Сегодня мы начинаем публикацию цикла материалов о том, без чего не может обойтись ни одно растение, ни одно живое существо на земле, а тем более человек, чей организм на 70-80 процентов состоит из воды. Порой мы просто не задумываемся над элементарными вещами, которые даны нам от рождения. А зря. И в своих материалах мы расскажем о многих тенденциях, подчас и тайнах, даже о влиянии на политику, а тем более на здоровье каждого из нас этого жизненно необходимого, как и кислород, компонента нашего существования.
Один процент на все человечество!
Думаю, вы заметили, что в последнее время все чаще в СМИ поднимается тема самого острого дефицита, с которым уже сталкивается человечество и который в нынешнем веке грозит стать для людей настоящим бичом. Нет, речь идет не о СПИДе, не о других эпидемиях и инфекциях, которые с завидной постоянностью приходят в наш мир, и даже не об источниках энергоресурсов или глобальном потеплении. Мы имеем в виду, не удивляйтесь, ВОДУ. Да-да, самую обыкновенную воду.
Со школьных лет запомнилось, что моря и океаны занимают две трети нашей планеты. А добавьте к этому озера и реки, родники, колодцы и артезианские скважины. Казалось бы, куда больше. Но...
Известно ли вам, что из этого неизмеримого количества 97 процентов водных запасов составляет соленая морская вода, а из оставшихся трех 2 процента приходится на льды Гренландии и Антарктики? Итого остается лишь 1%. Один!
По оценкам специалистов, сегодня более двух миллиардов людей страдает от нехватки питьевой воды. И по прогнозам, уже в 2015 г. в странах с хронической нехваткой воды будет проживать более половины населения планеты. Тем более что за ХХ век ее потребление увеличилось в семь раз, тогда как население земли выросло лишь втрое. И не случайно ООН нынешний, 2003-й, объявила Годом воды.
Уже стало привычным, что в последние годы в выступлениях политиков и специалистов известное разделение человечества на «запад» и «восток» сменилось терминами «бедный юг» (откуда голод гонит людей) и «богатый север». И наряду со многими причинами здесь большую роль играет именно дефицит воды, что приводит в южных странах к глобальным потрясениям, к неурожаю и голоду. К месту напомнить, что на производство тонны картофеля требуется 500-1500 тонн воды, 1 тонны зерна – 1000 т, а тонны говядины – от 15 до 70 тысяч тонн воды!
В России 80% населения живет там, где сосредоточено всего 8% процентов воды. В некоторых городах и поселках Дагестана, в Новороссийске ее подают по утрам, и то в небольшом количестве. Калмыкия употребляет опресненную соленую воду из подземных источников, в Азове ее покупают по 20 копеек за литр...
А вспомните прошлый год, когда в Москве впервые прозвучало предупреждение о том, что нынешним летом столице России может не хватить воды. Что же тогда говорить о Ближнем Востоке, где за последние 40 лет население снизило потребление воды с 3300 до 1250 литров в год. И там нарастает напряженность именно из-за ее нехватки.
Вода – орудие внешней политики.
Достаточно привести несколько фактов. В 1994 г. прошли иордано-израильские переговоры по ситуации, сложившейся с рекой Иордан. Дело в том, что значительная часть воды (а река ежегодно несет 600 млн. кубометров в Генисаретское озеро) так и не доходит до иорданцев, ибо вытекающие из озера потоки использует Израиль, имея 383 квадратных километра в долине реки, захваченные им в 1970 г. Тогда компромисс был найден, однако и сегодня Израиль продолжает забирать более половины потребляемой воды с оккупированных территорий.
Следует признать, что иорданцам вообще нелегко с водой. Так, река Ярмук протекает по территории Иордана и Сирии. Ее ресурсы составляют приблизительно 470 миллионов кубометров воды в год, но истоки реки находятся в Сирии. И сирийцы с помощью многочисленных дамб отвели значительную часть водных потоков на свою территорию, решив, что соседям хватит и Иордана.
Однако главным «водным пиратом» в регионе является Турция. Основные реки – Тигр и Евфрат – берут свое начало на турецкой территории. Их воды являются важнейшим источником для Сирии и Ирака. Тем не менее Турция ведет строительство 22 плотин и 19 крупных электростанций на этих реках. В результате сток Евфрата на турецко-сирийской границе уменьшился с 30 до 16 кубических километров. Хотя Евфрат обеспечивает 80 процентов водных ресурсов Сирии. Ирак не раз заявлял, что «путем реализации гидропроектов Турция хочет установить полный контроль над водами Тигра и Евфрата, а это приведет к серьезнейшему дефициту воды в Сирии и Ираке».
