Старая часть Минусинска – его административный центр – словно создана для прогулок. Кирпичные и деревянные двухэтажные особняки конца позапрошлого века радуют глаз своей замысловатой архитектурой и хранят память о бывших владельцах – сибирских купцах и мещанах. Дома Чиркова, Беловой, Гусева, Сафьянова, Лыткина, Зайцева, Занина, Солдатова. Дом, вернее – целый квартал, Пашеных. А в центре этой каменно-старинной круговерти – трехэтажный Дом Вильнера. Заброшенный, полуразрушенный, но все равно надменный. Словно гордый старик, проживший всю жизнь по совести и не желающий сейчас ни от кого принимать жалких подачек.
Так сложилось, что у этого дома и у его владельца – две непростые судьбы.
Товар-деньги-люди
Каким образом Герш Вильнер – выходец из бедной крестьянской многодетной еврейской семьи, проведший детство в деревеньке Лугавское – стал одним из богатейших промышленников Минусинска, наш современник наверняка не сможет ни понять, ни оценить. Из каких грошей складывался первоначальный капитал этого человека, какая немыслимая удача ему сопутствовала, что за выгодный брак стал первоосновой его коммерческого везения – время накопило множество историй об этом – одна фантастичнее другой. Накопило и растеряло, а сейчас снова пытается припомнить, как же ему все удалось? Как возникло немыслимое богатство, остатки которого вот уже более столетия напоминают о себе пустыми окнами грандиозной постройки? Тщетно. Наше сознание, дезориентированное коррупцией и недосягаемостью мировых валют, давно забыло мудрость старых людей о том, что не деньги людей зарабатывают, а люди – деньги.
Тому давно ушедшему в лучший мир еврейскому мальчику было не до грез о богатстве. Он много трудился, работал по скупке и перепродаже пушнины и сырья, считал деньги, торговал в Лейпциге, Лондоне, Нижнем Новгороде, женился на доброй женщине, растил своих детей и многочисленных племянников, воспитывал приемных. И однажды построил на центральной улице Минусинска большой дом...
Стройка века
Участок земли под строительство на Базарной площади с деревянным одноэтажным домом купец Герш Мордухович Вильнер купил у минусинского мещанина Узунова в 1897 году. Впоследствии подкупил еще часть усадьбы, но и этого для задуманной стройки оказалось мало. Только присоединив к участку еще одну усадьбу некоего Михаила Коптева, стало возможным начать строительство. Велось оно с 1909 по 1912 годы, а по завершении украсило город трехэтажным каменным домом с флигелями и постройками. Электродвижок, установленный во дворе, снабжал электричеством весь центр города. В новом здании купца разместились магазины, модное кафе "Деля Пари", Сибирский торговый банк, первый в городе кинотеатр "Арс" и реальное мужское училище. Во дворе находились кладовые, конюшни, сараи и, может быть, все-таки даже существовал тот легендарный подземный ход, по которому груженые подводы доставляли товар от Минусинской пристани до складского помещения в подвале. Здание использовалось в коммерческих целях. Жила семья Вильнеров неподалеку, в двухэтажном деревянном доме с резными наличниками и карнизом – такие дома имелись у многих зажиточных минусинцев.
А вот дом на Новоприсутственной улице (так первоначально называлась Октябрьская) был в городе один. В 1916 году его оценили в 75 тысяч рублей. Это был, пожалуй, самый дорогой объект недвижимости дореволюционного Минусинска.
Строителем дома Вильнера принято считать некоего Хадията Искановича Исламова, мастера-самоучку, выходца из крестьянской семьи и работавшего в юности кучером. Однако сама архитектура здания, сложность его инженерных элементов, да и масштаб строительства заставляют в этом сильно усомниться. Так что либо "мастер-самоучка" успел к моменту строительства получить серьезное инженерно-архитектурно-строительное образование где-нибудь в Петербурге, либо все-таки личность архитектора сегодняшнему исследователю неизвестна.
Архитектурные
подробности
Дом Вильнера занимает доминирующее положение в архитектурном ансамбле старого центра Минусинска. Это положение, по-видимому, и определило его архитектурный стиль. С легкой руки историков прошлого столетия стиль назывался "сибирским барокко", а сам дом – "сибирским Малым Зимним дворцом". Сегодня, окинув сверху вниз взглядом полуразрушенный фасад, можно рассмотреть много интересного.
Строгий фигурный фронтон и дымоходы на крыше – мощной конструкции, объемные, сложной кирпичной кладки, обеспечившей им прочность. Оттого и не рухнули еще. Время только придало им темный оттенок и сгладило некоторые неровности. По всему периметру фриза – два ряда украшений – каменные конусы да арочки, выложенные из профилированного кирпича. Такого теперь не делают.
Под арочками – оконные проемы третьего этажа, выполненные в виде тройных и двойных стрельчатых арок с замковым камнем в центре. Балконный проем повторяет эту изысканную форму и весьма надежно смотрится меж прямоугольных колонн.
Крупные этажные карнизы второго и первого этажей делят фасад на этажи, однако и не думают повторяться. На втором этаже можно увидеть новые формы оконных проемов. В центральной части фасада они широкие, романские, их еще называют коробовыми арками, а в боковых – узкие, строенные. Двери и окна сильно выступают вперед и щедро обрамлены наличниками, архивольтами, поддерживаются снизу фигурными кронштейнами, по бокам украшены пилястрами, стенными колоннами. Казалось бы, вот уже и исчерпаны все "архитектурные излишества". Ан нет! На первом этаже арки, пилясты и архивольты – вроде и похожи на верхние, но позамысловатей. Красиво, изысканно, элегантно и мощно одновременно. Насколько диковинной была внутренняя отделка с лепниной, розетками, нервюрами и маскаронами, теперь уже никто не узнает.
