Снижение государственной помощи для автопрома - в чем смысл? Не так давно Министерство Финансов России опубликовало новый документ, в котором был оговорен размер финансовой поддержки российского автопрома. Пожалуй, немало граждан РФ были удивлены, что уже в 2013 году финансирование автопрома снизится на 22,5% по сравнению с этим годом и составит всего 7,6 миллиарда рублей, в то время как в 2012 году эта цифра достигает 9,8 миллиардов.
Еще хуже дела обстоят с 2014 и 2015 годом - в них затраты на автомобильную промышленность составят всего 6,6 и 5,6 миллиардов соответственно. Наверное, у каждого второго обывателя напрашивается вопрос, неужели чиновники сами разочарованы в отечественном автопроме?
Опять же, если посмотреть немного назад, то становится ясно - даже по сравнению с СССР, которого уже нет, дела отечественного автопрома не так уж плохи. В настоящее время в России насчитывается около 20 крупных автомобильных заводов, а также гораздо больше мелких концернов, в то время как в СССР существовало всего лишь 8 производителей! Налицо правильность выбранных реформ и постановлений о финансировании и всяческом поддержании развития отечественного автопрома. В том же СССР максимальное число выпущенных автомобилей в год - 1,3 миллиона автомобилей, и это с учетом всех заводов союзных республик, а вот Россия в 2011 году достигла планки 1,74 миллиона автомобилей.
Что происходит с российским автопромом?
Однако, во всем этом присутствует один нюанс, который и портит все общее благостное впечатление от приведенных цифр. На долю истинно российских марок автомобилей (ВАЗ, ГАЗ, УАЗ и т. д.) приходится всего лишь 742 000 единиц, выпущенных в 2011 году - остальное - это доля иностранных автоконцернов, деятельность которых протекает в России. Фактически, цифры не радуют - российский автопром явно нуждается лишь в повышении поддержки государством, но никак не в понижении ее!
Ни для кого не секрет, что государственная поддержка автопрома - это, фактически, залог его развития и процветания, но на деле даже эти цифры, которые государство выделяет в виде помощи, не играют значимой роли. И все дело не в отсутствии популярности у российских автомобилей или предпочтении покупателями иностранных авто, все дело в постепенном слиянии российских автомобильных заводов с иностранными производителями.
Итак, рассмотрим ситуацию подробнее. Если взять даже всем известный автогигант ВАЗ, то его уже нельзя назвать полностью российским производителем - медленно, но верно происходит слияние АвтоВАЗа с альянсом Renault-Nissan! Да, пожалуй, вскоре мир останется без легендарных "Жигулей" - в недалеком будущем предприятие будет выпускать зарубежные модели недорогих автомобилей. Обидно, что заводу уготована участь третьесортного комбината по сборке морально старых моделей, которые поставляются производителем в развивающие страны или страны третьего мира, к примеру, и в саму Россию. В скором времени будет готова линия по выпуску Dacia Logan MCV образца 2006 года или Nissan Almera, который стоит на производстве уже с 2005 года. То есть, слегка переработанные, морально устаревшие модели будут выпускаться как новые, причем все это будет происходить на базе отечественных автомобильных заводов.
Какова судьба остальных заводов и что будет с отечественными авто?
И сразу напрашивается вопрос - неужели выпуск иностранных марок заменит отечественные модели? Да, заменит. Как пример, опять же, вспоминается ИжАвто, который стал частью АвтоВАЗа, теперь его выпуск - это лишь Лада Гранта и тот же Nissan, а вот об автомобилях ИЖ-27175 сейчас уже никто и не вспомнит.
Причем, такое положение практически у каждого автомобильного завода! В Архангельске существует семь автомобильных компаний, которые представляют на реализацию автомобили отечественной сборки, но иностранного производства.
Получается так, что медленно, но верно российский автопром становится частью зарубежных автоконцернов, а все производственные мощности уходят на выпуск зарубежных автомобилей. И при таком положении государство постоянно снижает финансирование отечественной автомобильной промышленности!