Судя по всему, вода становится орудием турецкой внешней политики. Как заявил один турецкий генерал, «контролируя воду, Турция может контролировать и арабскую политику». В ответ Сирия оказывает поддержку сепаратистам из Курдской рабочей партии, тем самым напоминая туркам о том, что вода на самом деле не «турецкая», а «курдская». Так что водный узел на Ближнем Востоке не менее тугой, чем нефтяной.
И США грозит засуха
А что же США? И там острота проблемы нарастает с каждым годом. Так, крупный подземный естественный резервуар Огаллала, находящийся в районе Великих равнин и снабжающий водой пятую часть всех орошаемых земель страны, пустеет со скоростью 12 миллиардов кубических метров в год. По прогнозам экспертов, в ближайшие 20 лет перестанет культивироваться 40% земель, орошаемых водой из этого резервуара.
Нависла угроза остаться без питьевой воды и над Мехико, где из-за отсутствия современных дренажных систем дождевая вода смешивается с канализационными вбросами, и все это попадает в водопровод.
Казалось бы, жителям самого сухого континента, Австралии, не привыкать к нехватке воды. Но и для них в последние годы это явление приобретает угрожающий характер. Амбициозный проект поворота реки Сноу-Ривер в засушливые области (оказывается, не один СССР, а ныне Россия занимаются этим) привел к печальным последствиям. Из-за орошения ранее пустынных земель подземные воды стали выбрасывать на поверхность убийственные для растений дозы соли. В результате большая часть земель между реками Муррей и Дарлинг через 20 лет станет непригодной для земледелия.
И таких фактов можно привести немало, что может подтвердить и бывший председатель подкомиссии Сейма по охране окружающей среды Модрис Луянс, вплотную занимавшийся этими вопросами и побывавший в минувшем году на Всемирном саммите в ЮАР, где вновь поднималась эта тема.
Есть ли выход?
Воды не хватает не только мегаполисам. Из сельской местности население перебирается в города, усугубляя дефицит воды и там. По прогнозам независимых экспертов, в течение 10 лет только на совершенствование водопроводов и водоочистки в мегаполисах необходимо инвестировать 600 миллиардов долларов. Причем большая часть этих средств должна пойти на создание частных систем водоснабжения. Кстати, такие уже функционируют в Маниле, Шанхае, Буэнос-Айресе, Сантьяго.
Вспоминается и Красноводск на берегу Каспийского моря, где в советское время были построены опреснительные установки для морской воды. Кстати, ныне страны Персидского залива переходят на такую технологию: стоит это удовольствие от 2,4 до 4,5 доллара за кубометр. А Туркмения занята поиском 4 миллиардов долларов для создания крупнейшего в мире искусственного озера.
Не правда ли, цифры впечатляют? Но это еще не все. Китай собирается израсходовать
59 миллиардов долларов на строительство трех каналов длиной 1300 километров каждый. Цель – переброска вод реки Янцзы, регулярно заливающей юг страны, на север, где более 300 миллионов жителей страдают от засухи. Следует добавить, что в настоящее время северные районы самой населенной страны мира ежегодно потребляют 12,3 миллиарда кубометров воды. Уровень грунтовых вод в Пекине каждый год опускается на 70 сантиметров. Между тем для их восстановления необходимо 10 тысяч лет. Завершить строительство каналов КНР планирует к 2050 году.
Однако вернемся в Россию. Юрий Лужков предложил прорыть канал длиной 2550 километров и шириной 200 метров от Ханты-Мансийска до Узбекистана через Казахстан. Цель – поставка в Среднюю Азию 27-30 кубических километров воды, т. е. 7% годового стока Оби. Есть и другие резервы. Один из них – в рациональном использовании воды. Во всем мире на поддержание приемлемых цен на воду тратится 33 миллиарда долларов в год! Если бы эти деньги шли на создание экономичных систем использования воды, то большая часть проблемы была бы решена. Германия, которая вышла в лидеры сберегающих технологий, снизила потребление воды до 127 литров на человека в день. В США, которые еще лет 10-15 назад призывали экономить воду и даже принимать ванну вдвоем, ныне уходит 296 литров на человека. Но Москва превосходит их – тут показатель достигает 400 литров на человека в сутки.
Скорее всего, познакомившись с этой статьей, латвийский читатель успокоится – дескать, уж нам эта проблема не грозит. И напрасно. Впрочем, о реальной ситуации в нашей стране разговор впереди, как и о том, какую воду пьют жители стран Балтии.