Тем, кто так и не сумел разобрать, что за надпись виднеется сбоку, поясняем: написано на доме "оптово-розничная торговля Г.М. Вильнеръ" с "ером" на конце. Про торговлю читается с трудом, а вот фамилию хозяина до сих пор видно отчетливо. Пережила надпись лихое столетие. И большевики ее закрасить пытались, и коммунисты эпохи "застоя" – не тут-то было.
История и легенды
В Сибири купцов было много. Золотопромышленность и торговля этому весьма способствовали. В начале 1860-х в Минусинске было шесть купцов первой гильдии, 181 – второй и 35 – третьей. Большинство вело оптовый и розничный торг, открывало фабрики и заводы и имело право на внешнюю торговлю.
На этом общем купеческом фоне своим богатством и деловой хваткой выделялся купец первой гильдии еврейского происхождения Герш Мордухович Вильнер. Оборот торговой лавки Герша составлял 150 тысяч рублей, перепродажа пушнины и сырья приносила ему еще 100 тысяч, а "торговля полуоптовая" – не меньше 12 тысяч чистой прибыли. Герш был личностью незаурядной – его предками были переселенцы, крестьянствовавшие в селе Лугавском, а ему удалось оставить это занятие и выбиться в люди. Как произошло перемещение в другой слой общества? Без личных способностей даже при удачном течении обстоятельств вряд ли бы удалось человеку достичь такого успеха в жизни.
В лихом 1917 году уезжать из города он не планировал. Сразу, когда в город вошел отряд Щетинкина, он сам добровольно отдал Советской власти магазин, который располагался на первом этаже дома, где жила семья Вильнера. Вместе с товаром. И еще два пуда золота. Вскоре был национализирован и передан государству знаменитый трехэтажный особняк. Одним словом, пришлось-таки нашему строителю уехать из родного города, кажется, в Ленинград, где вроде бы и умер он во время блокады – точнее ничего о судьбе именитого минусинского домовладельца не известно.
А в подвале знаменитого дома Вильнера во время белогвардейского режима (с июня по сентябрь 1919 года) находилась тюрьма, где содержались активисты Советской власти. После освобождения Минусинска от колчаковцев, 13 сентября, в этом здании находился Армейский Совет партизанской армии, и тюрьма наверняка не пустовала. Потом на первом этаже дома были размещены оружейные мастерские и химическая лаборатория для изготовления взрывчатых веществ. Спустя годы – какие-то государственные учреждения, аптека. Забросили здание, когда подвал затопила невесть откуда взявшаяся вода – не то уровень грунтовых вод поднялся, не то канализацию прорвало. С тех пор здание рушится, служит местом для игр у ребятни и обрастает легендами.
Рассказывают, что однажды мальчик Герш Вильнер помог добраться до больницы упавшему на улице старичку. Тот в благодарность подарил парню какую-то безделушку и наказал беречь ее пуще глаза. С тех пор тому и везло – и в бизнесе, и супруга хорошая попалась, и на Здоровье никто из домашних не жаловался. Только в 17 году пропал куда-то талисман, и закончилось с тех пор везение. До сих пор, говорят, пытаются некоторые найти ту вещицу, хоть никто и не знает, что именно искать и где.
Клад тоже искали. Не нашли, как и подземный ход на пристань. Даже нормального хода в подвал нет – сплошь какие-то лабиринты, оканчивающиеся тупиком. Наверняка души замученных в нем людей не хотят лишнего себе беспокойства, вот и стараются отделаться от слишком любопытных "кладоискателей". Не особенно любят ночевать в развалинах и местные бомжи. Тоже опасаются привидений. Поэтому разбирают на дрова деревянные веранды на Штабной и разводят костры в заброшенном каменном домишке через дорогу.
Реставрация или реконструкция – планы на будущее
Почти сразу после окончания строительства начали говорить, что дом Вильнера долго не простоит. Проблемы, мол, с фундаментом и стенами – дом стоит на плывуне. Когда мы пытались выяснить, что же это за проблемы, сотрудницы минусинского музея им. Мартьянова недоумевали.
– Весь Минусинск на этом плывуне выстроен. И ничего – стоит. Стены-то вон какие толстые, каменные. Последнее землетрясение ничего у нас тут не повредило, как видите. А вот новый наш музейный павильон и до землетрясения дал трещину, – шутит по этому поводу Вера Чернышева, заведующая издательским отделом музея.
Сегодня полуразрушенный дворец входит в состав культурного наследия Красноярского края, и вопрос об его реставрации поднимался неоднократно. Здание находится в аварийном состоянии и требует срочных ремонтных работ. Причем разница между ремонтом-реконструкцией и реставрацией очень существенна. Поскольку речь идет о памятнике архитектуры краевого значения, необходима ему именно реставрация, которая предполагает весьма специфические строительные работы. Между тем аналогичных строительных материалов сегодня не производится, технологии – утрачены, а специалистов-реставраторов соответствующего уровня придется искать непосредственно в столице. Одним словом, на реставрацию сегодня требуется порядка 100 млн. рублей. В 2008 году уже выделялось около 7 млн. рублей на составление проектно-сметной документации, а всего на подготовку документации из краевого бюджета было направлено 12 млн. рублей. Однако проектировщики института "Красноярскгражданпроект" освоили только около 3 млн. рублей. В настоящее время работы приостановлены, хотя в министерстве продолжают считать, что современные реставрационные технологии позволят сохранить объект.