Что русскому хорошо, то иностранцу смерть. Пока весь мир стонет от высоких цен на нефть, Россия подсчитывает дополнительные доходы. В марте стоимость нефти отечественной марки Urals подскочила до рекордного уровня - средняя цена по итогам месяца составила $122,6 за баррель (это более чем на 10% выше, чем в марте 2011 года), сообщил эксперт Министерства финансов РФ Александра Сакович.
Однако, не всем россиянам стоит радоваться этой новости. Для автолюбителей подобная тенденция чревата подорожанием бензина, которое, по мнению экспертов, неизбежно и без таких отягчающих обстоятельств. А уж с ними и подавно. Когда привлекательность экспорта растет, отвлечь взгляды производителей от заграничных потребителей можно лишь мерами, непопулярными среди местного населения. Между тем рост нефтяных котировок, по прогнозам Минэкономразвития, будет продолжаться.
Не исключено, что намерение США, Франции, Великобритании и Японии распечатать стратегические резервы топлива, причем даже в больших объемах, чем во время прошлогодней войны в Ливии, все же заставит цены на нефть устремиться вниз. Но пока это лишь декларация о намерениях, на выработку согласованного решения и его осуществление потребуется еще какое-то время. Этого времени российским производителям будет достаточно. По прогнозам аналитиков, повышения стоимости бензина следует ожидать уже в мае, едва ли не на следующий день после инаугурации президента.
Бензиновая катастрофа наступит совсем скоро
Европа остро нуждается в качественном топливе (Premium, т. е. Аи-95, удовлетворяющий действующим в Старом Свете экологическим требованиям). Дефицит топлива в ЕС привел к резкому росту цен - сегодня в разных странах цена одного литра топлива варьируется от 1,6 до 1,8 евро. В таких условиях, российским нефтяным компаниям стало выгоднее экспортировать бензин, а не продавать его на внутреннем рынке. "Экспорт топлива выгоднее примерно на 1600 руб.", - заявил представитель одной из нефтяных компаний.
Не помогла даже запретительная (90%) экспортная пошлина на нефть, которую правительство России ввело в прошлом году. Заодно, правительство и нефтяные компании договорились о том, что цены не будут расти до выборов. Сразу после их окончания, на АЗС по всей стране начали менять ценники. Например, только за предыдущие две недели после выборов литр Аи-95 подорожал в среднем на 20-25 коп. Рост цен на оптовых рынках топлива в Европе настолько велик, что даже при 90-процентной пошлине экспортировать топливо выгоднее.
Российские нефтяные компании раньше практически не занимались экспортом бензина - у нас не так много нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), способных в больших объемах производить бензин марки Аи-95 по Евро-4. Однако, высокий спрос в Европе может подстегнуть их переориентироваться на производство именно такого топлива, которое все будет уходить за границу. А это означает, что уже в скором будущем в России возникнет острая нехватка не только Аи-95, но и других сортов бензина. А недостаток топлива вызовет лавинообразный рост цен, который может уровнять цены на отечественном рыке со среднеевропейскими. И тогда, правительству России придется вновь придумать меры "ручного" управления нефтяниками с тем, чтобы сдержать и рост цен, и не вызвать народный бунт из-за отсутствия бензина на АЗС.
Ситуацию прекрасно понимают в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). С 2007 по 2011гг. цены на бензин в России выросли примерно в 1,45 раза, а цены на нефть на внешнем рынке - в 2,2 раза. Рост цен на бензин мог бы быть еще меньше, если бы в 2011г. не были повышены акцизы на нефтепродукты, в частности на бензин и еще в большей степени на дизельное топливо, заявил на пресс-конференции заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин. По его словам, рост цен могут сдержать плавающие акцизы. Идея заключается в том, чтобы при росте цен на нефть и нефтепродукты на внешнем рынке применять пониженную ставку акцизов на бензин и дизтопливо внутри страны, а когда цены на внешнем рынке снижаются, возвращать ставки акцизов к исходному состоянию. Однако, во-первых, пока законопроект на плавающие акцизы находится на стадии согласования. Во-вторых, если тенденция с ростом цен на топливо в Европе продолжится, то в России очень быстро закончатся 1,7 млн. тонн топлива, которое находится "в резевре". И в таком случае, очередного витка бензинового кризиса в России не избежать.
Депутаты выращивают акцизы на топливо
Очередной народный избранник показал свое истинное лицо: глава думского комитета по транспорту Евгений Москвичев предложил в разы увеличить акцизы на бензин. Как говорится: все для народа!
Какой же, все-таки, талантливый личный состав Госдумы мы с вами, сограждане, получили на этот раз! Помимо профессиональных законотворцев из питательной среды спортсменов-шоуменов там оказалось в достатке истинных борцов за всяческие интересы. У некоторых наблюдателей иногда даже возникают вопросы типа: а народ какой из стран мира выбрал того или иного "представителя" депутатом Госдумы России? Например, глава комитета Госдумы РФ по транспорту Евгений Москвичев на конференции Росавтодора в Москве взял, да и выдал: "Мы за то, чтобы акцизы на ГСМ были не 3 рубля, а 7-8 рублей за литр, как уже на Украине". И тот факт, что на родине древних укров отродясь не добывали нефть, его совершенно не смущает.
Для тех, кто не в курсе скажем, что в 2011 году мы платили по 1 рублю акциза за литр топлива. С лета этого года придется раскошеливаться уже на 2. И только еще через год - на 3. И эти деньжищи, как нам объясняют, идут и будут уходить на строительство и содержание автомобильных дорог. Так вот, народный избранник Москвичев уверен, что его избиратели буквально спят и видят как бы платить сразу по 8 рублей акциза!
