Еще не так давно АО FERRUS было известно лишь партнерам по бизнесу. Но теперь эта фирма и председатель ее правления Алексей Маслов буквально на слуху у многих в нашей стране. И такой прорыв объясняется одним – с ними напрямую связано начавшееся возрождение автомобилестроения в Латвии. Первый автомобиль уже был представлен в этом году во время приезда в Ригу мэра Москвы Юрия Лужкова. А летом под Елгавой был заложен символический камень будущего автозавода. Но наша беседа началась с несколько необычного вопроса – а что означает название фирмы?
Долгий путь к ЗИЛу
— Признаюсь откровенно, было несколько десятков вариантов. Но мы остановились на этом, поскольку нашли ключевой слоган. Феррум – железо. А наша деятельность все время была связана с металлургией, с металлом. Вторая же часть названия объясняется тем, что нашими партнерами были и есть российские и белорусские предприятия.
— Как вы оказались в Латвии?
— В 1979 году приехал из Красноярска поступать в РКИИГА. После его окончания по распределению уехал в Россию. Два года прослужил в военно-морской авиации на Дальнем Востоке. Вернулся в Ригу, где жила семья. Устроился на техническую должность в систему «Агропрома». Когда начались потрясения в стране, то пришлось конкретно определяться.
— И с чего начали?
— По образованию моя деятельность была связана с радиоэлектроникой. Одно время занимались с друзьями небольшими проектами, в том числе спутниковым и кабельным телевидением. Но особых успехов не достигли – рынок был слишком узким. И тут сама судьба подвела нас к металлургии. Разработали бизнес-схему с рядом предприятий России и Белоруссии и стали поставлять им сырье с Украины и Казахстана. Научились работать с зарубежными партнерами, появились экспортные контракты. Стали поставлять продукцию металлургических заводов в Европу, Америку. А потом плавно перешли в сферу машиностроения, что было вполне логично.
На Минском тракторном заводе посмотрели, как производится, продается техника, какая система. Объехали полмира, чтобы посмотреть, что осталось после Советского Союза из ранее налаженной торговли. Поняли, что кое-что можем восстановить.
— Производство или реализацию?
— Первое сделать практически невозможно, и иллюзий здесь не было. Мы видели, что выпускаемая продукция — тракторы, сельхозтехника — не совсем отвечает требованиям рынка... Надо было ее модернизировать, внести косметические, дизайнерские изменения. А главное – нужно было организовать работу товаропроводящей сети, которая к этому времени практически умерла. Кстати, еще вопрос, что сложнее – то ли производить продукцию, то ли продавать ее. Мы понимали, что нужно подразделение, которое могло бы это решать. Вот так и родилась идея «ФЕРРУСА».
— Другими словами...
— Создание технического центра, в котором можно было бы доводить до нужного уровня тракторы. В частности, на владимирские мы устанавливали немецкие двигатели. Да и вообще, предпродажная подготовка – это был наш конек. Без такого сервиса нигде не продают, но открывать в каждой стране центр – крайне накладно. Поэтому мы решили создать единый, где работают специалисты, находятся все детали. И отсюда уже уходят тракторы за границу.
И тогда Лужков
предложил
— И как начался роман с этим московским автогигантом?
— Это была не наша идея. Тут обязаны мэру Москвы. Года полтора назад Юрий Михайлович высказал идею – начать сборку автомобилей в Латвии. С нами встретились его представители и предложили заняться осуществлением этого проекта. Мы отказываемся, да и кому нужны здесь эти машины. Москвичи настаивают, обещают помочь. Ладно, согласился я побывать на ЗИЛе, но попросил организовать встречу с его руководством. До директора не добрался, говорил с его замами. И понял, что мои сомнения были оправданны. Они на меня смотрели как на инопланетянина. Во-первых, о предложении Лужкова они ничего не знали. А во-вторых, их интересовали совершенно иные проблемы – дела на объединении шли все хуже и хуже. Вернулся в полной уверенности, что все на этом закончилось. Но спустя время в Ригу приехал министр промышленности правительства Москвы Евгений Пантелеев. Посетил он и нашу фирму, во время визита вновь поднял эту тему. Причем сразу изменив всю ситуацию, сказав, что они полностью сменили руководство объединения. И теперь там молодые специалисты у руля. Ладно, согласился еще раз съездить. Познакомились. Действительно, очень интересная команда.
— И лед тронулся?
— ЗИЛ — это явление в жизни России. Фактически государство в государстве. Но, к сожалению, к примеру, современные японские роботы делают только эту убогую кабину. При нынешней финансовой ситуации сегодня там создать новое невозможно. И тут нам ставят задачу – к следующему приезду Лужкова в Ригу новую машину показать. Я чуть со стула не свалился. С декабря по май – это же нереально. Надо разработать модель, конструкторскую документацию собрать...
— И тем не менее за полгода вы сделали новую машину.
