Хотим мы того или нет, но благополучие города зависит от трех вещей. Первое – от того, как наполняется городская казна. Второе – от того, насколько эффективно тратятся бюджетные деньги. Третье – от привлекательности города: будут сюда идти инвестиции, захочет инвестор что-то здесь строить, развивать или же нет.
Вот это три момента, от которых зависит все: и уборка мусора, и качество медицинского обслуживания, и ремонты школ, садиков, внешкольных учреждений, и помощь ветеранам, и благоустройство города, и реконструкция стадиона – абсолютно все.
Приведу один только самый яркий пример. Вспомните 2007 год. Тогда в Бердянске был открыт новый художественный музей, закончена реконструкция набережной в строну морвокзала, заработал фонтан «Бердянская коса» на улица Горького, на набережной и в парке Шмидта появились детские площадки, был реконструирован и сам парк Шмидта, там же была открыта новая беседка. Осенью 2007 года реконструкция пр. Ленина была продолжена сразу на двух кварталах от Горбенко до пр. Победы. Все это стало возможным только потому, что в тот год Бердянск получил порядка 17 млн. инвестиционных денег.
Плюс в тот же год в городе были построены торговые комплексы «Амстор» и «Экватор». А это новые рабочие места, новые дополнительные налоговые поступления в бюджет.
В последние два года город вообще не получает никаких инвестиций. В Бердянске не открыт ни один значимый объект. И как результат – практически ничего за это время не сделано. Даже закатка в асфальт проспекта в районе Центрального рынка, которую назвали реконструкцией, была произведена за счет муниципального займа, взятого совсем на другие цели.
За прошедшие два с лишним года с момента внеочередных выборов мэра в марте 2008 года новая городская власть смогла только «слепить» половину лестницы с АЗМОЛа на Лиски и так и не закончила до сих пор реконструкцию лестницы на Среднюю гору.
Это не критика, это констатация факта. И этот факт говорит о том, что поток инвестиций в Бердянск прекратился. А городская власть не только не предпринимает меры к увеличению доходной базы бюджета Бердянска, но, наоборот, сужает ее. Один из самых вопиющих примеров этого – земельные отношения. Я уже неоднократно поднимал данную тему в газете. Не буду повторяться. Скажу только, что театр абсурда продолжается. С декабря прошлого года свыше тысячи участков земли были розданы под дачи на косе и на Курорте. Акцентирую внимание – свыше тысячи. Городской бюджет за это не получил ни копейки. Лично я готов был бы отчасти понять этот шаг, если бы все эти участки достались рядовым горожанам. Но ведь они достались особам, приближенным к власти. А часто и вообще иногородним людям. Были сессии, на которых до 80% выделяемых дачных участков переходили в руки запорожцам, киевлянам, жителям Донецка и т. д.
Какая от этого выгода городу?
Оценку этим действиям уже дали и Госкомзем, и прокуратура. Большинство решений городского совета по земле признаны незаконными. Однако на майской сессии совет отклонил почти десяток протестов прокурора по более чем 700 земельным вопросам, и на последней июньской сессии, состоявшейся 30 числа, была отклонена еще одна порция протестов. И тут же еще целый ряд участков был выделен жителям Львовской, Донецкой и других областей, то есть даже не бердянцам.
Удивило меня при этом не только равнодушие большинства депутатов к протестам прокурора, но и пассивность самой прокуратуры. Я дважды поднял на сессии 30 июня вопрос о том, чтобы выступил перед депутатами представитель прокуратуры и прояснил позицию ведомства, попытался убедить депутатов в необходимости соблюдения буквы закона. Однако за прокурора ответил городской голова Евгений Шаповалов. Помахав рукой, он сказал, что не надо ничего объяснять. И все протесты были отклонены.
Более того, земельная комиссия пошла дальше. Поскольку одно из обоснований незаконности заключается в том, что решения совета идут вразрез с Генеральным планом города, принятым этим же советом, комиссия предложила рассматривать Генеральный план под таким углом, что будто бы он разрешает строительство дач на косе, Курорте и Верховой.
Против выводов земельной комиссии был снова только Гречка.
Даже главный архитектор города Александр Королев очень эмоционально выступил на заседании земельной комиссии и сообщил, что он всегда был сторонником дачной застройки косы и чуть ли не активно боролся с прежней властью, которая отдавала землю на косе только под коммерческую застройку для возведения баз отдыха и санаториев. Честно признаться, мнение архитектора меня просто шокировало. Чего можно ждать от такой архитектуры?
Вот так вот легко и просто решила поступить комиссия по земельным вопросам. И городской совет 30 июня поддержал ее в данном деле, сняв при этом еще и введенный месяц назад мораторий на выделение дачных участков. То есть подход получился таков: если закон неудобен (а Генеральный план – это фактически закон местного значения), то нужно этот закон «извратить» и вывернуть наизнанку.
Таким образом, большинством голосов бердянский городской совет не только не отменил незаконные решения, он предложил рассматривать Генеральный план под таким углом, что все это беззаконие якобы нарушением не является.
Опять же подчеркну, я констатирую факты, которые сегодня никто даже не скрывает. Говорят, что прошлая власть отдавала землю гектарами, а нынешняя – только кусочками, измеряемыми сотками. Вот только мало кто уточняет, что таких кусочков было роздано тысячи. И от этих кусочков-дач, считанные копейки поступают в городской бюджет, а от розданных прежней властью гектаров пустырей и камышей в казну шли десятки миллионов гривень арендной платы. И они шли ежегодно.
