Визит в Совет Европы молодежной делегации Латвийского комитета по правам человека вызвал немало комментариев. Думается, его последствия еще не раз станут предметом анализа и выводов политиков, специалистов и непосредственно заинтересованных жителей Латвии разных возрастов.
Напомним, что в делегацию входили старшеклассники и студенты – победители конкурса сочинений, рисунков и карикатур в рамках кампании протеста против пресловутой «реформы-2004», а также представители Штаба защиты русских школ, учителя и родители.
Предлагаем вашему вниманию коллективный рассказ участников состоявшегося визита.
– Наш визит совпал с двумя знаменательными событиями в жизни Европы – первым за многие годы совместным заседанием Европарламента и ПАСЕ (25 сентября) и с Европейским днем языков (26 сентября). Почти все участники совместного заседания двух парламентов получили из наших рук информационные материалы о положении русских школ в Латвии.
За три дня в Страсбурге были проведены многочисленные встречи и беседы с европейскими политиками, дипломатами и экспертами. Особенно хотелось бы отметить насыщенный обмен мнениями с президентом Парламентской ассамблеи Совета Европы Питером Шидером и председателем Комитета министров Совета Европы Михаилом Дудэу. Члены делегации передали отчет о массовых акциях протеста, организованных Штабом за последние полгода, и материал, содержащий экспертную оценку ситуации в области прав нацменьшинств, лично Генеральному секретарю Совета Европы Вальтеру Швиммеру, а также в бюро комиссара по правам человека ЕС Альваро Хиль-Роблеса.
В последний день нашего пребывания в Страсбурге состоялась встреча с латвийскими депутатами ПАСЕ: главой делегации Андрисом Берзиньшем и депутатами Ингридой Лабуцкой, Винетой Муйжниеце и Борисом Цилевичем. Беседа прошла в доброжелательной обстановке, и мы сошлись во мнении, что нужно встречаться чаще, причем не только в Страсбурге, но и в родной Латвии.
Добавим, что мы были приняты чрезвычайными и полномочными представителями Швейцарии и Дании при Совете Европы, а также сотрудниками Секретариата по Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств. И забегая вперед скажем, что на всех уровнях наши собеседники проявили искреннюю заинтересованность в судьбе русской школы в Латвии (а многое из рассказанного нами для них явилось откровением) и пообещали содействовать диалогу между русскоязычной общиной и властями Латвии.
Нам также была предоставлена уникальная возможность в ходе итоговой пресс-конференции обратиться к представителям мировых и европейских масс-медиа, рассказать о положении с образованием, об ассимиляционной сути реформы образования и о перспективах борьбы русскоязычной общины за будущее своих детей.
Мы получили полную поддержку от своих собеседников. Сама атмосфера любой встречи была таковой, что, мол, да, дети, вы все правильно сделали и это соответствует духу Европейского союза.
Считаем, что лед тронулся. Во время бесед с латвийскими политиками мы договорились о встречах с парламентской фракцией Союза зеленых и крестьян, а также с молодежной организацией Народной партии. О представителях министерства образования речь пока не идет.
Правда, в Совете Европы с иронией отнеслись к тому, что представителям Латвии понадобилось ехать в Страсбург, чтобы встретиться с представителями своей страны.
С другой стороны, мы удивились, насколько хорошо знают тему послы Дании и Швейцарии. Как и президент ПАСЕ г-н Шидер, и посол России. В целом же можно сказать, что наша поездка носила не только политический, но и просветительский характер, в том числе и для самих ребят. Так, во время крайне обстоятельного разговора в Секретариате по Рамочной конвенции по защите нацменьшинств мы узнали массу нюансов, о которых даже не догадывались, которые обязательно нам помогут в диалоге с правительством. Теперь мы с нетерпением ждем ратификацию ее нашим Сеймом. Надежду на это высказывали многие депутаты Европарламента.
Правда, члены латвийской делегации убеждали, что с принятием Рамочной конвенции, дескать, мало что изменится. Тогда почему же ее до сих пор не приняли? А мы видим, что многое можно будет изменить. Чему пример опыт Литвы и Эстонии, с которым нас познакомили в Страсбурге. И президент ПАСЕ подтвердил, что после встречи с нами он вновь настойчиво будет рекомендовать Латвии и ряду других стран решить вопрос с Рамочной конвенцией как можно быстрее. Конечно, вряд ли это только наша заслуга, но прошедший визит и наше пикетирование, возможно, стали той последней каплей. Европа учит нас жить демократически.
