17 сентября 1943 года войска Красной Армии освободили город Осипенко (ныне Бердянск) от немецко-фашистских захватчиков. За пять дней до этого (с 12 по 16 сентября) немцами были взорваны и сожжены коммуникации, здания и сооружения Азовско-Черноморского завода. Не только завод – весь город представлял собой сплошные руины и пепелища.
После освобождения Бердянска сразу же начались работы по расчистке территории завода, и практически под открытым небом среди развалин рабочие стали изготавливать для фронта окопные печи, ломы, мелкий саперный инвентарь.
Постановлением Правительства СССР от 3 января 1944 года было решено восстановить завод в довоенном объеме. В феврале 1944 года на должность директора Бердянского Азовско-Черноморского завода был переведен из г. Акмолинска (Казахская ССР) Михаил Николаевич Губанов.
Практически завод пришлось отстраивать заново. В марте 1944 года начала работать одна вагранка литейного цеха. К сентябрю инструментальный цех начал изготавливать инструменты. Весь коллектив цеха состоял из одного мастера, одного квалифицированного рабочего и шести учеников.
В таких вот сложных условиях и начал руководить заводом М. Н. Губанов.
Родился он 9 января 1907 года в Одессе. Его отец Николай Михайлович и мать Вера Григорьевна – крестьяне деревни Вороново Алексинского уезда Инвшинской волости Тульской губернии. Молодые и амбициозные родители вскоре после свадьбы решили изменить свою жизнь и поменяли местожительство, переехав в Одессу. Жили трудно, но в согласии, и здесь, в Одессе, в их семье появились трое сыновей и три дочери. Михаил был младшим. Особенно трудно семье пришлось, когда в 1910 году от тифа умер отец.
С 1914 года и до 1917 года Михаил учится в церковно-приходской школе. Затем в учебе наступает вынужденный перерыв.
После революционных событий 1917 года в стране началась гражданская война и Одесса оказалась центром белогвардейского движения, возглавляемого генералом Деникиным. Как обычно, там, где возникают очаги нестабильности власти, появляются желающие «половить рыбку в мутной воде». Вот и на этот раз в конце ноября 1918 года в черноморские порты, в том числе и в Одессу, высадились англо-французские войска.
Тем не менее в этом же году Михаил продолжил учебу в общеобразовательной школе, которая после разгрома в ноябре 1920 года войск Врангеля и окончательного установления в стране советской власти была преобразована в профшколу. Ее в 1921 году он и окончил.
В 16-летнем возрасте Михаил Губанов начинает трудовую деятельность, работая на подсобных работах на стройках: разбирает разрушенные войной здания, подносит кирпичи и т.п. В 1924 году поступил на работу учеником кровельщика и по этой специальности отработал один год. В апреле 1925 года Михаил поступил учеником слесаря на Одесскую центральную электростанцию, освоил эту специальность и проработал на электростанции шесть лет. Одновременно с 1929 года учится вначале на рабфаке, а с 1930 года – в вечернем Одесском индустриальном институте.
В 1931 году по ходатайству института он был переведен с электростанции на станкостроительный завод им. В. И. Ленина на должность контролера отдела технического контроля и проработал на этой должности до ноября 1934 года. В те времена студенты вечернего отделения на последнем курсе переводились на дневное отделение. Так произошло и с Михаилом, которого с ноября 1934 года перевели на стационарное обучение с начислением ему стипендии.
В марте 1935 года, окончив учебу в институте, М. Губанов был направлен на станкостроительный завод им. В. И. Ленина, где проработал старшим мастером сборочного цеха до февраля 1937 года.
С апреля 1937 года он работает в штате Главного управления станкостроительной промышленности в должности технического инспектора и представляет главк на заводах г. Лубны Полтавской области, Харьковском заводе им. Молотова и Одесском заводе им. Ленина.
В марте 1941 года М. Н. Губанова назначают главным инженером на станкостроительный завод им. ОГПУ в г. Мелитополе. В сентябре 1941 года завод эвакуируют в г. Акмолинск Казахской ССР, где Губанов продолжает работать в этой же должности до февраля 1944 года. За систематическое выполнение и перевыполнение производственных заданий по выпуску оборонной продукции 4 ноября 1942 года Михаил Николаевич был награжден Грамотой Верховного Совета Казахской ССР.
И вот в феврале 1944 года он был назначен директором Бердянского Азовско-Черноморского чугунолитейного и механического завода – такое название завод получил еще в 1906 году. В 1946 году завод был передан в ведение вновь организованного Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР и с этого времени стал именоваться «Бердянский завод дорожных машин». Получив полностью разрушенное и разграбленное фашистами предприятие, М. Н. Губанов ушел на пенсию в декабре 1983 года, оставив после себя современный завод – один из лучших в стране. При нем «Дормаш» по итогам работы на протяжении многих лет признавался лучшим в Министерстве, награжден был орденом Октябрьской Революции, памятными знаками, Почетными грамотами, красными знаменами и дипломами ЦК КПСС, Президиума Верховного совета СССР, Совета Министров СССР и ВЦСПС, многими другими наградами. Завод был занесен на Всесоюзную доску почета ВДНХ СССР, а также на республиканскую доску почета ВДНХ УССР. Орденами и медалями было награждено свыше 750 работников завода. Директор предприятия Михаил Николаевич Губанов был награжден двумя орденами Ленина (1966 и 1976 гг.), пятью орденами Трудового Красного Знамени (1945, 1952, 1961, 1969 и 1981 гг.), двумя орденами «Знак Почета» (1948 и 1958 гг.), орденом «Дружбы Народов» (1981 год), орденом Октябрьской Революции (1971 год) и многими медалями. В 1977 году ему было присвоено звание «Почетный работник Министерства строительного, дорожного и коммунального машиностроения СССР», а в 1969 году – звание «Почетный гражданин г. Бердянска».