Заметьте: никто из чиновников и депутатов никогда не говорит об эффективности траты дорожных денег. Только об их количестве, которого, ясное дело, им постоянно недостает! А как же: дорожно-строительному бизнесу и аффилированных с ним чиновникам хронически не хватает денег! Они хотят строить еще больше низкокачественных дорог, чтобы ежегодно их ремонтировать, ремонтировать, ремонтировать...
Поражает даже не чиновно-депутатская жадность. Возмущает растущая наглость при озвучивании все растущих аппетитов деятелей дорожной отрасли. Уже даже тигры в зоопарке знают, какими конкретно способами не менее половины денег, выделяемых на ремонты и строительство дорог, "распиливается" чиновниками и близкими к ним структурами. При соблюдении формальной видимости законности всего процесса. Пресса кишит публикациями на эту тему, содержащими богатую "фактуру". И никого из представителей власти это совершенно не колышет. И никто из них даже не удосуживается сделать вид, что озабочен проблемой. А сам факт чудовищных "откатов" и "распилов" в дорожной отрасли страны для них как бы отсутствует!
Зато в полный рост присутствует транспортный депутат Евгений Москвичев! Незаменимый человек, знаете ли: уж умеет выставить с бронебойным изяществом "ломовой" прейскурант всей стране - так умеет!
Цены на бензин готовятся рвануть вверх
Бензиновой оттепели не суждено было продлиться дольше первого месяца весны, предсказывали эксперты, и они оказались правы. Не скрывали этого и сами нефтяники. Срок договора с правительством о заморозке цен истек, и стоимость автомобильного топлива вновь начала расти. Для начала - на 25 копеек.
Напомним, в начале года нефтяники согласились заморозить цены. Как сообщил в начале января министр энергетики Сергей Шматко, его ведомство и нефтяные компании договорились о сдерживании розничных цен на горюче-смазочные материалы до марта. Затем, по неофициальным данным, поступило указание повременить с повышением цен до мая.
Нефтяные компании обещание выполнили. А вот правительство свое обещание подумать над компенсацией выпавших доходов, например, за счет снижения пошлин на дизтопливо и мазут, выполнять не спешит. То есть оно подумало и в лице Минэнерго и Минэкономразвития пришло к выводу, что такой шаг может привести к резкому росту цен на все виды топлива по тем же причинам, по которым способствует росту цен высокая стоимость нефти. С повышением привлекательности экспорта названных категорий цены на них внутри страны немедленно ринутся вверх. Если же вывоз мазута окажется выгоднее переработки нефти на территории России, это приведет к подорожанию всех видов топлива, включая бензин.
Эксперты отмечают, что сейчас любое повышение цен - это политическая акция, которая согласуется с первыми лицами нефтяных компаний. Но держать нефтяников в узде слишком долго тоже вряд ли выйдет. В конце концов, следует учитывать и экономические факторы. А они таковы: с 1 января 2012 г. акцизы на бензин выросли более чем на 1,3 рубля. С 1 июня утверждено новое повышение акцизов - на 40 копеек с одного литра. Сомнительно, что производители с радостью захотят компенсировать эти повышения из собственного кармана. "Если власти страны говорят, что нет повода для повышения цен, нефтяники не делают этого. Хотя все понимают, что цены должны вырасти. Но думаю, что до 7 мая никого резкого движения не будет. Лишь маленькими шажками компании будут повышать цены, переглядываясь и ожидая реакции правительства", - отметил в интервью RBC daily неназванный представитель рынка.
Первые робкие шаги уже сделаны. Согласно данным ИАЦ "Кортес", небольшой рост цен уже наметился, правда, пока, в основном, за счет независимых АЗС. Однако, потягивается и крупная рыба. "ЛУКОЙЛ" поднял стоимость бензина на 25 копеек и предупредил, что цены будут расти еще. Остальные пока держатся, но надолго ли хватит их терпения? По подсчетам директора по развитию и маркетингу ИАЦ "Кортес" Павла Строкова, если бы не сдерживающие меры государства, средняя цена по России на Аи-95 составляла бы 30,5 руб. (сейчас 28,4 рубля).
Как сообщил высокопоставленный источник в одной из крупных нефтяных компаний России, по пессимистичным прогнозам к концу года стоимость литра бензина может достигнуть 1,2 евро за литр Аи-95. Это немногим меньше стоимости бензина в странах Евросоюза. К примеру, в Польше и Литве водителям приходится платить по 1,5 евро - потому-то в этих странах и развита контрабанда бензина из Беларуси, где он стоит в три раза дешевле.
Отметим, что никаких предпосылок к снижению или стабилизации цен нет. Напомним, что ранее парламентарии (депутат Евгений Москвичев) предложили воспользоваться "украинским опытом" и более чем вдвое повысить дополнительные акцизы на бензин (7-8 рублей вместо 3 рублей за литр).
А Владимир Путин, в свою очередь, заявил: "Повышение акцизов обусловлено необходимостью формирования дорожных фондов. Это значительные ресурсы - если от транспортного налога регионы получают около 90 млрд. рублей, то от повышения акцизов они получат 93-94 млрд. рублей".
Учитывая то, что акцизы (как и налоги) составляют немалую часть в стоимости бензина, непосредственным образом влияя на его дороговизну, то следует готовиться к скорому вступлению в ЕС. Правда, пока только по части цен на топливо.