Бердянск – город курортный. Все знают, сколько к нам приезжает отдыхающих летом. Особенно теперь, когда в городе появляется все больше частных гостиниц. Все чаще люди приезжают на своих машинах, и количество таких людей с каждым годом будет увеличиваться. А улочки в Бердянске узкие, машинам тесно. Постоянные пробки.
А где у нас можно покупаться в море? В заливе приличных пляжей практически нет. Большую часть побережья занимают либо порт, либо дамбы, где купаться и загорать опасно, да и неудобно. Есть еще Верховая и Коса. Там и море, и песок почище и приятнее. Но как туда добраться? Маршрутки, идущие на косу, постоянно переполнены. На косе все застроено. Очень мало мест, где можно подобраться к воде. На Верховую подъезд только в одном месте. В результате в этом месте большое скопление людей (возьмешь горсть песка, а в ней десяток окурков), а километр вправо, километр влево – на берегу пусто.
Можно еще поехать в санаторий «Бердянск», кстати, по-соседству находится нудистский пляж. Но попробуйте туда добраться чем-нибудь. Ходят всего лишь две маленькие маршрутки – 21/1 и 5/2. Например, чтобы утром попасть в маршрутку 21/1, надо сесть на рынке улица Морозова, потом доехать до тубдиспансера (куда маршрутка приходит уже переполненная) и ехать обратно до санатория «Бердянск». Сесть на любой остановке в сторону санатория не получится никак. Бесполезно, не стоит и пытаться. Весь путь занимает один час. Пассажиры спрессованы, как селедки в бочке. К концу пути из вас, как в соковыжималке, выжмут все соки.
А ведь Верховая и Коса – это Клондайк для Бердянска! Мы ходим по золоту, а как его добыть, как нагнуться и поднять – то ли не знаем, то ли лень.
Как же решить все эти проблемы?
На мой взгляд, есть несколько способов. Возможно, они пригодятся тем, кто данными вопросами занимается. Во-первых, на Верховую надо проложить вокруг лиманов еще дороги, провести также дорогу вдоль побережья Верховой, вплоть до начала косы. Нужно использовать не только сухопутные дороги, но и морские – пустить вдоль берега катера и лодки-такси. А чтобы в песке было меньше окурков, пус-тых бутылок и упаковок, нужно пляжи огородить и сделать их платными, с различными услугами. А работники пляжей будут следить за их чистотой. Ведь находим же мы две гривни, чтобы доехать до Верховой, найдем и еще одну гривню, чтобы полежать на топчане, поваляться в шезлонге, воспользоваться различными услугами пляжных развлечений.
Теперь вернемся в залив. Вы видели открытки с видами нашего города-побратима во Франции Ля-Сейн-Сюр-Мера? Там все побережье усеяно причалами с лодками. А где же наши причалы? Где бетонные площадки вдоль дамбы для отдыхающих? Где молы и буны для защиты от стихий? В позапрошлом веке был построен волнорез для защиты порта. Мы что, за это время деградировали технически?
Теперь переместимся опять на сушу, в город. Что же делать с теснотой на дорогах? Можно, конечно, расширить улицы, как это было сделано по улица К. Маркса. Но, к сожалению, не везде это получится, да и дома ломать жалко. У меня есть другое предложение. Как сейчас происходит: едет автомобиль, а в нем один, от силы два человека, а занимает половину улицы. Давайте пустим больше крупных автобусов. Тогда водитель частного автомобиля предпочтет за гривню без хлопот доехать на автобусе, чем тратить деньги на бензин и подвергать опасности свою жизнь и машину. Но только автобусов должно быть больше, чтобы в них не было давки, чтобы ехать с комфортом.
Это одно решение проблемы, но есть и еще одно. Нижняя часть города – это равнинная местность. Нет ни подъемов, ни спусков. А значит, ее можно сделать велосипедной зоной. А для этого во дворах, в разных местах нужно организовать велосипедные охраняемые стоянки, куда бы человек смог сдать велосипед и получить номерок, как в гардеробе. При стоянках организовать ремонтные мастерские для велосипедов. У кого нет велосипеда, могли бы брать напрокат. Причем сдавать велосипед можно было бы и на другой стоянке. При нынешнем уровне связи это не проблема. Для тех, кто не умеет ездить на велосипеде, организовать больше велорикшей.
Ткаим образом, я уверен, мы значительно разгрузим дороги, и будет намного просторнее. Ну а в дальней перспективе надо строить эстакады над городом, над домами, над улицами, напрямую пересекающие город, по которым будут мчать машины и троллейбусы из конца в конец города.