Ну что, господа? Время плюсовых температур уходит, и проблемы пуска двигателя при минусовых температурах возрастают в геометрической прогрессии.
Прекрасно подготовленный автомобиль по системам питания, зажигания, фазам газораспределения, стартеру, не может обеспечить надежный пуск холодного двигателя без аккумуляторной батареи. Идеально работающая батарея полностью выходит из строя при непрерывном разряде, в течение 5- 7. минут. Батарея, при непрерывной эксплуатации, в течение года, при исправной генераторной установке (генератор, регулятор напряжения, ремень привода шкива генератора) сохраняет свою емкость в пределах 90 - 95%. Любое отклонение параметра, требующее увеличение времени пуска двигателя (низкий уровень топлива в поплавковой камере карбюратора, пусковое устройство карбюратора не обеспечивает пусковых оборотов, повышенное сопротивление высоковольтных проводов, неправильный зазор на электродах свечей зажигания, неисправности стартера, и. т. д.), приводит к уменьшению емкости аккумуляторной батареи на 2- 3.% и более. О чем это говорит? Если летом для запуска двигателя хватает 2-3сек., то при потере емкости батареи на 30% время пуска увеличивается до 10сек и более. А если температуры минусовые, то время идет уже на минуты. Идеально работающая аккумуляторная батарея обеспечивает частоту вращения коленчатого вала - 250 - 280об/мин. Батарея, потерявшая 30% своей емкости, может обеспечивать только 120 - 140об/мин.
Минимально допустимая частота вращения, при которой можно уверенно запустить двигатель - 80об/мин.
Такое длительное предисловие дано вам для того, чтобы вы прониклись мыслью - сани (батарею) нужно готовить осенью, но не зимой. Сначала нужно продиагностировать батарею, чтобы определить фронт работ:
1. Возьмите из каждой банки батареи дозу электролита и убедитесь в его прозрачности. Если хотя бы в одной банке электролит мутный, коричневого цвета, батарею нужно заменить, так как восстановлению она не подлежит.
2. Подключите батарею к зарядному устройству. Для примера, возьмем батарею емкостью 55А-часов. Если взять ток заряда 5.5. А и заряжать ее в течение 10 часов, то получим емкость 55А-час. Зачем нам это нужно, если батарея заряжена на какое - то количество А-час. Давайте установим величину зарядного тока 5,5А-час и определим, через сколько часов батарея начнет "кипеть". Кипение - выделение пузырьков газа в электролите. Если батарея (срок эксплуатации 1,0 - 1,5 года) "закипела" через 20 - 30 мин. - батарею нужно заменить на новую. "Кипение" электролита через 2-3-4-5часов говорит о потере емкости 11-16,5-22-27,5 А-час. Но "кипение" электролита весьма неточный показатель. Чем больше сульфатированы пластины батареи, тем быстрее она "кипит". Поэтому более точный способ определения состояния батареи является проверка плотности электролита.
3. По плотности электролита можно судить о степени заряженности батареи. Для этого нужно приобрести ареометр (плотномер). Для нашего района плотность электролита должна быть 1,27г/см 3. Одно деление ареометра имеет цену деления 0,01г/см 3, что составляет 6% разряда. Если уровень электролита настолько мал, что ареометр не может вобрать в себя нужный объем жидкости для всплывания поплавка, то сначала долейте до уровня дистиллированную воду и только через 1,5-2 часа приступайте к измерению плотности. Снижение уровня до 1,25г/см 2 в осеннее время затрудняет пуск двигателя, а зимой делает эту процедуру почти невозможной.
Итак, мы определили, что батарея требует зарядки. Помня из школьной химии, что для химической реакции нужно тепло, при заряде батареи нужно действовать диаметрально противоположно. Чем медленнее будет проходить химическая реакция, тем качественнее будет заряжена батарея. Поэтому закон заряда батареи - чем меньше зарядный ток, тем лучше зарядится батарея. Из этого можно сделать вывод - использование автоматических зарядных устройств, для восстановления емкости батареи, бесполезно. Идеальны зарядные устройства с плавным регулированием силы тока от 1 до 10А. Идеально, для восстановления емкости батареи, нужно установить ток заряда 1 - 2А и заряжать батарею до "кипения " электролита. После этого продолжать заряд в течение 3 часов. Через 0,5 часа проверить плотность. Она должна быть не менее 1.27г/см 3 (предел отклонения,- 0,01).
Проверка уровня электролита.
Почти во всех современных аккумуляторных батареях для определения уровня установлены пластмассовые "язычки", которые должны быть закрыты электролитом. Если уровень не доходит до "язычка", необходимо долить только дистиллированную воду.
Добавление электролита приведет к повышению внутренней температуры аккумуляторов, короблению пластин, выпадению активной массы.
Отсутствие электролита над поверхностью пластин соединяет пластины, смоченные электролитом, с воздухом и приводит к необратимым процессам, не позволяющим восстановить структуру пластин. Если зарядное напряжение генератора не превышает 14.5 вольт, уровень электролита держится довольно долго. Если в вашем автомобиле нет цифрового вольтметра, уровень электролита нужно проверять 1 раз в 2 недели.
Для обеспечения долговечности работы аккумуляторной батареи нужно выполнять одно правило - Не смог сразу запустить двигатель (время запуска превысило 20сек.) - необходимо поставить батарею на заряд, как описано выше.