Завод дорожных машин, 1944 год
Завод дорожных машин, 1964 год
Это в наши дни для строительства дорог перед проведением чемпионата Европы по футболу Евро-2012 на сотни миллионов евро и долларов было закуплено за рубежом оборудование, а в те времена именно Бердянский завод дорожных машин обеспечивал строительство дорог высокопроизводительными универсальными погрузчиками, скреперами, экскаваторами-планировщиками Э-4010, бульдозерами Д-159, катками, прицепами-тяжеловозами Т-151а, снегопогрузчиками Т-105 и др. В 1953 году именно на этом заводе была изготовлена землеройная машина для отрыва крупных каналов большой протяженности – струг Д-260. Изделия Бердянского завода дорожных машин поставлялись в Польшу, Венгрию, Румынию, Болгарию, Индонезию, Сомали, Алжир, Тунис, Турцию, Сирию, Иран, Йемен, Индию, Конго, Пакистан и другие страны.
Сегодня завод оказался стране не нужен, многие его производственные помещения разгромлены, большая часть оборудования исчезла, тысячи высококвалифицированных работников лишились работы.
А при М. Н. Губанове «Дормаш» сотрудничал более чем с 20 проектными, научно-исследовательскими и другими институтами, в результате завод выпускал самые современные и востребованные машины для дорожного строительства. Для того, чтобы рабочие были обеспечены работой, завод брался за изготовление оборудования для заводов железо-бетонных конструкций, машин для сельского хозяйства: навозоразбрасывателей НТ-2, измельчителей кормов ИКБ-1, машин для очистки кукурузных початков от листьев и др. При М. Н. Губанове завод активно сотрудничал с Министерством обороны СССР, изготавливал изделия для ракетных войск стратегического назначения, которые использовались на Байконуре, Плисецке и других космодромах страны.
За время работы М. Н. Губанова был создан завод-парк, на территории которого были разбиты благоустроенные скверы, зоны отдыха, построен вольер для павлинов и др. Завод имел 4 молодежных общежития, 3 детских комбината, пионерский лагерь «Факел» на берегу Азовского моря, санаторий-профилакторий «Золотой берег» на Бердянской косе, одну из лучших по Украине водно-спортивных станций, прекрасный Дворец культуры, комплекс заводского профтехучилища… Впоследствии все это, построенное на средства коллектива завода, перешло за бесценок неизвестно откуда взявшимся новым хозяевам и стало их собственностью, а сам завод умер.
Землеройная машина-струг Д-260
Бывшие работники завода дорожных машин до сих пор с теплотой вспоминают своего директора, ушедшего из жизни в 1991 году. Вспоминают, как он приходил на работу не через центральную проходную, а через расположенную напротив железнодорожного переезда. И прежде чем попасть в свой кабинет, обходил цеха, обязательно в механическом цехе встречался с бригадой слесарей Я. Солодченко, которая выполняла самые ответственные работы по освоению на заводе новых изделий. Каждого рабочего-старожила он знал по имени и отчеству, интересовался их Здоровьем и житейскими проблемами.
Губанов объездил много стран, в том числе Францию, США, Италию, Канаду, Швецию, Финляндию, Данию, Бельгию, ФРГ, ГДР, Англию и др. Во время своих поездок знакомился с работой зарубежных предприятий и все заслуживающее внимания старался внедрить на своем заводе. Во время первой заграничной поездки на международную выставку во Франции в 1955 году при посещении производственных цехов завода один из членов советской делегации сделал замечание, которое позволяло улучшить работу на одном из участков. При выходе из проходной завода этому участнику экскурсии неожиданно вручили конверт с деньгами. Оказывается, пока делегация знакомилась с работой цехов, на заводе успели обсудить предложение, подсчитать его экономический эффект и насчитать премию. Такой оперативности у нас не было тогда, нет ее и сегодня. М. Н. Губанов часто вспоминал этот случай и требовал от направляемых за рубеж работников завода тщательно изучать чужой опыт, перенимать все лучшее для внедрения на своем заводе.
Нужно признать, что нашему городу крепко повезло, когда в первые послевоенные годы его руководителями были С. П. Стешенко, затем В. И. Петрикин, а руководителями предприятий М. Н. Губанов, С. П. Степанянц, И. И. Гесик и др. Но даже среди этой замечательной плеяды руководителей Михаил Николаевич Губанов выделялся своим профессионализмом, организаторским талантом, позволившим поднять завод из послевоенной разрухи на уровень одного из лучших в стране. О таких людях, как М. Н. Губанов, нужно помнить и изучать их жизненный путь и опыт, если мы хотим поднять предприятия города из тех руин, в которых они оказались в последние годы. Автор: Георгий СУКАЧ По материалам сайта http://vesvladivostok.ru