При несении службы сотрудниками ДПС ГИБДД выявление нарушений Правил дорожного движения со стороны водителей и привлечение к административной ответственности может происходить где угодно. В то же время в городе Екатеринбурге есть ряд мест, где можно не пытаться что-то выявить, "нарушители" сами едут в руки доблестных сотрудников правоохранительных органов, по крайней мере, последние так думают. Кировский район Екатеринбурга особенно богат такими местами, в свое время ими были перекресток Пушкина и Первомайской со знаком "кирпич", улица Толмачева напротив ТЦ Гринго, где долгое время не была нанесена дорожная разметка, улица Проезжая со знаками "обгон запрещен" и "опасные повороты", перекресток улиц Библиотечная - Комсомольская. Это ведь только на бумаге милиция в первую очередь должна заниматься предупреждением и предотвращением правонарушений, на практике - совершайте, а мы оформим.
В этой статье хотелось бы обсудить ситуацию с перекрестком улиц Первомайская - Комсомольская. Весной, двигаясь со стороны улицы Блюхера в сторону Малышева по Комсомольской, можно было наблюдать полное отсутствие разметки. При подъезде к Первомайской, водители, желающие повернуть налево, занимали крайнюю левую полосу, поворачивали и ... приобретали статус лиц, в отношении которых возбуждались дела об административных правонарушениях. "Как же так?" - спросите вы. А очень просто. Логика сотрудников ГИБДД такова: если перед перекрестом рядом находятся три автомобиля при ширине дороги 15 метров, значит крайний левый - на встречной, поэтому в отношении этого водителя - двигался бы он далее прямо или поворачивал налево - составят протокол об административном правонарушении за несоблюдение пункта 9.2. Правил - на дорогах с двусторонним движением, имеющих 4 полосы и более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. За такое нарушение предусмотрена ответственность по части 4 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях, что влечет безальтернативное лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев. В основу выводов о том, что крайний левый автомобиль находится на встречке, кладется следующее умозаключение. Если дорожных знаков, определяющих количество полос нет, разметки также нет, то водители, как предписывают Правила, обязаны самостоятельно определять количество полос с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, считается половина ширины проезжей части, расположенной слева. ГИБДД любят в данном случае оперировать пунктом 6.1.3. ГОСТ Р 52289-2004, который говорит, что ширина размечаемой полосы движения должна быть не менее 3 метров, то есть, если ширина дороги 15 метров, то она имеет по две полосы для движения в каждом направлении, а ширина каждой из таких полос составляет 3,75 метра. Каким образом ГОСТ, регламентирующий правила нанесения дорожной разметки, опровергает техническую возможность двигаться в три ряда без выезда на встречную, я и сам, честно говоря, до сих пор понять не могу, однако это тема для отдельного разговора. В нашем конкретном примере получается, что ширина двух полос в сумме составляет семь с половиной метров, что при ширине легкового автомобиля менее двух метров - вполне достаточно для движения в три ряда.
Расскажу интересную историю. Как-то мне понадобилось поехать к кировским мировым судьям на Первомайскую, 112. Проехав по Комсомольской до Первомайской и зная о приключениях водителей на злополучном перекрестке, я, заблаговременно включив левый указатель поворота, занял (как я думал) левый ряд (второй по моему мнению). И это несмотря на то, что слева от меня водители также собирались поворачивать налево. В это время между мною и грузовиком, который стоял в крайнем правом ряду втиснулся ещё один автомобиль. Таким образом, следуя логике сотрудников ГИБДД, мой автомобиль оказался против моей воли на стороне дороги, предназначенной для встречного движения. А уж левее стоящие автомобили - и подавно. Думаю, что если бы в это время на перекрестке находились сотрудники ГИБДД, я бы включил аварийку, пошел бы к ним и сказал, чтобы они производили в моем присутствии замеры проезжей части и расстояние от правого края дороги до левой стороны моего автомобиля.