Пикет у Дворца Европы для нас одно из самых ярких событий. Он продолжался около двух с половиной часов, и за это время мы раздали более тысячи листовок. И не только известным политикам и работникам учреждений Совета Европы, но и просто прохожим. Они искренне выражали нам сочувствие. А тележурналисты наперебой снимали. У стен Дворца мы выставили стенды с материалами о наших акциях протеста в Латвии. Причем ребята детально отвечали (на английском и латышском языках) на задаваемые вопросы. Так что наш прорыв информационной блокады стал успешным.
И еще интересный аспект: во всех встречах красной нитью проходила мысль, что решение этой проблемы зависит ОТ ДОБРОЙ ВОЛИ правительства Латвии И НАШЕЙ НАСТОЙЧИВОСТИ.
Мы не раз подчеркивали, что не выступаем против латышского языка (в чем настойчиво пытались в Страсбурге обвинить нас латвийские телевизионщики). Мы хотим учиться на русском, но настаиваем на качественном обучении латышскому!
В целом же в Страсбурге мы почувствовали реальную свободу человека, живущего в по-настоящему демократической Европе. Когда с тобой на равных обсуждают самые острые вопросы и ПРЕДЛАГАЮТ пути их решения.
Итак, позади пресс-конференции, комментарии. Что дальше? С этим вопросом мы обратились к члену Штаба защиты русских школ Юрию ПЕТРОПАВЛОВСКОМУ.
– Визит в Страсбург являлся частью распланированной и продуманной (как минимум на год вперед) стратегии. Напомню, что недавно представители штаба передали г-ну Шадурскису 107 тысяч подписей под обращением в защиту права выбора образования на родном языке. Эту длительную акцию курировали депутаты Рижской думы и Сейма от ЗаПЧЕЛ.
Но, согласитесь, поставить свою подпись еще не максимум возможного. И на наших массовых акциях зарегистрировались 3,5 тысячи активистов движения, которые готовы и дальше активно участвовать во всех мероприятиях Штаба. Поэтому мы создали базу данных таких активистов. Следующим шагом станет их структурирование. Дело в том, что мы достигли такого уровня, когда невозможно только силами штаба координировать работу тысяч людей.
Предположительно в ноябре мы проведем конгресс Движения в защиту русских школ, на котором в числе других вопросов хотим структурировать школьные комитеты. Будем строить систему – от Штаба до каждого класса русской школы. А после этого начнем подготовку (как минимум) к всерижской общешкольной забастовке.
С такой инициативой выступили родители, ее поддержала
ЛАШОР. Однако Штаб объявит ее только тогда, когда убедится, что хотя бы старшие классы будут к ней готовы. Но в любой момент правительство Латвии может снять ее с повестки, если оно проявит добрую волю. Мы не стремимся к эскалации конфронтации. Штаб постоянно подчеркивает: наша цель – конституированное, законодательное восстановление стандарта Закона об образовании времен Первой Латвийской Республики от 1919 года с поправками 1935 года. То есть времен Карлиса Ульманиса – четыре предмета на латышском языке! Язык, литература, география и история Латвии. Как показали те годы, это более чем достаточно для свободного владения латышским языком. Но все остальные предметы должны изучаться на родном, как и сдаваться экзамены. При этом должна быть обеспечена и подготовка кадров для нормального функционирования русской школы. Это наша грань, и здесь не будет никаких компромиссов.
Следует отметить и то, что мы открыли, скажем так, второй фронт – в Европе. Те, кто думал, что после референдума мы успокоимся, что наши действия инициируются кем-то из-за пределов Латвии, глубоко заблуждаются. В отличие от правительства, мы были готовы к любому итогу референдума и заранее обеспечили переход этой проблемы на уровень европейских институций, с которыми имеем многолетний опыт работы. Поэтому следующий этап борьбы за русскую школу – это установление контактов с нашими естественными союзниками в Европе. Речь идет о национальных меньшинствах в Испании, Франции, Голландии и т. д., имеющих близкие к нам проблемы.
Через 2-3 месяца мы планируем их силами провести одновременное пикетирование посольств Латвийской Республики в некоторых европейских странах. А весной, если проблема по-прежнему не будет решена властями, в Латвию для участия в наших акциях протеста прибудут союзники из Европы. Они покажут, как в Старом Свете люди десятилетиями и столетиями борются за свои права.
Тем более что в начале октября латвийские власти продемонстрировали всему миру свое понимание демократии. Я говорю о задержании полицией участников пикета в защиту русских школ в Риге, когда школьники и представители общественности попытались встретиться с комиссаром Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблесом. Так что каждый имеет возможность сравнить два молодежных пикета – в Страсбурге и в Риге.
В. ДУБРОВСКИЙ (На фото: латвийские школьники в Страсбурге)