Прошел год, как наша страна вступила в Евросоюз. Инфляция, рост цен на все и вся – это мы наблюдаем едва ли не каждый день. Но есть и другая, более скрытая от глаз сфера – а как используется человеческий капитал в «старых» и «новых» странах ЕС? Интересные данные предоставил на недавнем Балтийском форуме ректор Рижской международной высшей школы экономики и управления Андрей НИКОЛАЕВ. Думаем, что знакомство с ним будет полезно и нашим читателям.
– Уже в 70-е годы многие исследователи обращали внимание на то, что уровень образования серьезно сказывается не только на размере доходов человека, но и на его перспективах найти подходящую для себя работу. Практически во всех странах Европы четко прослеживается тенденция снижения роста безработицы с ростом образовательного уровня. Данная тенденция характерна как для старых стран-членов Европейского союза (ЕС-15), так и для новых, которые вступили в ЕС в 2004 году. Последние исследования, например, свидетельствуют о том, что в 2004 году уровень безработицы в ЕС-25 среди людей с образованием ниже среднего составлял 12,9%, среди людей со средним образованием – 9,9%, среди людей с высшим образованием – только 5,3%. Причем данная закономерность характерна для всех возрастных групп как среди мужчин, так и среди женщин.
Результаты исследований свидетельствуют, что взаимосвязь между уровнем образования и безработицей хорошо прослеживается во всех без исключения странах ЕС. Причем, если в старых (ЕС-15) уровень безработицы среди лиц с высшим образованием был в три раза более низким, чем среди лиц, не имеющих высшего образования (соответственно 3% и 9%), то среди новых стран этот разрыв составляет 5,6 раза (соответственно 3% и 17%).
Если оценивать ситуацию по отдельным странам, то наименьший эффект, с точки зрения занятости, высшее образование дает в странах Южной Европы (Испания, Греция, Португалия), а также в странах с традиционно низким уровнем безработицы (Дания, Нидерланды, Люксембург). Наибольший эффект образование дает в Финляндии, Бельгии и Италии, где безработица среди людей с высшим образованием в 4–5 раз ниже, чем среди лиц, имеющих среднее или начальное образование. Еще большее влияние на перспективы получения работы оказывает высшее образование в новых странах ЕС. Во многих из них этот разрыв составляет 5–8 раз, а в Словакии – достигает 20 раз (1% среди лиц с высшим образованием и 21% среди лиц со средним и начальным образованием).
Характерно, что такой разрыв возрастает, несмотря на то, что во многих странах ЕС сегодня наблюдается своего рода перепроизводство специалистов с высшим образованием. В результате выпускникам высших школ становится все труднее найти работу по специальности. Согласно исследованиям, проводимым Евростатом, у молодежи, имеющей высшее образование, в 30% случаев работа не соответствует уровню образования и квалификации. Традиционно наибольшим такой разрыв является в странах Южной Европы (Италия, Испания, Греция), где примерно 30–35% людей, имеющих высшее образование, работают не по специальности. В меньшей степени это характерно для Австрии или Голландии, где этот показатель менее 30%. В новых же странах ЕС он в среднем будет составлять 33%.
Одновременно следует отметить, что возможность трудоустройства молодежи с высшим образованием во многом будет зависеть от того, какое направление обучения они выбрали. Наилучшие перспективы на рынке труда имеют те, кто изучал медицину, Бизнес или юриспруденцию. Неплохие перспективы в странах ЕС имеют инженеры и строители. В наименьшей степени шансы найти хорошую работу по специальности имеют те, кто изучал гуманитарные и естественные науки или сельское хозяйство.
Как уже отмечалось, люди, получившие образование в сфере бизнеса, юриспруденции, инженеры имеют в определенной степени лучшие перспективы на рынке труда. Однако, как показывают исследования, даже людям с таким образованием в первые годы профессиональной карьеры достаточно трудно реализовать свои возможности. Как показывает статистика, сегодня менее 75% выпускников вузов, получивших эти специальности, работают на должностях, требующих такого высшего образования, а более 25% работает на должностях, не требующих особых знаний и умений. В то же время среди людей более старшего возраста (35–65 лет) доля лиц, выполняющих высококвалифицированную работу, превышает 80%.
