30 октября в С.-Петербурге начались торжественные мероприятия, посвященные 170-летию железных дорог России. Среди многочисленных почетных гостей мэры и губернаторы областей, председатели законодательных собраний, главы железнодорожных ведомств, ветераны и молодые специалисты РЖД.
Сегодня в стране 17 железных дорог, которые входят в открытое акционерное общество «Российские железные дороги», созданное в 2003 году. Сегодня ОАО «РЖД» - это современная, успешная и активно развивающаяся компания. Весомый вклад в деятельность ОАО «РЖД» вносят тверские железнодорожники. Через станцию Тверь в сутки проходит 141 пара пассажирских поездов. Для удобства пассажиров от станции Тверь отправляются ежесуточно две пары скоростных поездов, в пути до Москвы два часа, в которых есть вагон-ресторан, туалеты, мягкие сиденья. Славится своими успехами в труде локомотивное депо ст.Тверь, занимая передовые места по сети Российских железных дорог по итогам объемов ремонта подвижного состава и перевозимых грузов. Здесь обновляется тепловозный парк современными машинами, улучшены условия труда машинистов. Особой оценки заслуживает труд тверских путейцев. Благодаря их заботе о ремонте и содержании пути головной ход Октябрьской ж.д. находится в отличном состоянии. Одной из приоритетных задач РЖД является развитие скоростного движения; в сообщении Москва - С.-Петербург максимальная скорость составит 250 км/ч, в 2009 году планируется запустить в эксплуатацию поезда Velar Rus производства немецкой компании «Сименс».
Но вернемся к истории железных дорог России 170 лет назад. 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 года из С.-Петербурга отправился первый поезд Царскосельской железной дороги. «Прощайте, мальпосты и дилижансы! Стальные рельсы скоро свяжут Париж, Берлин с Потсдамом. Из Петербурга в Царское Село паровая повозка вас домчит в полчаса. Мы протянем железные дороги от Невы в Москву, Нижний, Варшаву, Таганрог. Мы соединим Балтику с Каспийским морем. Мы посмеемся над остряками, которые не верят, что два параллельных пути могут преобразовать равнины, долы и горы» - эти пророческие слова были сказаны 170 лет назад выдающимся чешским инженером Францем Антоном Герстнером, приехавшим в Россию, чтобы построить здесь первую железную дорогу, соединившую С.-Петербург с Царским Селом (позже с Павловском).
Ф.А. Герстнер (1793 - 1840 гг.) - чешский инженер и предприниматель, профессор Венского политехнического университета, предложил проект строительства железной дороги С.-Петербург - Царское Село - Павловск, создал акционерное общество и руководил строительством Царскосельской железной дороги в 1835 - 1838 годах. Согласно проекту, железнодорожная линия однопутная, длиной 27,5 км, начиналась в С.-Петербурге, имела три станции - Московское шоссе, Царское Село, Павловск. Для реализации проекта в начале 1836 года было образовано акционерное общество с капиталом в три млн. рублей, учредителем которого, в частности, стал Алексей Алексеевич Бобринский (1800 - 1868 гг.), внук Екатерины II и Г.Г. Орлова, высокообразованный, богатый и влиятельный при дворе. Всего было выпущено 15 тысяч акций по 200 рублей, их приобрели 700 человек. Самым большим держателем акций был А.А. Бобринский - 1250 акций. Весь капитал в три млн. рублей был собран в течение шести месяцев.
Следует дать ответ на вопрос, почему император Николай I в обстановке пессимистического отношения многих государственных и общественных деятелей к новому виду транспорта принял окончательное решение - разрешить иностранному инженеру Ф.А. Герстнеру осуществить свой проект строительства железной дороги. Причиной были следующие обстоятельства: в 1816 году двадцатилетний Николай Романов впервые побывал в Лондоне, где познакомился с первыми английскими паровозами и даже «поработал» кочегаром, забрасывая уголь в паровозную топку. То есть о железных дорогах он был освещен не понаслышке.
Император имел неплохую инженерную подготовку. Среди аргументов в пользу строительства железной дороги были и стратегические цели. К этому времени уже работали железные дороги во многих странах Западной Европы - в Великобритании, Австрийской империи, во Франции, в Германии и Польше. Геополитическая ситуация не позволяла России отставать от сопредельных стран. В 1834 году Ф. Герстнер перед приездом в Россию направил письмо Николаю I о необходимости строительства железных дорог в России. К этому времени император уже был знаком заочно с Герстнером и его деятельностью по строительству конной железной дороги в Австрии. Таким образом, утверждая Положение об учреждении Общества акционеров для сооружения железной дороги С.-Петербург - Царское Село - Павловск, император Николай I с полным пониманием открыл дорогу новой технической идее в России - строительству железных дорог.
Строительство дороги началось 1 мая 1836 года в районе Шушарских болот, откуда насыпь возводили в обе стороны к Павловску и С.-Петербургу. На строительстве дороги было занято 1800 рабочих и 1400 солдат.
Трасса была разделена на участки, отдаваемые подрядчикам с артелью в 30 - 40 человек, вооруженных лопатами, кирками, тачками. Перевозка грунта осуществлялась на лошадях. Заказ на строительство паровозов и вагонов, на изготовление рельсов был размещен на заводах Англии и Бельгии. В начальный период работали паровозы, которым были присвоены персональные имена: «Проворный», «Стрела», «Лев», «Орел», «Слон». Паровозы работали на дровах, имели мощность до 100 л.с., развивали скорость до 60 км/час. Для перевозки людей использовалось четыре типа экипажей (вагонов) трех классов: кареты-берлины 1-го класса, дилижансы 2-го класса и вагоны 3-го класса. Стоимость билета была от 45 коп. до 1 руб. серебром. Билеты - металлические жетоны многоразового использования. Связь между станциями обеспечивал оптический телеграф. 3 ноября 1836 года была осуществлена опытная поездка первого поезда. «Не можем изобразить, как величественно сей грозный исполин, пыша пламенем, дымом и кипящими брызгами, двинулся вперед. Стоящие со стороны дороги зрители изумлялись, видя величественное, ровное, легкое, притом скорое движение машины», - писали петербургские газеты.
