрес Тверской городской Думы порядочное количество комплиментов (заметим, заслуженных) за организацию первого такого мероприятия. Прогресс в понимании ситуации отметил и главный государственный инспектор безопасности движения Тверской области Валерий Кучерявых, сказавший, что сегодня в Твери наконец-то появился профессиональный подход к решению транспортных проблем.
Наиболее заметным вопросом, взволновавшим всех присутствующих, стала дальнейшая работа городского электротранспорта. Дело в том, что экономические выкладки ясно дают понять: тверской трамвай в его сегодняшнем состоянии экономически невыгоден. А вот троллейбус — более чем. Так, один троллейбус стоит в два-три раза дешевле трамвая, а ремонт трамвайных путей обходится в пять раз дороже, чем сооружение новых троллейбусных линий. И есть предложение о сокращении трамвайных маршрутов и замене их на троллейбусные. С этим, казалось бы, сложно не согласиться, однако участники «круглого стола», в частности Сергей Рогозин и Виктор Цыганов, справедливо заметили: если сегодня мы совсем откажемся от трамвая, то в будущем этот вид городского транспорта, к которому сейчас возвращается вся Европа, уже никогда не появится в Твери. И поэтому нужен разумный подход, в котором будут учтены и сегодняшние экономические условия, и потребности будущего. В основе такого подхода, по мнению Сергея Елкина, должно лежать справедливое распределение маршрутов между различными видами транспорта. Так, в Твери окраинные, отдаленные улицы обделены транспортным обслуживанием: трамвайных и троллейбусных линий там нет, автобус пустить невозможно из-за ширины и нередко качества проезжей части, а частные перевозчики традиционно стремятся попасть на центральные улицы города, где норма выручки больше. Соответственно, считает Сергей Елкин, нужно распределить маршруты так, чтобы и денег всем хватало, и жители могли вовремя приехать на работу, школу, университет и вовремя вернуться домой: не простаивать на остановках по часу, а в часы пик не томиться в пробках.
Прозвучала на «круглом столе» и еще одна неразрывно связанная с транспортом тема — качество улично-дорожной сети. Ни один транспорт не сможет эффективно работать в городе, если дороги будут плохими, а значит, при строительстве новых улиц и магистралей, заложенных в генплане, нужно будет обязательно учитывать нагрузку на них, чтобы обеспечить долговечность покрытия, предусмотреть и другие параметры дорог.
Впрочем, прозвучали предложения, которые в случае их реализации могут вообще вывести Тверь на новый транспортный уровень, причем в прямом смысле. Генеральный директор ОАО «Струнные технологии» Лев Ширко рассказал присутствующим о струнном транспорте. Он выводит пассажиропотоки на уровень третьего — пятого этажей, освобождая дороги, очень дешев, прост и надежен в устройстве и обслуживании. Кончено, сегодня он может показаться фантастическим, и в первую очередь потому, что сложно представить струнный транспорт в рамках не слишком широких тверских улиц, где вряд ли может найтись место опорам для струн. А вот заменить струнным транспортом пригородные автобусные маршруты вполне логично.
Были на «круглом столе» и предложения жителей, которые обработал и передал на «круглый стол» депутат Тверской городской Думы Вячеслав Жигарев. Эти пожелания подтвердили все обозначенные проблемы и во многом сделали картину тверских транспортных сложностей более выпуклой. Сергей Рогозин заверил, что все материалы, поступившие для обсуждения на «круглый стол» и разработанные на нем, будут взяты на вооружение и обязательно учтены при поиске ответа на тверской транспортный вопрос.