Однако, несмотря на все проблемы, число желающих в странах ЕС получить высшее образование неуклонно возрастает. В настоящее время более 26% молодых людей в возрасте 20–29 лет ежегодно обучаются по программам высшего образования, причем в некоторых странах, таких как Финляндия, этот показатель может достигать 44%. Показатель Латвии (31,7%) также несколько выше среднего уровня. В результате более 40% молодых людей в возрасте 20–29 лет в странах ЕС в настоящее время имеют как минимум степень бакалавра. (В возрастной группе 25–29 лет этот показатель еще выше – 72%). Как показывают исследования в большинстве новых стран ЕС, этот показатель превышает среднеевропейские параметры, из чего можно сделать вывод, что в целом молодежь стран Центральной и Восточной Европы будет иметь неплохие перспективы на европейском рынке труда, но только в том случае, если эти люди сумеют получить хорошее образование.
Значимость образования хорошо понимается большинством жителей стран Центральной Европы. В результате доля студентов в общей численности молодежи в них вполне соответствует уровню старых стран ЕС, а доля лиц, имеющих высшее образование, среди молодежи даже выше. Однако используется этот потенциал намного ниже и менее эффективно.
Показателем того, насколько эффективно фирмы используют интеллектуальный потенциал своих сотрудников, может служить разница между капитализированной стоимостью компании и ее физическими активами. Многие исследователи справедливо полагают, что эта разница показывает размер интеллектуального капитала компании, который, в свою очередь, во многом будет зависеть от двух факторов – уровня образования сотрудников и способности компании эффективно использовать эти знания и превращать их в реальные доходы. Данные многочисленных исследований, проводимых в Западной Европе и в США, показывают, что во многих современных компаниях капитализированная стоимость намного превосходит размер физических активов. Причем, если в традиционных отраслях, таких как добывающая промышленность, металлургия, железнодорожный транспорт, капитализированная стоимость компаний превышает балансовую стоимость активов примерно в 1,5–2 раза, то в отраслях, работающих на острие научно-технического прогресса, этот разрыв может достигать 5–10 и более раз.
Однако, если в США и странах Западной Европы капитализированная стоимость компаний превышает их физические активы, то во многих странах Центральной Европы ситуация противоположная. Например, из восьми крупнейших компании Латвии и Литвы, акции которых входят в Балтийский список Рижской фондовой биржи, только у четырех капитализированная стоимость существенно ниже активов. Такая ситуация характерна и для более мелких предприятий. Например, из 10 крупнейших латвийских компаний, акции которых котируются на Рижской фондовой бирже, только у трех капитализированная стоимость выше активов.
Если величина интеллектуального капитала выражается отрицательной величиной, то это чаще всего свидетельствует о том, что знания и квалификация сотрудников используются неэффективно. В результате, хотя большинство сотрудников являются высокообразованными людьми, их потенциал остается нереализованным, так как организационная структура фирмы не стимулирует их работать с полной отдачей. Кроме того, необходимо учитывать, что многие компании Восточной и Центральной Европы часто работают по принципу нулевой и практически почти нулевой прибыли и нулевых или незначительных дивидендов. В данном случае, используя цепь фирм-посредников, значительная часть прибыли базовой компании перекачивается в офшорные зоны, уровень дивидендов формально является незначительным, что, естественно, существенно снижает капитализированную стоимость базовой компании.
Безусловно, проблема повышения эффективности использования интеллектуального потенциала сотрудников центральноевропейских компаний является очень серьезной проблемой, но анализ динамики процессов, происходящих в странах Центральной и Восточной Европы, позволяет делать достаточно оптимистические выводы. Например, многие латвийские компании, акции которых котируются на Рижской фондовой бирже, за последние несколько лет увеличили размер дивидендов, что, естественно, положительно сказалось и на стоимости их акций. Определенный оптимизм вызывает также то, что ситуация в Эстонии уже сегодня несколько отличается от ситуации в Литве и Латвии. А конкретно, там уже в большинстве эстонских компаний капитализированная стоимость превышает активы. Причем этот разрыв имеет ярко выраженную тенденцию к росту.