Напомню опять о 2007 годе. Откуда тогда взялись эти 17 млн. грн.? От инвесторов, которые приходил в город, хотели взять участки земли и что-то построить. Только от владельцев торгового комплекса «Экватор» поступило свыше четырех млн. грн. Открыто, прозрачно, и куда направлять эти деньги, решал городской совет. Напомню также, что «Экватор» выстроен не на косе, а на Пролетарском проспекте, на территории так называемого шестого микрорайона, куда по замыслам еще советских проектантов должен был развиваться Бердянск.
Выделялась земля и на косе. Но под конкретные проекты. Два года назад профессия строителя в городе была едва ли не самая распространенная. А это опять же рабочие места, налоги в бюджет. А самое главное: условно говоря, за камыши, город брал арендную плату.
Во всем мире земля дает 60 и более процентов поступлений в местные бюджеты. Имеется в виду арендная плата за землю. Это самая главная ценность всех городских громад в мире. Именно потому любая городская власть во всех цивилизованных странах мира стремится дать в аренду каждый клочок земли. Потому что ценна та земля, которая работает на интересы громады. Именно такой политики и придерживалась прошлая власть. Отсюда и росли поступления в бюджет. Это давало возможность решать городские проблемы, реконструировать набережную, проспект, строить музеи, реконструировать Дворец спорта.
Нынешняя власть, я не побоюсь этого слова, преступна тем, что она лишает город потенциальных доходов. Она делит на дачи ту землю, которая могла приносить городу миллионы. Тем самым власть осознанно подрывает экономическое благополучие громады. И, к сожалению, активность наблюдается только в этом вопросе. Откуда же возьмутся деньги, если от них осознанно отказываются? Именно потому лично я и стараюсь бить во все колокола, чтобы остановить земельную вакханалию.
Поражают меня и многие другие моменты. В частности, почему город не ведет уже третий год рекламной кампании по привлечению отдыхающих? Сегодня, когда Украина восстанавливает отношения с Россией, почему не едут в Москву, в Питер… наши представители? Почему нет рекламы Бердянска в Московском и даже в Киевском метро, почему этот вопрос никто не обсуждает с руководителями баз и санаториев? Какие-то деньги можно было бы выделить из бюджета, какие-то собрать от тех, кто живет с курортного бизнеса. Ведь сегодня одна из самых главных проблем – это увеличение курортного сезона. Имеется в виду того периода времени, когда к нам активно едут отдыхающие. Если раньше он был хотя бы два месяца, то в прошлом году – лишь чуть больше месяца. Это же ненормально. В советские времена курортники ехали к нам со всего Союза с 15 мая и до 15 сентября. Сегодня же город будораужат склоки вокруг дележа торговых мест на набережной и проспекте. Нынешняя власть напрочь забыла систему проведения открытых конкурсов на осуществление торговли. Предприниматели открыто называют фамилии тех, кто на этом дележе «косит» немалые деньги. А о рекламе города вообще никто не думает.
Боюсь ошибиться, но за последние два с половиной года власть, по-моему, вообще не собирала и не встречалась с городскими промышленниками и предпринимателями, производящими какую-либо продукцию. А ведь это работа города в тяжелый межсезонный период. Это стабильный доход семей и опять же стабильные поступления в местную казну. Которую уже сессию подряд группа депутатов добивается от городской власти анализа состояния городской промышленности – все впустую. Этот вопрос никого не волнует.
Как никого не волнует и вопрос контроля за расходованием бюджетных средств. Сегодня нужно думать об эффективном использовании каждой копейки. А мы одни и те же ямы на дорогах ремонтируем каждый год, а поскольку их количество растет, то уже и не ремонтируем. Текущие в домах кровли после ремонта текут еще больше, чем до него. Такова ситуация, например, в Военном городке.
Но больше всего меня убивает то, что вопросы ремонтов и выполнения благоустройства решаются без участия общественности микрорайонов. А может, пора провести эксперимент и выделить микрорайонам какие-то суммы, пропорционально количеству жителей? И пусть бы на общих собраниях люди решили, куда их потратить в первую очередь. Мы удивляемся низкой общественной активности. Так откуда же она будет, если люди – избиратели – ничего не решают. Власть никогда не сможет проконтролировать решение мелких проблем для города в целом, но значимых для конкретной улицы и конкретного района. А комитеты смогут. Потому что это их боль, их проблема. Так не пора ли повернуть власть не в сторону от общественности, а лицом к ней, и дать этой общественности хоть какие-то реальные рычаги самоуправления. Это было бы справедливо.
Сегодня у власти ответ один: «Денег нет». А что вы сделали, чтобы найти эти деньги? Так пусть люди в своих микрорайонах и решают, может, им лучше заасфальтировать одну улицу. А может, вместо этого сделать только ямочный ремонт, но везде. Так они еще и качество проконтролируют. Расскажите, покажите, сколько в бюджете денег. А у нас же все шито-крыто. Никто толком ничего не знает.
Подобную систему нужно ломать. Но сломать ее удастся только вместе с общественностью. Эффективное городское руководство – это то, которое умеет зарабатывать деньги в казну. И не только зарабатывать, но и грамотно тратить, а контролером тут могут выступить только люди. Иначе никакого порядка не будет.
Кто-то, возможно, скептически отнесется к этому. Однако даже при нынешней власти жители Слободки продемонстрировали, что они умеют заставлять власть обращать на себя внимание. Но самый главный рычаг воздействия на власть – это выборы. Дата их достоверно еще не известна. Но то, что они будут в нынешнем году, это несомненно. И если мы будем равнодушными, то в городской совет снова могут зайти те же люди, и Бердянск продолжит свое скатывание в пропасть. А если мы хотим перемен, то тогда нужно кардинально обновлять и совет. Иного варианта просто нет. Автор: Виктор Гречка, депутат городского совета По материалам сайта http://vesvladivostok.ru