24 января 1837 года французское посольство было приглашено опробовать новый способ передвижения (интересно, что среди прибывших были Ж. Дантес и барон Геккерн - посланник Голландии). Вот как описывается эта поездка в воспоминаниях: «Несколько сот саней теснились в Павловске у огромного полукруглого павильона. Тысячная толпа собралась у насыпи и протянулась вдоль рельс. Мы с трудом пробрались к месту отбытия паровых карет. Первый обоз был готов к отправлению. Он состоял из паровоза, тендера с дровами и водой, особой повозки с английской трубной машиной, двух вагонов, двух берлинов, двух дилижансов, двух шарабанов и из семисаженной фуры, предназначенной для строевого леса, но на этот раз занятой пассажирами. Каждый обоз простирался на 300 фунтов в длину. Места брались с бою. Свыше 300 человек можно было уместить в ряду разнообразных экипажей, составляющих единую цепь с паровозом. Женщины отважно занимали места и даже боролись за свое право испробовать новый способ быстрой езды.
Паровая машина гениального Стефенсона с ее печью, котлом, цилиндрами и насосами уже тяжело вздыхала, как огромное допотопное животное, готовое ринуться в пространство. На паровозе стоял Герстнер. Лицо его было радостно и почти вдохновенно. Он должен был собственноручно повести паровой поезд вдоль сугробов северных равнин.
Раздались пронзительные сигнальные свистки, и под звуки оркестра, заглушаемые тяжкими вздохами локомотива с грохотом бесчисленных колес, железное чудовище, выпускающее из чугунной трубы густые клубы черного дыма, медленно тронулось в свой прямолинейный путь…»
Однако официальное открытие Царскосельской железной дороги состоялось 30 октября (11 ноября по новому стилю) 1837 года. Многочисленные жители столицы теснились на Загородном проспекте и Семеновском плацу в ожидании отправления первого поезда. В помещении вокзала собрались приглашенные гости, в том числе представители посольств иностранных государств. У перрона стоял состав из восьми двухосных вагонов с прицепленным к нему паровозом, построенном на заводе Д. Стафенсона и доставленным из Англии морским путем.
В 12 часов 45 мин. по звонку станционного колокола поезд, управляемый Ф. Герстнером, плавно отошел от платформы. Через 35 минут под громкие аплодисменты и крики встречающих «Ура!» он прибыл в Царское Село. На обратном пути, желая показать все возможности железной дороги и паровоза, Герстнер развил неслыханную скорость, покрыв расстояние от Царского Села до Петербурга в 23 км за 27 мин. со скоростью 51 км/ч. Временами скорость поезда превышала 63 км/ч. Такой головокружительной езды в то время никто не испытывал. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» с восторгом писала: «Шестьдесят верст в час; страшно подумать… Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет огненной пеной, оставляя за собой белые облака пара. Какая же сила несет эти огромные экипажи с быстротой ветра в пустыне; какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила - ум человеческий…» К открытию дороги Монетным двором была изготовлена бронзовая медаль. По периметру лицевой части надпись: «Николай I, достойный преемник Петра Великого, ввел в России железные дороги». По периметру оборотной стороны: «Строителем первой железной дороги был Франц Герстнер, родом чех, единоплеменный россиянам».
В 1837 году на станции Павловск было построено большое красивое здание, получившее название вокзал от английского «воксхолл». Внутри «воксал» имел большой зал для обедов, балов, танцев, два буфетных зала, комнаты для отдыхающих и прислуги. С первых дней Павловский вокзал стал излюбленным местом отдыха петербуржцев. Известный поэт Н. Кукольник в письме к композитору М. Глинке отмечал: «Для меня железная дорога - очарование, магическое наслаждение. В особенности была приятна вчерашняя поездка в Павловский вокзал...» Большое место в жизни вокзала имела музыка. Сюда приглашали известных дирижеров, певцов, здесь устраивались благотворительные концерты, выступал хор московских цыган. В 1838 - 1839 годах на концертах бывал М. Лермонтов, в 40-е годы - И. Тургенев, А. Брюллов, позже Ф. Достоевский, Л. Толстой. В 1856 году перед публикой предстал оркестр, которым руководил композитор и дирижер Иоганн Штраус. Его выступления в Павловске продолжались десять сезонов. У пуль¬та концертной эстрады «воксала» сто¬яли дирижеры А. Глазунов, П.Глиэр, А.Лядов. Здесь выступали Ф.Шаляпин, А.Собинов, М.Максакова. Павловские концерты посещали М.Глинка, Н.Римский-Корсаков, П.Чайковский. В 1843 году Павловский вокзал посетил О.Бальзак, в 1858 году - Александр Дюма. Слово «вокзал», таким образом, своим происхождением обязано Павловску. В дальнейшем это название распространилось на все пассажирские здания же¬лезнодорожных станций.
Царскосельская железная дорога пробудила интерес общества к новому виду сообщения, позволила оценить преимущество передвижения по рельсам, дала толчок дальнейшему развитию экономики страны в целом и железнодорожной отрасли в частности. Известный русский экономист Чупров писал в 1909 году: «Успехи, достигнутые Царскосельской железной дорогой, имели решающее значение для последующих судеб русской сети рельсовых путей».