Многие водители после этой фразы саркастически улыбаются (НУ, загнул), либо недоумевают - а зачем тогда нужна генераторная установка. Ведь после пуска двигателя генератор должен обеспечить подзарядку батареи. К сожалению, батарея на автомобиле заряжается постоянным напряжением. Вспомним школьную физику - закон Ома, но переведем его на автомобиль:
ген -
акб
ген-бортовое напряжение сети (возьмем- 14.0В)
з = -----------
акб
акб.- допустим батарея разряжена до 10В
акб. - сопротивление батареи -величина постоянная (допустим 0,001)
Что получается при подзарядке батареи. Сначала ток заряда очень большой - 400 А (скорость химической реакции огромная, кристаллы сульфата свинца не успевают растворяться). Затем ток заряда быстро падает 300А, 200А, 100А, 0 А. Непостоянство химической реакции не позволяет на сто процентов зарядить батарею. Время реакции скоротечно, а качества нет. После заряда батареи нужно выполнить профилактические работы
Очистка аккумуляторной батареи. Большая часть отказов батареи связана с воздействием пыли, грязи и образованием оксидной пленки на полюсных наконечниках.
Батареи, крышки которых залиты мастикой, особенно нуждаются в уходе, так как летом эта мастика размягчается, и впитывает в себя грязь и пыль. В результате, постепенно образуется множество микротрещин и микроканалов, в которых скапливается электролит. В конце концов, мастика из хорошего изолятора превращается в хороший проводник, и батарея начинает быстро разряжаться. Вы это сразу почувствуете, когда двигатель вашего автомобиля по утрам будет "оживать" с трудом, а зимой может и вообще не запуститься. Батареи с общими пластмассовыми крышками мастики не имеют. Однако грязь, пыль, капельки электролита на их наружной поверхности также приводят к быстрому саморазряду.
Кстати, у запущенных батарей саморазряд может достигать до 3% в сутки.
По опыту знаю, что в этом месте скептики начнут иронично улыбаться. Для достоверности моих слов предлагаю раз в 2 недели проверить наличие саморазряда от грязи, пыли при помощи мультитестера. Установите переключатель на 2вольта, плюсовой наконечник соедините с плюсовой клеммой батареи, а минусовой наконечник с поверхностью крышки батареи. Если стрелка вольтметра отклонится, значит, есть ток утечки, и идет саморазряд батареи, значит, нужна очистка поверхности. Для очистки поверхности батареи можно использовать нашатырный спирт, или 10% раствор кальцинированной соды. Протрите поверхность батареи, а кисточкой с жесткой щетиной очистите трудно доступные места. После очистки определите при помощи вольтметра отсутствие тока утечки. После очистки поверхности выверните пробки заливных отверстий и аккуратно, чтобы не выдавить пластмассовые отражатели, прочистите в них вентиляционные отверстия. Загляните в заливные отверстия, если на поверхности электролита заметны пузырьки, то это свидетельствует об ускоренном саморазряде батареи. В заключение проверьте состояние полюсных выводов. Если на них есть белый или зеленоватый налет, то ослабьте гайки стяжных болтов и снимите клеммные наконечники проводов. Делать это нужно осторожно, не прикладывая чрезмерных усилий к полюсным выводам, так как они пропущены через тонкую эбонитовую, или пластмассовую крышку, и если вы ее повредите, то можно батарею сдать в утиль. Если наконечники "прикипели", вставьте в зазор наконечника отвертку и раздвиньте его щечки. Крупный белый или зеленоватый налет удалите тряпкой, смоченной горячей водой, после этого зачистите выводы батареи наждачной шкуркой средней зернистости. Дело в том, что свинцовые выводы и наконечники проводов со временем покрываются окисной пленкой темно-серого цвета, и сопротивление в месте контакта значительно возрастает и в момент пуска двигателя забирает на себя большую долю напряжения батареи. В результате к стартеру вместо 12 подводится 6-8 вольт, которых недостаточно не только зимой, но и осенью. Если на плюсовом наконечнике образовался мощный налет бело-зеленого цвета, то выполните выше указанные операции по очистке полюсного вывода, а сам наконечник, вместе с проводом замените. Дело в том, что при образовании махрового бело-зеленого налета на наконечнике, его образование продолжается внутри оплетки. Снаружи этого не видно, а запустить двигатель невозможно из-за громадного сопротивления внутри плюсового провода. При наличии бело-зеленоватого налета на минусовом проводе, его также необходимо заменить, предварительно очистив минусовой вывод. Для того, чтобы избежать окисления выводов и наконечников проводов, вырежьте из фетра или тонкого войлока два кольца, наружным диаметром в два раза больше диаметра полюсных выводов, пропитайте их моторным маслом или ружейной смазкой. Наденьте кольца на полюсные выводы, затем наденьте наконечники и покройте их защитной пленкой (Унисма, WD
-40 или ВТВ-1).
Завершая очистку батареи, вымойте и вытрите насухо ее боковые поверхности и дно. Это продлит срок службы кронштейна крепления батареи. Еще лучше защитить кронштейн от попадания на него электролита резиной от камеры. У классических автомобилей ВАЗ, для защиты аккумуляторной батареи от перегрева от выпускного коллектора, целесообразно прикрепить к стенке батареи, обращенной к впускному коллектору, лист теплоизоляционного материала. Дело в том, что нагретый до высокой температуры выпускной коллектор, вызывает перегрев ближайшего к нему аккумулятора и быстрее выводит его из строя. И последнее. Так как батарея, хранящаяся в магазине, разряжается в сутки на 0,5%, и сколько суток она простояла до продажи неизвестно, новую батарею нужно обязательно зарядить, прежде чем ставить на автомобиль. Мы можем восстановить вашу батарею. Для этого вы должны оставить ее у нас на 3-е суток.
Писаченко Александр Васильевич (карбюраторные двигатели) - к. т.89502030013