— В таком темпе никогда не работали. Здесь надо сказать спасибо и ЗИЛу. Там не стали противодействовать этой идее, а тут же извлекли на свет наработку 4,5-тонного автомобиля, которая и пошла в дело. Иначе эта машина еще лет 10 оттуда не выкатилась бы. А так она уже заявлена на выставке и хорошо идет на рынок.
— Где ее собирали?
— Методом кооперации. Что-то делали на ЗИЛе, что-то во Владимире и в Минске, здесь. Собирали в Москве. Привезли сюда, ничто не подходит. Пришлось дособирать. Но винить москвичей нельзя – шасси с кабиной встретились за два дня до презентации машины. Мы тут ночами сидели. А ведь и от текущей работы нас никто не освобождал. И в назначенное время автомобиль был представлен высоким гостям.
— Потом последовала церемония закладки символического первого камня на месте строительства будущего автозавода под Елгавой. А какова ситуация сейчас?
— Наша компания продолжает свою деятельность по плану. Сам проект разделили на три части. Наш блок, связанный с текущим бизнесом, сборочное предприятие – АМО ЗИЛ, и организация здесь пластикового производства, которое могло бы поставлять свою продукцию и в Москву. Дело в том, что большие серии мы не сможем выпускать, а малые – не окупаются. Поэтому решили создать гибкий технологический процесс, компанию, которая будет управлять этим бизнес-проектом. Но каждая структура останется независимой.
— Принцип кооперации сохраняется?
— Да. Вот с нашими чешскими партнерами разработали программу по надстройкам, на которые в Балтии сегодня есть спрос. То есть мы сможем поставлять изотермические кузова, надстройки (для перевозки хлеба, напитков, коммунального назначения и т. д.) и ряду зарубежных фирм. Это наше генеральное направление. Бельгийцы хотят разместить производство по выпуску автомобильных кресел. С итальянцами сейчас наладили неплохие отношения — с фирмой ANTONIO CARARRA. Мы получили эксклюзив на Прибалтику и будем продвигать выпускаемый ею прекрасный продукт. Начинаем подготовку к сборочному производству лесозаготовительной техники на базе европейских тракторов для поставок в РФ. И в этом поможет завод в Елгаве.
Руководством нашей компании принято решение о софинансировании проекта «ЗИЛ-ФЕРРУС». При этом «ФЕРРУС» будет вкладывать средства в инфраструктуру технологического парка, а Правительство Москвы (ЗИЛ) – в строительство сборочного завода. Оно, Ю. Лужков должны принять политическое решение о его финансировании. Это главное. Мы же будем администрировать этот проект, управлять сбытом продукции, можем и логистику сделать. А все, что касается разработки, конструкторской документации, технологической увязки, испытаний, сертификации – это стоит больших денег. И необходимо наличие твердой воли. Все-таки москвичам и конечный продукт будет принадлежать. Хотя на бездонном российском рынке тысяча елгавских машин, а столько планируется собирать в год, это капля в море.
— И куда же они отправятся?
— В своей маркетинговой стратегии постараемся занять рыночную нишу секонд-хэнда. Да, здесь машин много, и они дешевле нашей, принципиально новой и вполне конкурентоспособной. У нас уже есть свои наработки в этом направлении, и мы их будем внедрять.
Кстати, новую машину совершенно неправильно называют «бычком», который отличается от нее. Здесь пока еще и название не придумано. Хотя внешне они похожи.
— Итак, впереди...
— Надо поставить сборку на поток. Второе – создать гамму моделей, ибо с одной выходить на рынок просто несерьезно. Возникает целый комплекс вопросов. И мы можем только инициировать их обсуждение и решение, чем и занимаемся. Создана рабочая группа, в которую входят наши и зиловские специалисты, всю получаемую информацию передаем в Москву, но мешает старая бюрократия. Тем не менее сейчас там готовятся к испытаниям еще две машины. Само же строительство завода начнется после получения всех документов, в том числе и сертификата, на будущий готовый продукт.
Мэрия Елгавы выделила земельный участок под этот проект. Наша задача – освоить его к 2006 году и организовать до 250 новых рабочих мест. Сразу это сделать будет трудно, но после увеличения степени локализации производства (за счет завода пластиков) это вполне реально.
— Я обратил внимание, что на уже упомянутой церемонии и министр экономики Юрис Луянс, и мэр Елгавы Андрис Равиньш с большим оптимизмом реагировали на закладку символического камня.
— Действительно, мэр Елгавы очень активно развивает этот технологический парк. Бывший инженер, бывший министр сельского хозяйства, он прагматик, хозяйственник. Мне импонирует его концепция, по которой город должен стать крупным промышленным центром Латвии. Г-н Луянс также с пониманием относится к возрождению в нашей стране потерянной за последние годы индустриальной мощи. Так что для Латвии это сильный проект. Еще бы политических нюансов там было поменьше. А елгавчане ждут его осуществления с большой надеждой.
— Остается только пожелать успешного завершения этого московского эксперимента.