В 2010 году Свердловский областной суд дал официальные разъяснения, что выезд на встречную полосу должен быть совершен водителем умышленно, а в материалах дела об административном правонарушении должны присутствовать доказательства, свидетельствующие, что движение по встречке носило очевидный характер для водителя. Какие документы в большинстве случаев передает в суд ГИБДД для привлечения водителя к ответственности? Протокол, схема и рапорт. Плюс сотрудник ГИБДД может прийти в суд и продублировать свои объяснения устно. Ну и какое из этих доказательств говорит об очевидности движения по встречке? Да по сути ни одно из них, так как ширину проезжей части, указанную на схеме, сотрудники ГИБДД либо берут из головы, либо меряют шагами, а также зачастую дорисовывают схему задним числом уже в отсутствие водителя. Информация в протоколе и рапорте, без доказательной базы, являются умозаключениями лица, их составившего, и каких-либо фактических данных они не содержат. Почему-то в наших судах бытует мнение, что видеозаписи, фототаблицы, свидетельские показания, достоверная информация о ширине дороги, дислокация знаков и наличии разметки - не нужны вовсе, ведь "оснований не доверять сотрудникам ГИБДД у суда не имеется".
В конце весны 2010 года мировым судьей Кировского района было направлено представление в адрес председателя комитета по транспорту города Екатеринбурга о необходимости установки на перекрестке Первомайская-Комсомольская соответствующих дорожных знаков, "однако, воз и ныне там". Каламбур в том, что в разное время года передвигаться приходится тоже по-разному. Есть разметка в три ряда, пожалуйста, двигайтесь согласно ей; если стерлась - будьте добры, езжайте в два ряда, а уж выезжаете вы на самом деле, двигаясь третьим рядом, на встречку или нет, это мало кого волнует, потому что упомянутый ГОСТ изначально устанавливает вашу вину. Между прочим, в данной ситуации ссылка на технический регламент - ГОСТ - при привлечении к ответственности не законна, поскольку согласно пункту 1.3 ПДД участники дорожного движения обязаны руководствоваться исключительно требованиями Правил, дорожных знаков, разметки и сигналами светофора и регулировщика.
В настоящее время с движением по Комсомольской от Блюхера к Первомайской худо-бедно разобрались. НО! Разметка по Комсомольской изначально предполагала по две полосы в каждую сторону. Затем - три в сторону Малышева, одну - в сторону Блюхера. Исправлена разметка была таким образом, что в дождь или темное время суток разобраться с тем, как организовано движение на этом участке, бывает затруднительно, чем не преминули воспользоваться доблестные сотрудники ГИБДД, немного изменив весеннее место дислокации, маскируясь теперь под указатель магазина "Аура" на Комсомольской. Сейчас водители, движущиеся в начавшийся сезон дождей со стороны Малышева в сторону Блюхера по Комсомольской, или поворачивающие с улица Первомайской налево в сторону Блюхера, и не разобравшиеся в нескольких "двойных сплошных" после перекрестка, могут быть оформлены все по той же части 4 статьи 12.15 КоАП РФ за нарушение п.9.2 Правил, что при таких противоречиях разметки, конечно же, является незаконным.
Вот так и получается: знаков нет, устанавливать не хотят, разметку наносят только летом, ее исправления вводят в заблуждение, а платят за все это простые водители. И платят не только налогами, но и своими же правами, зачастую не за нарушение Правил дорожного движения, а за вольную трактовку Правил сотрудниками ГИБДД, которые, как оказывается на практике, могут только составить протокол в отношении водителя, а не заниматься предупреждением правонарушений. Управляя автомобилем, делите визуально дорогу пополам так, чтобы уж точно двигаться по своей полосе, потому что спорные ситуации только в законе трактуются в пользу водителя, а на практике, в случае составления в отношении вас протокола об административном правонарушении, придется очень постараться, доказывая свою невиновность.