В этот день первыми нанесли удар по врагу на рава-русском направлении 3-я гвардейская и 13-я армии.
Поскольку противник в их полосе еще предшествующей ночью начал отвод своих войск с главной полосы, там наступление уже с утра проходило успешно. Передовые батальоны, а затем и главные силы обеих армий без артиллерийской подготовки продвинулись на несколько километров вперед, вплоть до второй оборонительной полосы гитлеровцев. Другую тактику применило вражеское командование в полосе 38-й и соседней справа 60-й армий.
Здесь оно не собиралось отводить свои войска на вторую полосу. Это показали действия введенных в бой разведывательных передовых отрядов в составе усиленных стрелковых рот, встретивших в ночь на 13 июля организованное сопротивление. Предполагая, что враг все же начнет отход с первой полосы, командующий фронтом приказал перенести начало наступления на следующее утро.
Однако и к тому времени не было выявлено никаких признаков отвода вражеских войск.
Стало ясно, что здесь противник приготовился к особенно упорной борьбе.
(=h2=)Перегруппировка войск проводилась
Поэтому важное место в подготовке наступления занимала оперативная маскировка.
Перегруппировка войск проводилась только в ночное время. Пристрелку целей артиллерия осуществляла перед участком прорыва с соблюдением прежнего режима огня и в то же время усилила его на левом фланге армии, в полосе 121-й стрелковой дивизии, с тем чтобы отвлечь внимание противника от направления главного удара.
Для этого же на флангах 38-й, а также — по указанию фронта — в полосе соседней 60-й армий 7 сентября была предпринята разведку боем. Все это, как и скрытное сосредоточение сил и средств, несомненно, способствовало обеспечению внезапности удара. Но одного этого было недостаточно для достижения успеха.
Необходимо отметить, что наряду с отсутствием у войск армии опыта ведения боевых действий в труднопроходимой горной местности у них не оказалось и времени для соответствующей тренировки. За четверо суток, которыми они располагали для подготовки операции, удалось сделать в этом отношении немногое.
Тем более, что в соединениях и частях к этому времени имелось значительное число молодых, недавно призванных бойцов.
Так, только в последние дни августа в армию прибыло пополнение численностью свыше 6 тыс. человек.