Взгляд на постановление со стороны чиновников
Как же комментируют ситуацию чиновники? Сергей Удалов, исполнительный директор агентства "Автостат", высказал мнение, что ничего страшного в снижении финансовой помощи российскому автопрому нет. Как он объяснил, снижение размера вложения означает переход на другой этап развития, завершение некоторых ранее начатых проектов. Таким образом, была завершена программа утилизации, в ходе которой было переработано около 600 тысяч автомобилей, причем около 250 тысяч из них - это продукция АвтоВАЗа.
Опять же, по его словам во время кризиса размер финансовых вложений был даже несколько больше и составил 150 миллиардов рублей, причем ровно половина - 75 миллиардов ушли на поддержку Волжского автомобильного завода. Однако, наряду с понижением размера помощи, правительство увеличивает количество дополнительных сборов для автозаводов. Таким образом, был принят закон, который регламентирует утилизационный сбор. Кроме того, утилизационный сбор освобождает российские автокомпании от пошлины, но при этом производитель должен дать гарантию, что все выпущенные автомобили в будущем будут переработаны.
Например, в Архангельске в 2011 году действовало 8 официальных компаний, которые принимали на утилизацию старые автомобили. Это - "АТМ-авто" (Fiat, Ssang Young, УАЗ), "ФлагманAвто" (Renault), центр "Волга" (ГАЗ), "Автомир-Двина" (Ford, Nissan), "АвтоЗигер" (Volkswagen), "Лаура-Архангельск" (Chevrolet, Opel), "АвтоБраво" (Skoda).
Кое-что о дополнительной поддержке автопрома
Итак, объем финансовой помощи российскому автопрому составит порядка 29,6 миллиардов рублей на 2012-2015 годы. Примечательно, что 16,8 миллиарда из этой суммы будут переданы производителям, деятельность которых несет инновационный характер, к примеру, тем компаниям, которые решают задачи увеличения эффективности производства, снижения расхода топлива, улучшения экологической обстановки, создания новых систем безопасности и управления, систем бортового контроля автомобиля и так далее. Кроме того, государство обещает выделять 5,6 миллиарда ежегодно предприятиям, проводящим модернизацию основных средств, а в 2012-14 годы - 6,4 миллиарда по программе льготного кредитования.
Казалось бы, да - основной объем помощи российскому автопрому с каждым годом снижается, однако, государство выделяет деньги отдельно и на модернизацию основных фондов и на инновационные разработки. Фактически, 5,6 миллиарда в год - не слишком большая сумма, чтобы покрыть все потребности автомобильной промышленности в сфере инноваций. Зарубежные производители в этом плане далеко впереди российских заводов - взять тот же автоконцерн УАЗ, который пока еще не сливается ни с одним зарубежным производителем, но это лишь вопрос времени - отпущенных средств явно не хватит на разработку новой модели УАЗа, поэтому через пару-тройку лет с конвейера УАЗа будут сходить какие-нибудь корейские автомобили.
Что имеем в итоге?
Что у нас получается в конечном итоге? Фактически, даже при росте количества выпускаемых легковых автомобилей, истинно российских среди них меньшая часть. Российский автопром явно переживает не самые лучшие времена, а все автозаводы превратились уже в "заказники" зарубежных автомобильных концернов. И при такой обстановке происходит снижение государственных затрат на поддержание отечественного автомобилестроения!
Для примера, в том же Китае или Индии также существует множество автоконцернов по выпуску зарубежных марок автомобилей, однако правительство этих стран в полной мере поддерживает и финансирует развитие отечественного автопрома, причем, успехи этих стран налицо! А ведь Россия - это старейшая держава, автомобильная промышленность которой начала развиваться очень давно - еще в начале 20 века! Причем, на протяжении многих лет Россия выпускала автомобили, которые были сконструированы отечественными инженерами!
Итак, поддержка автопрома уменьшается, а зарубежные компании активизируются. Все ли ведет к тому, что, в конечном итоге, у России не будет собственных автомобилей? Точного ответа на этот вопрос пока нет ни у кого.