В последний день июля в Елгаве, практически рядом с бывшим известным не только в СССР автогигантом РАФ, ныне разрушающимся чуть ли не на глазах, было необычайно оживленно. Здесь, на территории создаваемого технологического парка, впервые после восстановления независимости Латвии состоялась торжественная закладка первого символического камня будущего автозавода.
Как признался, выступая на торжественной церемонии, министр экономики ЛР Юрис Луянс, разговоры о том, что автопроизводство может вернуться в Елгаву, велись все эти годы. Увы, дальше слов вопрос не двигался. И поэтому, когда вдруг полтора года назад возник нынешний план, он, откровенно говоря, особого оптимизма не испытал. Но теперь видит, что реальность превосходит самые смелые ожидания. И он рад поздравить с началом восстановления автопроизводства в Латвии всех причастных к реализации этого проекта.
А теперь давайте чуть-чуть вернемся назад во времени. Россияне не раз предлагали латвийской стороне организовать в Елгаве выпуск автомобилей. Нашлись у них и партнеры – латвийская фирма FERRUS . И уже 29 мая этого года, во время визита в Латвию мэра Москвы Юрия Лужкова, состоялся показ образца нового автомобиля, созданного совместными усилиями московского предприятия АМО «ЗИЛ» и латвийской компании АО FERRUS . По результатам показа мэрами Москвы и Елгавы был подписан протокол о дальнейшем сотрудничестве по этому проекту, который предусматривал и строительство в Елгаве нового автомобильного завода.
О том, что для нашей страны это настоящий прорыв, (и не только в экономике) немало говорилось на торжественной церемонии. Так или иначе эта мысль прозвучала в выступлениях Ю.Луянса, посла России в ЛР И.Студенникова, председателя правления АО FERRUS А.Маслова, генерального директора АМО «ЗИЛ» К.Лаптева, мэра Елгавы А.Равиньша и других.
«Символично – подчеркнул в своем выступлении Игорь Студенников, - что новый завод закладывается в день 60-летия освобождения Митавы (нынешней Елгавы) от немецко-фашистских оккупантов. Без подвига советских солдат, внесших решающий вклад в разгром нацизма, не было бы и восстановленной Елгавы, и сегодняшнего дня, и нового совместного предприятия, которое станет важным составляющим в восстановлении торгово-экономических связей между Россией и Латвией».
- - А нельзя ли было использовать корпуса РАФа, благо они находятся рядом? – поинтересовались мы у Андриса Равиньша.
- - Расчеты показали, что намного выгоднее построить новый завод, чем проводить реконструкцию и модернизацию старого. Скорее всего те корпуса придется снести.
- Замечаем среди гостей и руководителя Рижского офиса Чешского торгового агентства Ладислава Кубижняка.
- - Я здесь не ради праздного любопытства – улыбается он. – Чешская фирма «Галаксит» уже приняла участие в выпуске образца продемонстрированного в Латвии «бычка». Так что, родившись в Москве «бычок» начинает шагать по Европе. В скором времени эти машины будут выпускаться и в Германии.
- И в завершении несколько цифр. Планируемые инвестиции в проект составят около 15 миллионов евро. Завод должен войти в строй через 18 месяцев. Предполагается, что первоначально на нем будут работать сто человек, а спустя некоторое время их количество возрастет до 250-300.
- На новом предприятии будет производиться сборка грузовых автомобилей, соответствующих стандартам ЕС. В перспективе намечена и сборка городских автобусов. Планируемая мощность завода – до тысячи единиц в год. Основу автомобилей и автобусов будет производить и поставлять московское предприятие АМО «ЗИЛ», двигатели – английская фирма CUMMINS, планируется задействовать и партнеров из Германии, Чехии и Бельгии. Часть комплектующих узлов будет изготавливаться на латвийских предприятиях.
- Итак, как заметил ведущий церемонии известный киноактер Ивар Калныньш, будем ждать приглашений на выпуск первого автомобиля. С этим согласились все присутствующие.